Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 15:37, реферат
Успех инновационной деятельности, как и любой другой, в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. По мере того как новые научные разработки и технологии становятся основополагающими составляющими национальной мощи государства, страны с рыночной экономикой находят разнообразные возможности для поддержки и развития инноваций. При этом ширится разнообразие методов финансирования инновационной деятельности и спектр мероприятий по косвенной поддержке инноваций.
Введение 3
Глава 1. Особенности системы финансирования инновационной деятельности 4
Глава 2. Анализ системы финансирования инновационной деятельности в России 10
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике и России, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Организационные формы финансирования инновационной деятельности
Форма |
Возможные инвесторы |
Получатели заемных средств |
Преимущества использования формы |
Сложности использования формы в условиях нашей страны |
Дефицитное финансирование |
Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ |
Правительство Российской Федерации |
Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций |
Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета |
Акционерное (корпоративное) финансирование |
Коммерческие банки. Институциональные инвесторы |
Корпорации. Предприятия |
Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия) |
Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора |
Проектное финансирование |
Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы |
Инвестиционный проект. Инновационный проект |
Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля |
Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим |
Глава 2. Анализ системы финансирования инновационной деятельности в России
Финансирование инновационной деятельности в России представляет собой сложный многостадийный процесс, в котором принимает участие множество субъектов, организаций и институтов. Роль каждого из них изменяется в соответствии со стадией развития инновационного проекта или фирмы. Между этими элементами выстраиваются отношения по поводу получения необходимых финансовых ресурсов и их предоставления, что приводит к формированию между ними определенных взаимосвязей, поддерживаемых посредством финансовых механизмов. Среди них можно выделить инновационные фирмы, стремящиеся получить необходимые финансовые ресурсы, компании, инвестиционные фонды, бизнес-ангелы, предоставляющие их, и государственные институты, создающие условия для их взаимодействия. Таким образом, финансирование инноваций осуществляется в рамках определенной системы, которую можно назвать системой финансирования инновационной деятельности.
Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.
Финансирование инновационной деятельности можно рассматривать как отношения по поводу получения необходимых финансовых ресурсов для трансформации идей и знаний в конечные продукты и внедрение их в практическую деятельность. Однако стоит говорить о том, что инновационная деятельность обладает своими особенностями, которые характеризуют весь процесс финансирования. Для воплощения инновационного замысла необходимы финансовые ресурсы на каждом этапе жизненного цикла инновации. Исходя из этого, можно выделить следующие типы инновационных затрат:
•исследовательские (НИР и ОКР);
•производственные;
•маркетинговые;
• ликвидационные.
Исследование жизненного цикла инновации позволило сделать вывод о том, какие затраты осуществляются инновационной фирмой на каждой фазе жизненного цикла (см. рис.1).
Исследовательские затраты включают в себя все издержки, которые необходимо осуществить для проведения фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок и создания конечного продукта для внедрения на рынок.
Производственные затраты направлены на создание первой партии готового продукта, расширение производства и его ассортимента, модернизацию основных средств и введение новых производственных процессов.
Маркетинговые затраты связаны непосредственно с диффузией инноваций и ее внедрением в практическую деятельность. В целом это стандартные затраты предприятия на проведение маркетинга и увеличение уровня продаж. Однако инновационный товар обладает своими особенностями в процессе реализации, так как потребителю необходимо объяснить его назначение и особенности.
Ликвидационные затраты представляют издержки, которые несет фирм в связи с завершением инновационного проекта. На данном этапе определяется его остаточная стоимость и осуществляется реализация его остаточных результатов. Данный тип затрат производится на этапе окончания инновационного проекта при достижении поставленных целей. Созданная инновация исчерпывает свой потенциал, фиксируется прибыль, инновация уходит с рынка.
Можно выделить 3 группы элементов системы финансирования инноваций:
1. Объекты
финансирования. Ими являются инновационные
проекты и фирмы, которым необходимы
финансовые ресурсы на
2. Государственные
институты. В лице органов федерального,
регионального и
3. Финансовые
агентства. Источники финансовых
ресурсов для объектов
В данном случае, СФИД является составной частью национальной инновационной системы и обеспечивает взаимосвязь между предпринимательским сектором, исследовательским сектором и государством. Во многом это достигается за счет применения механизмов финансирования. Основное назначение СФИД сводится к обеспечению оптимального уровня финансирования инновационной деятельности на всех стадиях развития инновационной фирмы или проекта с целью обеспечения необходимого уровня инновационного потенциала. Исходя из всего вышесказанного, можно построить схему системы финансирования инновационной деятельности (СФИД), рис 2.
Во главе угла финансирования инновационной деятельности стоит статус инновационной фирмы и понятие инновационной деятельности, которые сегодня невозможно качественно определить, используя современное российское законодательство.
Как было сказано ранее, в СФИД участвуют организации негосударственного сектора, осуществляющие финансирование инновационных проектов и фирм. Всех их можно объединить в одну категорию «финансовые агентства». Здесь можно выделить 2 типа финансовых агентств: институциональные и неинституциональные. К институциональным относятся крупные частные корпорации, инвестиционные фонды, коммерческие организации и т. д. Эти организации обладют значительными финансовыми ресурсами и относятся к инвестициям, в том числе в инновационные проекты, как к профессиональной деятельности. К неинституциональным можно отнести физические лица, небольшие предприятия, которые часто выступают в роли бизнес-ангелов для молодых инновационных проектов. Тем не менее, в некоторых случаях бизнес-ангелом может считаться финансовое агентство институционального типа, например, крупная корпорация.
Процесс обеспечения финансовыми ресурсами инновационной деятельности осуществляется посредством применения механизмов финансирования инноваций. Сегодня понятие «финансовый механизм» лежит в основе системы финансирования инноваций и преимущественно рассматривается с точки зрения системного подхода. Однако этимологический анализ показывает, что рассматриваемый термин сильно апроксимирован с точки зрения предлагаемых формулировок. С одной стороны, финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения лагоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Миляков Н. В. утверждает, что под финансовым механизмом следует понимать систему установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений. По мнению Дробозиной Л. Л., финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Коптева Е. П. представляет финансовый механизм предприятия как совокупность приемов и методов, позволяющих реализовывать направления его финансовой политики, обеспечивать достижение поставленной цели.
Некоторые исследователи полагают, что финансовый механизм – это система управления финансами. Например, Поддерегин А. М. рассматривает финансовый механизм как целостную систему управления финансами предприятия, тем самым расширяя сферу данного феномена до функций управления. В свою очередь Бланк И. А. исследует финансовый механизм как «систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия». Некоторые ученые рассматривают механизм как систему инструментов и методов управления финансами. В. В. Ковалев понимает под финансовым механизмом систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов. Все это подтверждает отсутствие единства позиции даже в рамках системного подхода.
А. Ю. Казак представляет финансовый механизм как средство воздействия субъекта на объект финансовой системы, внешнюю форму проявления практической реализации функций финансов, совокупность различных форм и методов использования государством финансов в целях обеспечения реализации соответствующей финансовой политики в рамках экономической системы. Резюмируя все выше изученное, можно сделать вывод, что формулировки понятия финансового механизма слишком размыты и не дают возможности прийти к одному мнению.
Проведенный анализ показал, что почти никто не рассматривает механизм финансирования как средство финансового обеспечения определенных объектов посредством преобразования финансовых ресурсов. В большинстве случаев о финансовом механизме говорят, как о системе управления, а не системе преобразования финансов, что, по мнению автора, сегодня играет ключевую роль в процессе финансирования инновационной деятельности России. Это прекрасно можно доказать на практике. Например, механизм налогового финансирования посредством инструмента налоговых льгот преобразует финансовые ресурсы, недополученные в государственный бюджет в виде налоговых отчислений, в финансовые ресурсы предприятий, которые перераспределяются и направляются на модернизацию производства, проведение НИОКР и создание новых технологий и разработок. Иными словами государственные финансы преобразуются в финансы инновационных фирм.
Разумеется, в содержание понятия механизма финансирования будут входить надлежащие функции управления, такие как прогнозирование, планирование, контроль, учет и анализ. Однако они не определяют назначение финансового механизма, а лишь являются инструментами, с помощью которых оно осуществляется. Все эти функции будут направлены на преобразование финансовых ресурсов из выбранных источников финансирования (в зависимости от типа финансового механизма) в финансовые ресурсы объектов финансирования (инновационных проектов и фирм).
В некоторой степени об этом говорит Березкин Ю. М. в рамках финансово-инженерного подхода, выделяя две основные особенности финансового механизма, не рассмотренные другими учеными: 1) механизм должен быть связан с движением (изменениями, процессами); 2) механизм должен преобразовывать движение одних сущностей в движение других. Тем не менее, проведенный анализ авторитетных точек зрения позволяет сделать вывод, что под механизмом финансирования инноваций следует понимать систему методов и инструментов, применяемых для аккумулирования финансовых ресурсов посредством их преобразования и обеспечения с их помощью инновационных проектов и фирм.
Анализ авторитетных точек зрения позволяет сформулировать свое понятие механизма финансирования инноваций:
Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.
Анализ сущности финансов позволяет выделить следующие функции финансового механизма, которые определяют его назначение:
1. Аккумулирующая функция.
2. Распределительная функция.
3. Преобразовательная функция.
Аккумулирующая функция. Финансовый механизм служит средством для получения финансовых ресурсов, направляемых на решение конкретных задач.
Распределительная функция. Полученные финансовые ресурсы посредством финансового механизма должны быть оптимально распределены между сформированными направлениями и объектами финансирования.
Преобразовательная функция. Финансовый механизм призван преобразовать движение финансовых ресурсов в одном месте в движение этих ресурсов в другом.
Процесс финансирования инноваций сильно отличается от финансирования других объектов, что влияет на применение механизмов финансирования. Тем не менее, сущность используемых механизмов финансирования будет схожа.
Исходя из этого, автор разработал свою интегрированную классификацию механизмов финансирования инноваций (см. Таблица 1).
Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам (см. Таблица 2).
Информация о работе Анализ системы финансирования инновационной деятельности в России