Инвестиции и инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:36, реферат

Краткое описание

В работе определены сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики, как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Автор рассматривает состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс и инвестиционный климат.
Автором сделана попытка определения факторов, влияющих на эффективность регулирования инвестиционной деятельности в России, и конкретизации понятия «региональный инвестиционный климат».

Вложенные файлы: 1 файл

ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

-          строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар- Пермь. Новая железнодорожная магистраль сократит до 800 км пробег из регионов Урала и Сибири к Архангельску и Мурманску и обеспечит выход к портам Финляндии. Основной объем грузоперевозок по новой магистрали составят коксующиеся и энергетические угли, лесо- и пиломатериалы, нефтяные продукты, бокситовые, марганцевые и хромитовые руды, строительное и технологическое оборудование (расчетный объем инвестиций 650 млн. долл. США);

-          создание в Удорском районе Республики Коми на базе избыточных лесосырьевых ресурсов производства товарной беленой сульфатной целлюлозы из древесины лиственных и хвойных пород в объеме 500 тыс. в год (общая сумма инвестиционных затрат расчетно составляет 796,4 млн. долл. США);

-          строительство завода по производству соли «Экстра». Проектом предусматривается организация рентабельного производства высококачественной соли мощностью 360 тыс. в год на базе крупного месторождения (2750 млн. тонн утверждены Государственной Комиссией по запасам каменной соли). Сегодня спрос на данную продукцию в Европейской части Российской Федерации покрывается за счет импорта соли из стран Дальнего Зарубежья (стоимость реализации проекта 1681 млн. руб.) и др.

Необходима  разработка механизмов реализации государственной  политики для обеспечения экономической  безопасности  как хозяйствующих субъектов, так и региона в целом. Такими механизмами являются: активизация инвестиционной деятельности путем усиления регулирующей и стимулирующей роли государства в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики, создание эффективно действующей системы защиты прав собственности инвесторов, создание условий для дополнительных эмиссий акций, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение высокого уровня корпоративного управления.

В Республике Коми на сегодняшний день действует  республиканский закон об инвестиционной деятельности, определяющий правовые и экономические условия ее осуществления, а также формы государственной  поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной  власти республики.

Важным элементом  системы стимулирования инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер, способных стимулировать потенциальных инвесторов, включая население к повышению инвестиционной активности.

Говоря о  налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством  использования механизма рынка ценных бумаг, следует отметить, что российскими регионами не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира.  К таким формам относятся:

-    освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;

-    зачет отрицательных курсовых разниц для различных инвесторов;

-    перенос отрицательных разниц на несколько лет вперед;

-    поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;

-    налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;

-    вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы.

Кроме того, в целях стимулирования инвестиционной деятельности целесообразным также  является восстановление налоговой  льготы, действовавшей до 1 января 2002 г. В соответствии с этой инвестиционной льготой, компании могли выводить из-под  налогообложения 50 % прибыли, если она  направлялась на инвестиции. При этом не следует забывать, что налоговая  льгота влияет на увеличение налогооблагаемой базы.

Еще одним  эффективным механизмом активизации  инвестиционной деятельности предприятий  Республики Коми, в условиях недостатка собственных оборотных средств и невозможности получения дорогостоящих банковских кредитов является выпуск дополнительных акций в целях привлечения инвестиций. Однако, анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования как в целом в стране, так и в Республике Коми показывает, что роль дополнительных эмиссий ценных бумаг в привлечении инвестиций является мизерной, а доля государственных инвестиций заметно уменьшается.

Несмотря  на внушительные масштабы сформированного  в ходе приватизации корпоративного сектора, включающего около 30 тыс. акционерных  компаний, роль эмитируемых ими ценных бумаг в финансирование инвестиций  в России очень мала и составляет менее 1 % общего объема капитальных вложений в основной капитал.

Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий  можно выделить следующие:

- противодействие  этому держателей значительных  пакетов акций, поскольку это  ведет к уменьшению доли принадлежащих  им ценных бумаг в уставном  капитале общества и ослабляет  контроль над ними;

- малочисленность  эффективных собственников –  субъектов присвоения, прямо или  опосредованно обеспечивающих расширенное  воспроизводство валового внутреннего  продукта;

- незаинтересованность  в раскрытии финансовой информации  предприятиями и профессиональными  участниками рынка ценных бумаг;

- пассивность  отечественных институциональных  инвесторов (страховых компаний, негосударственных  пенсионных фондов) на рынке ценных  бумаг;

- достаточно  высокое налогообложение дополнительных  выпусков ценных бумаг;

- разочарование  большей части инвесторов в  возможностях фондового рынка,  недоверие к ценным бумагам,  эмитентами которых является  как государство, так и акционерные  общества;

- слабая  правовая и гарантийная защита  инвестиций, отсутствие эффективной  системы защиты прав собственности;

- неразвитость  отдельных составляющих инфраструктуры  и субъектов рынка ценных бумаг;

- неэффективность  существующего механизма государственного  регулирования рынка ценных бумаг;

- низкая  правовая культура потенциальных  отечественных инвесторов;

-  не высокий уровень практики корпоративного управления, который оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне.

Опыт показал, что проведение акционерными обществами дополнительных эмиссий сталкивается с упорным противодействием владельцев крупных пакетов акций. Они, к  сожалению,  предпочитают скорее оставить свои компании без притока инвестиций (путем дополнительных эмиссий), чем допустить возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Эти акционеры  понимают, что при дополнительной эмиссии, для сохранения своей доли и удержания контроля над предприятием, им необходимо будет вложить значительные средства в приобретение дополнительных акций (несравнимые по размеру с теми затратами, которые они понесли при приобретении данных пакетов в период приватизации). И это несмотря на то, что вложенные ими средства пойдут на развитие принадлежащего им же акционерного общества.

Такое положение  связано с отсутствием эффективных  собственников, призванных реализовывать  и оптимально сочетать свои явно частные  и общественные функции и, тем  самым, прямо или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества и большинства  его социальных групп.

Одним из вариантов  решения данной проблемы могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию дополнительных эмиссий и предоставление акционерам соответствующих льгот.

Конечно, отдельные  льготы, предоставляемые владельцам ценных бумаг, еще недостаточны для  активизации инвестиционной деятельности. В действие должны быть приведены  одновременно все элементы системы  стимулирования этого процесса.

Немаловажным  механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к  корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций. 

Работая в  соответствии с принципами корпоративного управления, можно значительно уменьшить  ряд существующих причин отсутствия  масштабных эмиссий, поскольку добросовестная практика корпоративного управления является залогом того, что применяющая ее компания учитывает интересы широкого круга заинтересованных лиц и что руководство данной компании подотчетно самой компании. Это, в свою очередь, помогает поддерживать доверие со стороны инвесторов, как отечественных, так и иностранных,  и привлекать более долгосрочные инвестиции. Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться на всестороннем изучении и практике применения отечественного и зарубежного опыта.

Кроме того, привлечению инвестиций в регион может способствовать определение  рейтинга корпоративного управления предприятиями  Республики Коми. Данный рейтинг представляет собой анализ, показывающий, в какой  степени  управление данной компанией соответствует положениям  Корпоративного кодекса  и международным принципам корпоративного управления и определяющий, как интересы акционеров компании поддерживаются управленческими действиями.  Наличие рейтинговой оценки корпоративного управления в конечном итоге будет способствовать стабильному положению компании в глазах потенциальных инвесторов и привлечению масштабных инвестиций.

Таким образом, в современных условиях развития  экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу   и обеспечения экономического роста  необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка  реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения  и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.   

 

 

 


Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика