Инвестиционные проблемы муниципалитетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики муниципального образования.
Дополнительную актуальность исследованию придает расширившееся использование технологий муниципального стратегического планирования. Вследствие несовершенства межбюджетных отношений муниципальные образования, имеющие «бюджеты выживания», вынуждены осуществлять поиск необходимых для реализации принятых концепций своего комплексного социально-экономического развития в рамках проведения местной инвестиционной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический и правовой аспекты инвестиций в РФ
1.1. Сущность и виды инвестиций……………………………………………….4
1.2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ………...…7
1.3. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований………………………………………………………………….……9
Глава 2. Инвестиционная политика муниципального образования на примере городского округа г.Бор
2.1. Основные тенденции в инвестиционном секторе российской экономики. ………………………………………………………………….…....16
2.2. Инвестиционный климат Нижегородской области.………………..…..…19
2.3 Рейтинги инвестиционной привлекательности………………………...….25
2.4 Инвестиционная деятельность в 2012 году на примере городского округа г.Бор…………………………………………….………………………….…..…25
2.5 Техническая оснащенность и развитое состояние транспортной инфраструктуры городского округа г. Бор.………………...……………….…29
Глава 3. Инвестиционные проблемы муниципалитетов
3.1. Инвестиционные потребности муниципалитетов…………………..…….34
3.2. Муниципальные заимствования…………………………………………...35
3.3. Финансовое положение муниципалитетов………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………...40
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиционная политика.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, отмечается появление негативной тенденции «вытеснения» высокодоходными вложениями в нефтегазовый сектор инвестиций в высокотехнологичный сектор. Так, если за 9 месяцев 2008 года удельный вес инвестиций в высокотехнологичный сектор составлял 10,7% от суммарного уровня вложений в основной капитал крупных и средних предприятий, то в 2010 году указанный показатель снизился до 8,6%.

В отличие от предыдущих лет, в 2010 году главным источником ускорения  роста инвестиций в экономике  был добывающий сектор, а также  транспортный и агропромышленный комплексы.

В суммарном приросте вложений в основной капитал инвестиции в добычу природных ресурсов обеспечили практически треть. Основные инвестиции приходились на высокорентабельную нефтегазовую отрасль. Кроме того, существенные инвестиционные вливания были осуществлены в такие смежные отрасли, такие как магистральный трубопроводный и железнодорожный транспорт. Вклад инвестиций в транспортный комплекс в общий рост инвестиций по экономике составил более 20%.

Позитивные сдвиги наметились в обеспечении инвестиционными ресурсами таких сфер экономики, как АПК и социальный комплекс, что связано с общим ростом рентабельности вложений, реализаций национальных проектов, развитием материально-технической базы для предоставления целого ряда услуг. Инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве и пищевой индустрии обеспечили 1,4 п.п. совокупного темпа прироста инвестиций в экономике (0,6 п.п. в 2009 году), причем преимущественно за счет приобретения машин и оборудования, а инвестиции в образование, здравоохранение, коммунальные и социальные услуги - 1 п.п (0,9 п.п в 2009 году). Между тем, сетуют в МЭРТ, «в 2010 году, несмотря на ряд позитивных тенденций в инвестиционном процессе, не удалось в полной мере сформировать прочную основу для дальнейшей диверсификации российской экономики и ее перевода на новый технологический уклад».

В Минэкономразвития  также отмечают, что в 2010 году уровень  государственных инвестиционных расходов федерального бюджета увеличился до 2,1% ВВП по сравнению с 1,8% ВВП в 2009 году. Так, в 20010 году в рамках федеральной адресной целевой программы (ФАИП), государственные капитальные вложения возросли до 1,38% от ВВП (против 1,17% в 2009), причем значительное увеличение ассигнований было осуществлено по непрограммной части.

«При этом следует отметить, что в 2010 году значительно сократилось количество федеральных целевых программ (ФЦП) и подпрограмм, финансируемых из федерального бюджета. Это позволило сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны», - подчеркивают в министерстве.

В 2010 году финансирование ФАИП составило 85,6% от выделенного годового лимита. Существенно выше, чем в  целом по стройкам и объектам для  государственных нужд, профинансирован  годовой лимит государственных  капитальных вложений в рамках производственных комплексов. В то же время темпы финансирования специального и социального комплексов по сравнению с началом года снизились, и в настоящее время уровень финансирования данных комплексов значительно ниже среднего по России.

2.2 Инвестиционный климат Нижегородской области.

Инвестиционный климат Нижегородской области является одним из самых комфортных на территории России. Инвестиционное региональное законодательство, которое признано экспертами одним из самых успешных в стране, мощная система финансовых и нефинансовых льгот, предоставляемых бизнесу, а также организационная поддержка инвестиций позволяют инвесторам эффективно реализовывать имеющийся у региона значительный экономический и ресурсный потенциал обрабатывающих производств, инновационного сектора. Выгодное географическое положение и высокая емкость потребительского рынка создают хорошие возможности для развития транспорта и логистики.

Нижегородская область  является одной из наиболее привлекательных  для развития инвестиционной деятельности благодаря ряду неотъемлемых, исторически сложившихся конкурентных преимуществ:

  • Стратегическое место в центре европейской части России, в 400 км от Москвы, в точке пересечения международных транспортных коридоров «Север–Юг», имеющего начало в Финляндии и протяженного до Индии, и «Запад–Восток», соединяющего европейские страны и Дальний Восток, определило роль области как «перекрестка России».
  • Нижегородская область – центр наибольшего в России потребительского спроса. В радиусе 500 км проживает около 43 млн, а в радиусе 1000 километров – около 84 млн человек, что превышает аналогичные показатели по Москве и Санкт-Петербургу.
  • Нижегородская область – один из важнейших индустриальных центров РФ. Благодаря мощной производственной базе (глубокие промышленные традиции, высококвалифицированные специалисты, наличие в регионе стратегических для России предприятий) Нижегородская область занимает лидирующие позиции по объемам промышленного производства. Основой промышленности региона являются транспортное (авиа-, авто-, судо-) машиностроение, металлургия, нефтехимия, а также оборонная промышленность.

Правительство Нижегородской  области, определяя своей основной задачей рост благосостояния населения  области, нацелено на развитие экономики  региона путем активного привлечения инвестиционных средств. Ориентируясь на то, что высокая инвестиционная активность является залогом процветания региона, правительство области оказывает максимальную поддержку инвестору на всех стадиях реализации инвестиционного проекта. 

Законодательство Нижегородской  области, занимающее по рейтингам одно из первых мест в России, полностью  отвечает интересам инвестора. В  случае присвоения инвестиционному  проекту статуса приоритетного  инвестор получает максимум допустимых в РФ льгот.

Закон «О государственной поддержке  инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области»определяет правовые основы инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области, устанавливает формы государственной  поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти Нижегородской области.

Впервые в российской законодательной  практике в законе Нижегородской  области о государственной поддержке  инвестиционной деятельности сформулировано само понятие государственной поддержки и законодательно установлены льготные условия осуществления инвестиционной деятельности на территории области.

Закон «О регулировании земельных  отношений в Нижегородской области» определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю на территории Нижегородской области.

В регионе в интересах  инвестора разработана и четко функционирует инвестиционная инфраструктура. Министерство инвестиционной политики Нижегородской области организует работу с инвесторами, в режиме «одно окно». Данный режим предполагает, что министерство, получив заявку инвестора, содержащую исходную информацию по требуемому земельному участку и инженерному обеспечению, готовит необходимые документы для предварительной оценки проекта (примерное инвестиционное соглашение, заключение о социально-экономической значимости и бюджетной эффективности проекта).

Инвестиционный совет  при губернаторе Нижегородской  области рассматривает проекты, представленные министерством инвестиционной политики. При одобрении проекта Инвестиционным советом, министерство обеспечивает совместно с согласующими, надзирающими и контролирующими органами и другими уполномоченными структурными подразделениями Правительства Нижегородской области предоставление инвестору документов, необходимых для начала реализации инвестиционного проекта и обеспечивает комплексную поддержку на протяжении всего периода реализации инвестиционного проекта.

Эффективная и прозрачная процедура прохождения инвестиционной заявки, работающая по принципу «одного  окна», позволяющая бизнесу в  течение 104 дней с предварительным  согласованием места размещения объекта либо в течение 142 дней без такого согласования (с торгами) получить земельный участок для реализации инвестиционного проекта.

Каждый инвестор, принявший  решение работать в Нижегородской  области, имеющий бизнес-проект, получает методическую и организационную поддержку, связанную с выделением земельного участка и запуском проекта, прежде всего с формированием пакета документов для начала проектных работ. Особое внимание уделяется проектам, имеющим социальный и экономический эффекты, реализуемым в приоритетных отраслях, то есть проектам, которые в дальнейшем обеспечат рост экономики Нижегородской области. Такие проекты могут рассчитывать на полное сопровождение, речь идет о максимально полной организационной, информационной и консультационной поддержке со стороны органов власти.

Инвесторы, чьим проектам присвоен статус приоритетного инвестиционного  проекта Нижегородской области, дополнительно получают финансовую и нефинансовую поддержку. Кроме  того, для них действует принцип  «неухудшения» законодательных условий инвестиционной деятельности на период действия инвестиционного соглашения.

Формы финансовой государственной  поддержки приоритетных инвестиционных проектов:

  • Налоговые льготы. Срок действия налоговых льгот, предоставляемых инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Нижегородской области, ограничен сроком окупаемости инвестиционного проекта и составляет не более пяти лет со дня, определенного инвестиционным соглашением, причем этот день определяется самим инвестором (ведь льготы нужны, когда реализация проекта уже начата), но не ранее вступления в силу закона Нижегородской области об утверждении соглашения.
  • Льготы по налогу на прибыль. Снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в консолидированный бюджет Нижегородской области, зависит от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области, в общем объеме выручки компании составляет от 1 до 4%.
  • Льготы по налогу на имущество. Не подлежит обложению налогом имущество организаций, создаваемое, приобретаемое или используемое для реализации приоритетного инвестиционного проекта по ежеквартальному перечню, утвержденному Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.
  • Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. По региональным налогам срок действия инвестиционного налогового кредита может быть продлен решением Правительства области, но не более чем на 5 лет. Проценты, взимаемые за пользование инвестиционным налоговым кредитом, устанавливаются по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
  • Государственные гарантии Нижегородской области. На конкурсной основе инвесторам, реализующим приоритетный проект, могут быть предоставлены государственные гарантии Нижегородской области в качестве полного или частичного обязательства инвестора по возврату заемных средств. Срок гарантии не может превышать пяти лет, а размер платы за ее предоставление – 2% от суммы полученной гарантии.
  • Частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов. Данная финансовая поддержка является достаточно популярной и востребованной среди инвесторов. Возмещение из средств областного бюджета части затрат на уплату процентов за пользование кредитами банков осуществляется на условиях, предусмотренных инвестиционным соглашением и кредитным договором между банком и инвестором, при условии строго целевого использования кредитных ресурсов на реализацию приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области и производится путем перечисления инвестору бюджетных средств в размере 1/2 суммы начисленных в соответствии с условиями кредитного договора процентов, но не более 1/2 суммы процентов, начисленных по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату зачисления кредитных ресурсов на ссудный счет субъекта инвестиционной деятельности.

Правительство Нижегородской  области предусматривает также  следующие нефинансовые меры государственной поддержки инвестиций:

  • поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;
  • распространение позитивной информации об инвесторе;
  • помощь в создании инфраструктуры бизнеса.

Об эффективности инвестиционной политики в Нижегородской области можно судить по конкретным цифрам. По итогам 2010 г., объем инвестиций в основной капитал Нижегородской области составил 195,6 млрд. руб. (5,8 млрд. долл. США), что позволило индексу физического объема достигнуть отметки 120,5% к соответствующему уровню предыдущего года. В рамках новой системы по работе с инвесторами с февраля 2006 г., с начала работы Инвестиционного совета, по 1 января 2009 г. проведено 108 заседаний, одобрено 1953 инвестиционных проекта, 54 из которых получили статус приоритетного проекта Нижегородской области. Это более 1,2 трлн. руб. (35,8 млрд. долл. США) инвестиций и 147 832 новых рабочих места. Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Нижегородской области, в 2008 г. составил 708,5 млн. долл. США (173,0% к уровню 2006 г.).

 

2.3 Рейтинги инвестиционной привлекательности

В апреле 2012 года международное  рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги Нижегородской области в иностранной и национальной валюте с уровня «B+» до «BB-».

В декабре 2011 года российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило инвестиционный рейтинг Нижегородской области на уровне «2В»: средний потенциал – умеренный риск.

По данным крупнейшего  международного рейтингового агентсва Moody’s за 2010 год, долгосрочный рейтинг Нижегородской области в иностранной и национальной валюте зафиксирован на уровне В+, рейтинг по национальной шкале – A(rus), краткосрочный рейтинг в иностранной валюте – В. 

2.4 Инвестиционная деятельность в 2012 году

на примере  городского округа г.Бор.

В рейтинге городов и  районов Нижегородской области  городской округ город Бор  на протяжении многих лет занимает лидирующие места по привлечению инвестиций. За период с 1999 по 2012 год объем инвестиций, вложенных в экономику городского округа, составил более 600 млн. долларов. На территории муниципального образования успешно реализованы более 20 инвестиционных проектов. В целом на долю созданных за это время предприятий приходится около 40% производства всей продукции городского округа г.Бор. Администрация городского округа город Бор совместно с областным правительством оказывает инвесторам максимально возможную поддержку.

Информация о работе Инвестиционные проблемы муниципалитетов