Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:11, курсовая работа
Проблема привлечения инвестиций - одна из ключевых проблем современного общества. Инвестиционные ресурсы ограничены, и удовлетворить всю имеющуюся потребность в них практически невозможно. Данный тезис особенно актуален в условиях финансово-экономического кризиса, когда инвесторы, учитывая резко возросшие риски, еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования. Известно, что на готовность инвестора осуществить вложения большое влияние оказывает инвестиционная привлекательность объекта инвестирования.
Инвестиционная привлекательность, исходя из смыслового содержания слова «привлекательность», является понятием субъективным, иными словами - она определяется субъективным восприятием объекта инвестиционной деятельности потенциальным инвестором. Процесс инвестирования можно представить как процесс перехода инвестиционных ресурсов из одной среды в другую. Следовательно, инвестиционная привлекательность определяется совокупностью свойств внешней и внутренней среды объекта инвестирования, определяющих возможность граничного перехода инвестиционных ресурсов. Инвестиционная привлекательность отражает субъективное отношение потенциального инвестора к объекту инвестирования и в отличие от инвестиционного климата, отражает объективное состояние внешней среды предмета инвестирования. В свою очередь инвестиционную привлекательность региона формируют две составляющие, имеющие тесную взаимосвязь - региональные инвестиционные риски и инвестиционный потенциал региона. Под инвестиционным потенциалом региона понимается набор характерных свойств или условий, способствующих привлечению инвестиций. Основными составляющими инвестиционного потенциала региона выступают частные потенциалы - ресурсно-сырьевой, интеллектуально-трудовой, потребительско-сбытовой, производственный, инновационный, институциональный, экономико-географический, демографический и финансовый. Каждый из частных составляющих характеризуется рядом уточняющих показателей.
Ресурсно-сырьевой
потенциал представляет собой совокупность
накопленных запасов основных видов природно-сырьевых
и материальных ресурсов, выражающую возможность
инвестиционной сферы обеспечить процесс
воспроизводства капитала. Реализацию
инвестиционного потенциала невозможно
осуществить без использования интеллектуально-трудового
потенциала, который представляет собой
способность трудовых ресурсов квалифицированно,
с минимальными затратами и в установленные
сроки обеспечить инвестиционный процесс.
С интеллектуально-трудовым потенциалом
неразрывно связан инновационный потенциал,
характеризующий уровень развития научных
знаний и степень внедрения в производственно-
С точки зрения экономической теории инвестиционный потенциал можно охарактеризовать с позиции спроса и предложения. Инвестиционная деятельность осуществляется на инвестиционном рынке, определяющим компонентом которого является совпадение равновесия между спросом и предложением. Необходимо учитывать два вида спроса: потенциальный спрос и конкретный - как реальное предложение капитала. Конкретный спрос можно определить как реальное предложение владельцев инвестиционного капитала на инвестиционном рынке в каждый данный момент. Потенциальный спрос - это спрос на инвестиционный капитал (инвестиционные ресурсы), определяемый покупательной способностью и объемом потенциальных инвестиционных потребностей. Экономическая сущность инвестиционного потенциала выражается в экономических явлениях, тесно связанных с функционированием инвестиционного рынка и выполнением его основных функций. Определение категории «инвестиционного потенциала» можно сформулировать следующим образом.
Инвестиционный потенциал - это совокупность инвестиционных ресурсов, способных быть вложенными в объекты инвестиционной деятельности. Они представляют часть капитала в форме потенциального инвестиционного спроса, готового и способного превратиться в реальное инвестиционное предложение. Обратимся к другой составляющей инвестиционной привлекательности региона - региональным инвестиционным рискам. В экономической литературе можно встретить различные определения понятия риска. Как правило, эти определения даются применительно к какой-либо конкретной деятельности. И.Т. Балабанов дает следующее определение: «Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск - это историческая и экономическая категория» 3
Под риском предлагают считать вероятность неожиданного воздействия на экономический процесс определенных факторов, под влиянием которых может произойти отклонение от запланированного результата. Под проектными рисками понимается совокупность рисков, которые представляют угрозу экономической эффективности проекта. В. Москвин определяет категорию «риск» как возможность наступления события под влиянием каких-либо факторов, а понятие риска - возможность неполучения ожидаемых средств от финансирования данного проекта.4 В общеэкономическом смысле под риском принято понимать опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества в связи со случайным изменением условий экономической деятельности. Понятие инвестиционный риск, как экономическая категория, представляет собой возможность возникновения различного рода событий под влиянием каких-либо факторов или совокупности этих факторов, обуславливающих ухудшение инвестиционного климата. Негативные тенденции способны отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность и уровень инвестиционной активности.
Региональные инвестиционные риски представляют собой совокупность факторов (условий), способствующих ограничению притока инвестиций в конкретный регион, что имеет важное значение для принятия решения о вложении капитала. При наличии региональных инвестиционных рисков возникает вероятность неполного использования инвестиционного потенциала региона. К основным инвестиционным рискам относят: законодательный, политический, финансовый, социальный, экологический, криминальный.
Под законодательным риском принято понимать факторы, оказывающие влияние на законодательно-правовую составляющую инвестиционной деятельности субъекта. Имеется в виду несовершенство, противоречивость законодательно-правовых актов, действенность законодательных гарантий и др. Политические риски оказывают влияние на политическую составляющую инвестиционного процесса. К ним, как правило, относят: изменения в политической ситуации внутри страны (региона); изменения во внешней политике; различного рода изменения административно-экономического уклада, связанные с проведением выборов; административные ограничения в осуществлении инвестиционной деятельности и ряд других.
Экологический риск характеризуется факторами, оказывающими отрицательное влияние на деятельность инвестируемых объектов и, как следствие, на процесс принятия решения потенциальным инвестором на вложение инвестиционных ресурсов. Экологический риск учитывает такие факторы, как: радиационную обстановку; состояние окружающей среды; наличие разного рода экологических программ и движений (например, «Green peace») и др. Факторы, оказывающие влияние на социальную составляющую инвестиционной деятельности, учитываются при рассмотрении социальных инвестиционных рисков. Ими являются: социально-деловая активность субъектов и отдельно взятых личностей; моральные и материальные стимулы в обществе; межслужебные отношения; индивидуальные реакции конкретных индивидуумов общества.
Финансовые риски связаны с факторами, оказывающими влияние на финансовую составляющую инвестиционной деятельности. Они включают:
- текущее состояние бюджетной, финансовой, инвестиционной и налоговой политики;
- состояние и эффективность
функционирования банковской
- состояние и регулирование
цен в национальной и
- стабильность курса
- наличие стимулов на ввоз капитала и его вложения в национальную экономику;
- присутствие различного
рода дефолтов и других
Перечисленные выше понятия имеют причинно-следственную связь. С одной стороны, инвестиционные риски влияют на инвестиционный потенциал региона, обуславливая его привлекательность. От уровня инвестиционной привлекательности зависит величина инвестиционной активности в регионе. С другой стороны - инвестиционным потенциалом регулируется уровень региональных инвестиционных рисков, что сказывается на инвестиционной привлекательности региона и повышении его инвестиционной активности. На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой
В условиях формирования рыночной экономики в Российской Федерации, остро встала проблема оценки региональных рейтингов инвестиционного климата или так называемое ранжирование регионов по их инвестиционной привлекательности. Отечественные ученые не пришли к единству в оценке инвестиционной привлекательности регионов. По мнению автора данной работы, методика оценки для страны и региона должна быть единой и соответствовать принципам международных стандартов оценки инвестиционного климата.
1.3 Инвестиционные рейтинги регионов.
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2013 года показал наличие двух ярко выраженных причин, позволяющих регионам быть привлекательными для инвесторов. Первой причиной является обладание региона базовыми преимуществами, привлекательными для инвесторов. К таким базовым характеристикам относятся прежде всего богатые запасы природных ресурсов, столичный статус и выгодное географическое положение. Второй причиной роста инвестиционной привлекательности региона является целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, способствующей привлечению крупных инвесторов и развитию бизнеса. Регионам, ведущим такую работу, удалось войти в число регионов с высокой инвестиционной привлекательностью, хотя многие их ближайшие соседи, обладающие аналогичными «стартовыми позициями» получили средний или умеренный рейтинг.
№ |
Регион |
Риск |
Потенциал, % |
Группа |
1 |
Белгородская область |
0.164 |
1.417 |
2A |
2 |
Брянская область |
0.269 |
0.721 |
3B1 |
3 |
Владимирская область |
0.243 |
0.827 |
3B1 |
4 |
Воронежская область |
0.193 |
1.116 |
3A1 |
5 |
Ивановская область |
0.313 |
0.547 |
3B2 |
6 |
Калужская область |
0.202 |
0.983 |
3B1 |
7 |
Костромская область |
0.344 |
0.401 |
3B2 |
8 |
Курская область |
0.286 |
0.795 |
3B1 |
9 |
Липецкая область |
0.173 |
0.719 |
3A1 |
10 |
Московская область |
0.181 |
6.249 |
1А |
11 |
Орловская область |
0.298 |
0.504 |
3B2 |
12 |
Рязанская область |
0.250 |
0.659 |
3B1 |
13 |
Смоленская область |
0.288 |
0.690 |
3B1 |
14 |
Тамбовская область |
0.190 |
0.636 |
3A1 |
15 |
Тверская область |
0.326 |
0.701 |
3B1 |
16 |
Тульская область |
0.215 |
0.864 |
3B1 |
17 |
Ярославская область |
0.240 |
0.782 |
3B1 |
18 |
г.Москва |
0.199 |
14.832 |
1А |
19 |
Республика Карелия |
0.343 |
0.577 |
3B1 |
20 |
Республика Коми |
0.300 |
0.695 |
3B1 |
21 |
Архангельская область (без НАО) |
0.312 |
0.688 |
3B1 |
22 |
Ненецкий авт.округ |
0.311 |
0.108 |
3B2 |
23 |
Вологодская область |
0.321 |
0.637 |
3B1 |
24 |
Калининградская область |
0.268 |
1.000 |
3B1 |
25 |
Ленинградская область |
0.192 |
1.068 |
3A1 |
26 |
Мурманская область |
0.361 |
0.752 |
3C1 |
27 |
Новгородская область |
0.287 |
0.501 |
3B2 |
28 |
Псковская область |
0.323 |
0.483 |
3B2 |
29 |
г.Санкт-Петербург |
0.178 |
5.434 |
1А |
30 |
Республика Адыгея |
0.276 |
0.318 |
3B2 |
31 |
Республика Калмыкия |
0.495 |
0.171 |
3C2 |
32 |
Краснодарский край |
0.169 |
2.654 |
1А |
33 |
Астраханская область |
0.279 |
0.578 |
3B1 |
34 |
Волгоградская область |
0.277 |
1.128 |
3B1 |
35 |
Ростовская область |
0.204 |
1.914 |
2В |
36 |
Республика Дагестан |
0.493 |
0.975 |
3C1 |
37 |
Республика Ингушетия |
0.564 |
0.314 |
3D |
38 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0.348 |
0.541 |
3B2 |
39 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0.387 |
0.338 |
3C2 |
40 |
Республика Северная Осетия - Алания |
0.467 |
0.526 |
3C2 |
41 |
Чеченская Республика |
0.600 |
0.445 |
3D |
42 |
Ставропольский край |
0.255 |
1.112 |
3B1 |
43 |
Республика Башкортостан |
0.234 |
1.929 |
2В |
44 |
Республика Марий Эл |
0.329 |
0.373 |
3B2 |
45 |
Республика Мордовия |
0.336 |
0.471 |
3B2 |
46 |
Республика Татарстан |
0.191 |
2.521 |
1А |
47 |
Удмуртская Республика |
0.310 |
0.777 |
3B1 |
48 |
Чувашская Республика |
0.310 |
0.658 |
3B1 |
49 |
Пермский край |
0.304 |
1.904 |
2В |
50 |
Кировская область |
0.321 |
0.587 |
3B1 |
51 |
Нижегородская область |
0.267 |
1.969 |
2В |
52 |
Оренбургская область |
0.253 |
1.017 |
3B1 |
53 |
Пензенская область |
0.287 |
0.684 |
3B1 |
54 |
Самарская область |
0.250 |
1.930 |
2В |
55 |
Саратовская область |
0.261 |
1.139 |
3B1 |
56 |
Ульяновская область |
0.249 |
0.687 |
3B1 |
57 |
Курганская область |
0.358 |
0.448 |
3C2 |
58 |
Свердловская область |
0.239 |
2.723 |
1B |
59 |
Тюменская область (Без ХМАО и ЯНАО) |
0.260 |
0.996 |
3B1 |
60 |
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра |
0.255 |
1.730 |
2В |
61 |
Ямало-Ненецкий авт.округ |
0.275 |
1.095 |
3B1 |
62 |
Челябинская область |
0.260 |
1.907 |
2В |
63 |
Республика Алтай |
0.421 |
0.190 |
3C2 |
64 |
Республика Бурятия |
0.355 |
0.659 |
3C1 |
65 |
Республика Тыва |
0.579 |
0.200 |
3D |
66 |
Республика Хакасия |
0.337 |
0.332 |
3B2 |
67 |
Алтайский край |
0.266 |
1.079 |
3B1 |
68 |
Забайкальский край |
0.388 |
0.666 |
3C1 |
69 |
Красноярский край |
0.289 |
2.462 |
2В |
70 |
Иркутская область |
0.291 |
1.382 |
2В |
71 |
Кемеровская область |
0.298 |
1.701 |
2В |
72 |
Новосибирская область |
0.271 |
1.628 |
2В |
73 |
Омская область |
0.241 |
0.997 |
3B1 |
74 |
Томская область |
0.256 |
0.691 |
3B1 |
75 |
Республика Саха (Якутия) |
0.296 |
1.200 |
3B1 |
76 |
Камчатский край |
0.494 |
0.415 |
3C2 |
77 |
Приморский край |
0.263 |
1.154 |
3B1 |
78 |
Хабаровский край |
0.271 |
0.945 |
3B1 |
79 |
Амурская область |
0.288 |
0.487 |
3B2 |
80 |
Магаданская область |
0.402 |
0.341 |
3C2 |
81 |
Сахалинская область |
0.252 |
0.663 |
3B1 |
82 |
Еврейская авт.область |
0.357 |
0.202 |
3C2 |
83 |
Чукотский авт.округ |
0.422 |
0.248 |
3C2 |
1А - максимальный потенциал - минимальный риск
1В - высокий потенциал - умеренный риск
1С - высокий потенциал - высокий риск
2А - средний потенциал - минимальный риск
2В - средний потенциал - умеренный риск
2С - средний потенциал - высокий риск
3А1 - пониженный потенциал - минимальный риск
3А2 - незначительный потенциал - минимальный риск
3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск
3С1 - пониженный потенциал - высокий риск
3В2 - незначительный потенциал - умеренный риск
3С2 - незначительный потенциал - высокий риск
3D - низкий потенциал - экстремальный риск
Алтайский край |
3B1 |
13.12.2013 |
Амурская область |
3B2 |
13.12.2013 |
Архангельская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Астраханская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Белгородская область |
2A |
13.12.2013 |
Брянская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Владимирская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Волгоградская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Вологодская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Воронежская область |
3A1 |
13.12.2013 |
Еврейская автономная область |
3C2 |
13.12.2013 |
Забайкальский край |
3C1 |
13.12.2013 |
Ивановская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Иркутская область |
2B |
13.12.2013 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3C2 |
13.12.2013 |
Калининградская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Калужская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Камчатский край |
3C2 |
13.12.2013 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3C2 |
13.12.2013 |
Кемеровская область |
2B |
13.12.2013 |
Кировская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Костромская область |
3B2 |
13.12.2013 |
Краснодарский край |
1A |
13.12.2013 |
Красноярский край |
2B |
13.12.2013 |
Курганская область |
3B2 |
13.12.2013 |
Курская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Ленинградская область |
3A1 |
13.12.2013 |
Липецкая область |
3A1 |
13.12.2013 |
Магаданская область |
3C2 |
13.12.2013 |
Москва |
1A |
13.12.2013 |
Московская область |
1A |
13.12.2013 |
Мурманская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Ненецкий автономный округ |
3B2 |
13.12.2013 |
Нижегородская область |
2B |
13.12.2013 |
Новгородская область |
3B2 |
13.12.2013 |
Новосибирская область |
2B |
13.12.2013 |
Омская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Оренбургская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Орловская область |
3B2 |
13.12.2013 |
Пензенская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Пермский край |
2B |
13.12.2013 |
Приморский край |
3B1 |
13.12.2013 |
Псковская область |
3B2 |
13.12.2013 |
Республика Адыгея |
3B2 |
13.12.2013 |
Республика Алтай |
3C2 |
13.12.2013 |
Республика Башкортостан |
2B |
13.12.2013 |
Республика Бурятия |
3B1 |
13.12.2013 |
Республика Дагестан |
3C1 |
13.12.2013 |
Республика Ингушетия |
3D |
13.12.2013 |
Республика Калмыкия |
3C2 |
13.12.2013 |
Республика Карелия |
3B1 |
13.12.2013 |
Республика Коми |
3B1 |
13.12.2013 |
Республика Марий Эл |
3B2 |
13.12.2013 |
Республика Мордовия |
3B2 |
13.12.2013 |
Республика Саха (Якутия) |
3B1 |
13.12.2013 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3C2 |
13.12.2013 |
Республика Татарстан |
1A |
13.12.2013 |
Республика Тыва |
3D |
13.12.2013 |
Республика Хакасия |
3B2 |
13.12.2013 |
Ростовская область |
2A |
13.12.2013 |
Рязанская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Самарская область |
2B |
13.12.2013 |
Санкт-Петербург |
1A |
13.12.2013 |
Саратовская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Сахалинская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Свердловская область |
1B |
13.12.2013 |
Смоленская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Ставропольский край |
3B1 |
13.12.2013 |
Тамбовская область |
3A1 |
13.12.2013 |
Тверская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Томская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Тульская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Тюменская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Удмуртская Республика |
3B1 |
13.12.2013 |
Ульяновская область |
3B1 |
13.12.2013 |
Хабаровский край |
3B1 |
13.12.2013 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
2B |
13.12.2013 |
Челябинская область |
2B |
13.12.2013 |
Чеченская Республика |
3D |
13.12.2013 |
Чувашская Республика |
3B1 |
13.12.2013 |
Чукотский автономный округ |
3C2 |
13.12.2013 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
3B1 |
13.12.2013 |
Ярославская область |
3B1 |
13.12.2013 |