Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 19:07, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении долгосрочных вложений капитала для создания нового или модернизации действующего производства, являющегося важнейшим фактором экономического роста страны, а также в исследовании государственной инвестиционной политики и оценки инвестиционной активности в России.
Рисунок 3. 5 – Прогноз динамики инвестиций в основной капитал по кварталам до 2010 года
Из рисунка 3.5 видно, что приток инвестиций в основной капитал в течении 2007 и 2008 годов непостоянен. В начале 2007 года график имеет возрастающую тенденцию, т.е приток инвестиций постоянно возрастает. На начало 2008 года прирост инвестиций резко снижается, но в последующем постепенно возрастает. Здесь можно увидеть некую периодичность. В общем же темп прироста умеренно увеличивается, поэтому приток инвестиций в основной капитал на ближайшие 3 года имеет возрастающую тенденцию.
Чтобы определить прогноз на долгосрочную перспективу возьмём данные объёма инвестиции за несколько лет, а именно, с 2003 по 2007 года и построим линию тренда на 1 пункт вперёд. Используем экспоненциальную линию тренда, так как показатель R2 ближе всего к 1, следовательно, более точно показывает величину достоверности.
Рисунок 3. 6 – Прогноз динамики инвестиций в основной капитал до 2012 года
Из рисунка 3.6 видно, что приток инвестиций в основной капитал с 2003 по 2007 годов непостоянен и имеет возрастающую тенденцию. Поэтому течении последующих 5 лет приток инвестиций имеет положительный прогноз к последующему росту.
Сравнив динамику инвестиционных процессов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, мы определили положительную тенденцию к дальнейшему росту.
Основные показатели прироста капитала в стране прямо пропорциональны размерам объема ВВП (рисунок 3.7).
С помощью данных из таблицы 3.4 определим зависимость между объёмами инвестиций и ВВП.
Таблица 3. 4 – Объём инвестиций и ВВП
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
1165,2 |
1762,4 |
2186,4 |
2865,0 |
3611,1 |
4730,0 |
6626,8 |
ВВП, млрд. руб. |
7305,6 |
8943,6 |
10830,5 |
13243,2 |
17048,1 |
21620,1 |
26781,1 |
Рисунок 3. 7 – Динамика инвестиций в основной капитал и ВВП
Коэффициент корреляции между уровнем национальных инвестиций и объёмом ВВП равен 0,995416369, что говорит о тесной взаимосвязи между ними.
В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.
Также мы определили, что инвестиции по объектам вложения средств делятся на капиталообразующие (прямые) и портфельные (финансовые), также существует и более разветвленные структуры, разграничивающие инвестиции, такие как: инвестиции в нефинансовые активы, инвестиции по отраслям экономики, по формам воспроизводства в реальном секторе, по источникам финансирования и др.
От подбора источников финансирования зависит не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение конечных доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в обществе механизма хозяйствования.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание.
По ряду системных рыночных признаков инвестиционный климат в стране по-прежнему столь же неблагоприятен, как и в преддевальвационный период. Причины состоят в институциональной и законодательной неурегулированности инвестиционной деятельности, в том числе относительно обеспечения прав собственности; незащищенности инвесторов; высоких транзакционных и налоговых издержках; высоких барьерах для “входа” инвесторов на рынок; исключительно низкой роли государства как создателя правового режима инвестиционной деятельности.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Также, спрогнозировав динамику инвестиционных процессов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, мы определили положительную тенденцию к дальнейшему росту. В связи с повышение темпов роста производства продукции и услуг базовых отраслей экономики и, прежде всего, повышение темпов роста промышленного производства, увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов, расширение инвестиционных возможностей экспортоориентированных отраслей в результате улучшения внешнеэкономической конъюнктуры наблюдается положительная динамика прироста как инвестиций в основной капитал, так и иностранных инвестиций. В тоже время инвестиционная активность относительно высоким темпом инфляции, незначительными объемами государственных инвестиций, высокой динамикой импорта.
Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к ВТО, углубление сотрудничества с ЕС и трансформация экономических связей в рамках СНГ), так и регионально-отраслевых ориентиров.
Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должны быть направлены на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.
Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет уровень социально-экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутрирегиональных источников инвестиций объемы внешних поступлений не позволят регионам выйти из кризиса и обеспечить высокие темпы экономического роста.
Динамика инвестиционных процессов как в стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженностей предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.
Все это формирует неблагоприятный инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.
Таким образом, активизация инвестиционного процесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предполагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми и перерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главные отрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировых конкурентов.
Таблица 1. 1 – Классификация инвестиций
Инвестиции |
|||||||||||||||||
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ | ||||||||||||
по объектам вложения средств |
по характеру участия в инвестировании |
по периоду инвестирования |
по формам собственности |
по инвестиционной территории |
по способу учета средств | ||||||||||||
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ ¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ |
¯ | |||
реальные |
портфельные |
прямые |
косвенные |
краткосрочные |
среднесрочные |
долгосрочные |
частные |
государственные |
смешанные |
иностранные |
совместные |
внутренние |
внешние |
валовые |
чистые |
Таблица 1. 2 – Структура инвестиций в нефинансовые активы
Годы |
Инвестиции |
в том числе | |||
инвестиции |
инвестиции |
инвестиции в другие нефинан- |
затраты на научно-исследо- | ||
2000 |
100 |
98,4 |
1,5 |
0,1 |
- |
2001 |
100 |
99,1 |
0,7 |
0,2 |
- |
2002 |
100 |
98,6 |
0,5 |
0,9 |
- |
2003 |
100 |
98,9 |
0,5 |
0,6 |
- |
2004 |
100 |
99,1 |
0,4 |
0,5 |
- |
2005 |
100 |
98,2 |
0,8 |
0,7 |
0,3 |
2006 |
100 |
98,7 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
2007 |
100 |
98,8 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |