Бюджетное финансирование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:21, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является исследование бюджетного финансирования инвестиционной деятельности России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Сущность и значение бюджетного финансирования……………….5
Глава II.Система бюджетного финансирования в России…………………...9
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3 

Глава I. Сущность и значение бюджетного финансирования……………….5 

Глава II.Система бюджетного финансирования в России…………………...9 

Заключение……………………………………………………………………..14 

Список  литературы……………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  бюджетного финансирования инвестиционной деятельности в отечественной экономике  остается предметом острых дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная  экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и  исполнительной власти. На каждом этапе  развития общественно – экономической  формации отношения по поводу привлечения  и государственного регулирования  и финансирования инвестиций представляют интерес, прежде всего, с точки зрения достаточности инвестиционных ресурсов для проведения соответствующей структурной перестройки экономики, экономического роста и повышения качества жизни людей.

     Анализ  результатов функционирования национального  хозяйства показывает, что попытки  преодолеть инвестиционный кризис на основе чисто либеральных подходов к реформированию экономики в  условиях отсутствия полноценной инвестиционной инфраструктуры не увенчались успехом.1 Все это говорит о том, что выбранная для исследования темя является актуальной и требует разработки концептуальных основ эффективного государственного финансирования инвестиционных процессов для решения проблем экономического роста. В начале 90-х годов прошлого столетия в экономической литературе появилось значительное количество публикаций, посвященных теоретическим проблемам функционирования инвестиционной сферы и ее государственного финансирования. Большой вклад в разработку этих проблем внесли: Л.И. Абалкин, Н.И. Аристер, Л.П. Кураков, Необходимо отметить, что в отечественной экономической литературе проблема государственного финансирования  инвестиционной деятельности в экономике остается недостаточно исследованной.

     В работах ученых - экономистов еще  слабо освещенными остаются проблемы, касающиеся характера и специфики  государственного регулирования инвестиционных процессов в условиях рыночной экономики, формирования инвестиционных структур и их воздействия на характер государственного регулирования инвестиционных процессов. Острая необходимость ощущается сегодня в дополнительных научных исследованиях теоретических и методологических проблем, связанных с государственным регулированием инвестиционной деятельности на уровне регионов.

     Целью данной контрольной работы является исследование бюджетного финансирования инвестиционной деятельности России.

     Указанная цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

     -уточнить сущность и значение бюджетной инвестиционной деятельности;

     -рассмотреть систему государственного финансирования инвестиций в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Сущность и значение бюджетного финансирования  инвестиций 

     Бюджетное финансирование - это безвозвратное направление средств соответствующих бюджетов (государственного, областного, городского, районного, поселкового, сельского) на содержание учебных заведений, здравоохранения или другие меры согласно смете расходов по каждому заведению, учреждению или мероприятию или согласно со сводными сметами расходов по министерству, ведомству, управлению2.

     Бюджетное финансирование строится на принципах: обоснованности величины расходов; четкого  целевого использования средств; учета  выполнения запланированных в бюджете  мероприятий; контроля за эффективным использованием средств.

     Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

     Получить  государственные инвестиции могут  лишь предприятия, находящиеся в  государственной собственности, а  также юридические лица, связанные  с реализацией государственных  программ. Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений.

     На  федеральном уровне финансируются  только федеральные программы и  объекты, находящиеся в федеральной  собственности; на региональном – только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

     Прямая  бюджетная поддержка может осуществляться в виде гарантий или бюджетных  инвестиций и бюджетных кредитов.

     Бюджетные ассигнования имеют ограниченные размеры  и применяются в основном в  отношении государственных предприятий  и организаций, имеющих стратегическое значение.

     Основной  системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств.

     Принципы  бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся3:

     1)получение максимального эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

     2)целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

     3)предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль над деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

     4)безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

     5)бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

     Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования инвестиционных программ, включаются в состав расходов бюджета соответствующего уровня. Процедура предоставления бюджетных  инвестиций предполагает подготовку пакета документов, состоящего из технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана  передачи земли и сооружений, проекта  договора между соответствующим  органом исполнительной власти и  субъекта инвестиций об участии в  собственности последнего. Только при  наличии указанных документов инвестиционный проект может быть включен в проект соответствующего бюджета.

     Предоставление  государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет за собой  одновременное возникновение права  собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и его имущества. Созданные с привлечением бюджетных  средств объекты производственного  и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества  передаются в управление соответствующим  органам управления государственным  имуществом.

     Формы бюджетного финансирования инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, определяются характером экономических  задач, решаемых в рамках конкретного  периода развития страны. Так, в середине 90-х годов ХХ века мерами государственной инвестиционной политики был предусмотрен переход от безвозвратного финансирования к предоставлению бюджетных средств на возвратной и платной основе для реализации высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов.

     Условия и порядок конкурсного отбора и финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств определялись Методическими рекомендациями о  порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Система  бюджетного финансирования инвестиций в России 

     О расходах бюджетов субъектов Российской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах. В материальном смысле расходы бюджета  субъекта Российской Федерации –  это денежные средства, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации  на финансовое обеспечение задач  и функций субъекта Российской Федерации. В экономическом смысле расходы  бюджета субъекта Российской Федерации  представляют собой отношения, возникающие  в процессе распределения бюджета  как централизованного фонда  данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических  отношений – отношениях по расходованию бюджета как централизованного  фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных  отношениях. С экономической точки  зрения, данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений. В  правовом смысле расходы бюджета  субъекта Российской Федерации представляют собой часть бюджета как финансово-планового  акта, а именно расходную часть  бюджета. Известно, что бюджет состоит  из двух частей: доходной и расходной. В этом смысле правовой акт об утверждении бюджета представляет собой роспись доходов и расходов субъекта Российской Федерации. Бюджет, будучи оформленным, в виде правового акта, придает экономическим отношениям по расходованию бюджета субъекта Российской Федерации (расходным бюджетным отношениям) характер правовых отношений. Субъект Российской Федерации предоставляет денежные средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего между ними денежного обязательства, а в силу того, что субъект Российской Федерации в процессе предоставления этих денежных средств реализует свою функцию публичного характера, выступая в качестве политического субъекта. Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации:

     1)бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета;

      2)бюджетное кредитование – возвратное предоставление денежных средств из бюджета;

     3)погашение долговых обязательств бюджета4

     В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

     1) финансирование по системе «нетто-бюджет»  — выделяется на довольно ограниченный  круг затрат, предусмотренных утвержденным  бюджетом;

     2) финансирование по системе «брутто-бюджет»  — применяется для предприятий  и организаций, полностью состоящих  на бюджетном финансировании. В  этом случае бюджетные средства  предоставляются на все виды  расходов, которые связаны как  с текущим содержанием, так  и с расширением деятельности  бюджетных учреждений.

     Указанные способы предоставления денежных средств  осуществляются при помощи следующих  форм бюджетного финансирования:

     1)ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

     2)средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

     3)трансфертов населению;

     4)ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;

     5)ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

     6)ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

     7)субвенций  и субсидий физическим и юридическим  лицам; 

     8)межбюджетных трансфертов;

     9)инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

     10)средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.5

     Ассигнования, которые выделены бюджетным учреждениям, расходуются исключительно на: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые  в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; командировочные и иные выплаты  работникам. Кроме того, бюджетные  учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным  ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров  гражданско-правового характера.

Информация о работе Бюджетное финансирование инвестиций