Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:36, реферат
В работе определены сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики, как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Автор рассматривает состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс и инвестиционный климат.
Автором сделана попытка определения факторов, влияющих на эффективность регулирования инвестиционной деятельности в России, и конкретизации понятия «региональный инвестиционный климат».
- строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар- Пермь. Новая железнодорожная магистраль сократит до 800 км пробег из регионов Урала и Сибири к Архангельску и Мурманску и обеспечит выход к портам Финляндии. Основной объем грузоперевозок по новой магистрали составят коксующиеся и энергетические угли, лесо- и пиломатериалы, нефтяные продукты, бокситовые, марганцевые и хромитовые руды, строительное и технологическое оборудование (расчетный объем инвестиций 650 млн. долл. США);
- создание в Удорском районе Республики Коми на базе избыточных лесосырьевых ресурсов производства товарной беленой сульфатной целлюлозы из древесины лиственных и хвойных пород в объеме 500 тыс. в год (общая сумма инвестиционных затрат расчетно составляет 796,4 млн. долл. США);
- строительство завода по производству соли «Экстра». Проектом предусматривается организация рентабельного производства высококачественной соли мощностью 360 тыс. в год на базе крупного месторождения (2750 млн. тонн утверждены Государственной Комиссией по запасам каменной соли). Сегодня спрос на данную продукцию в Европейской части Российской Федерации покрывается за счет импорта соли из стран Дальнего Зарубежья (стоимость реализации проекта 1681 млн. руб.) и др.
Необходима разработка механизмов реализации государственной политики для обеспечения экономической безопасности как хозяйствующих субъектов, так и региона в целом. Такими механизмами являются: активизация инвестиционной деятельности путем усиления регулирующей и стимулирующей роли государства в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики, создание эффективно действующей системы защиты прав собственности инвесторов, создание условий для дополнительных эмиссий акций, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение высокого уровня корпоративного управления.
В Республике Коми на сегодняшний день действует республиканский закон об инвестиционной деятельности, определяющий правовые и экономические условия ее осуществления, а также формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти республики.
Важным элементом системы стимулирования инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер, способных стимулировать потенциальных инвесторов, включая население к повышению инвестиционной активности.
Говоря о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством использования механизма рынка ценных бумаг, следует отметить, что российскими регионами не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира. К таким формам относятся:
- освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;
- зачет отрицательных курсовых разниц для различных инвесторов;
- перенос отрицательных разниц на несколько лет вперед;
- поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;
- налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;
- вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы.
Кроме того, в целях стимулирования инвестиционной деятельности целесообразным также является восстановление налоговой льготы, действовавшей до 1 января 2002 г. В соответствии с этой инвестиционной льготой, компании могли выводить из-под налогообложения 50 % прибыли, если она направлялась на инвестиции. При этом не следует забывать, что налоговая льгота влияет на увеличение налогооблагаемой базы.
Еще одним эффективным механизмом активизации инвестиционной деятельности предприятий Республики Коми, в условиях недостатка собственных оборотных средств и невозможности получения дорогостоящих банковских кредитов является выпуск дополнительных акций в целях привлечения инвестиций. Однако, анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования как в целом в стране, так и в Республике Коми показывает, что роль дополнительных эмиссий ценных бумаг в привлечении инвестиций является мизерной, а доля государственных инвестиций заметно уменьшается.
Несмотря на внушительные масштабы сформированного в ходе приватизации корпоративного сектора, включающего около 30 тыс. акционерных компаний, роль эмитируемых ими ценных бумаг в финансирование инвестиций в России очень мала и составляет менее 1 % общего объема капитальных вложений в основной капитал.
Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий можно выделить следующие:
- противодействие
этому держателей значительных
пакетов акций, поскольку это
ведет к уменьшению доли
- малочисленность
эффективных собственников –
субъектов присвоения, прямо или
опосредованно обеспечивающих
- незаинтересованность
в раскрытии финансовой
- пассивность
отечественных
- достаточно
высокое налогообложение
- разочарование
большей части инвесторов в
возможностях фондового рынка,
недоверие к ценным бумагам,
эмитентами которых является
как государство, так и
- слабая
правовая и гарантийная защита
инвестиций, отсутствие эффективной
системы защиты прав
- неразвитость
отдельных составляющих
- неэффективность
существующего механизма
- низкая
правовая культура
- не высокий уровень практики корпоративного управления, который оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне.
Опыт показал, что проведение акционерными обществами дополнительных эмиссий сталкивается с упорным противодействием владельцев крупных пакетов акций. Они, к сожалению, предпочитают скорее оставить свои компании без притока инвестиций (путем дополнительных эмиссий), чем допустить возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Эти акционеры понимают, что при дополнительной эмиссии, для сохранения своей доли и удержания контроля над предприятием, им необходимо будет вложить значительные средства в приобретение дополнительных акций (несравнимые по размеру с теми затратами, которые они понесли при приобретении данных пакетов в период приватизации). И это несмотря на то, что вложенные ими средства пойдут на развитие принадлежащего им же акционерного общества.
Такое положение
связано с отсутствием
Одним из вариантов
решения данной проблемы могло бы
стать принятие специальных нормативно-
Конечно, отдельные льготы, предоставляемые владельцам ценных бумаг, еще недостаточны для активизации инвестиционной деятельности. В действие должны быть приведены одновременно все элементы системы стимулирования этого процесса.
Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.
Работая в соответствии с принципами корпоративного управления, можно значительно уменьшить ряд существующих причин отсутствия масштабных эмиссий, поскольку добросовестная практика корпоративного управления является залогом того, что применяющая ее компания учитывает интересы широкого круга заинтересованных лиц и что руководство данной компании подотчетно самой компании. Это, в свою очередь, помогает поддерживать доверие со стороны инвесторов, как отечественных, так и иностранных, и привлекать более долгосрочные инвестиции. Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться на всестороннем изучении и практике применения отечественного и зарубежного опыта.
Кроме того, привлечению инвестиций в регион может способствовать определение рейтинга корпоративного управления предприятиями Республики Коми. Данный рейтинг представляет собой анализ, показывающий, в какой степени управление данной компанией соответствует положениям Корпоративного кодекса и международным принципам корпоративного управления и определяющий, как интересы акционеров компании поддерживаются управленческими действиями. Наличие рейтинговой оценки корпоративного управления в конечном итоге будет способствовать стабильному положению компании в глазах потенциальных инвесторов и привлечению масштабных инвестиций.
Таким образом, в современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.