Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:16, реферат
Россия – самая большая многомиллионная страна с огромным множеством разнообразнейших предприятий. Однако, инвесторы находятся далеко не в лучшем положении. По сравнению со многими другими странами, большими и маленькими, инвестиционный климат в стране является не слишком благоприятным. По многим параметрам рейтинг России в инвестировании хуже, чем у других стран СНГ, таких, как Казахстан.
Введение………………………………………………………………………..3
Экономическая сущность иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация………………………..……………………………...4
Объем и структура иностранных инвестиций в экономику России………………………………………………………………...9
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Состояние иностранной инвестиционной деятельности в России…………………………………………………………….....10
Инвестиционный климат России…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы………………………………..
Увеличение объема внешних заимствований российских компаний сыграло ключевую роль в притоке инвестиций в РФ в прошлом году. Доля прямых инвестиций, отражающая интерес инвесторов к вложениям в реальный сектор экономики сократилась и составила 38,7% против 40,7% годом ранее, доля портфельных, отражающая вложения на финансовых рынках РФ также снизилась, несмотря на общий рост рынка, до 3% против 3,8% в прошлом году. Вероятно, нестабильность ситуации в мировой экономике, высокая волатильность в экономических показателях и динамике финансовых рынков отразилась на статистике инвестиций в РФ.
Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.
Накопленный объем иностранных инвестиций в экономике России к концу прошлого года составил $300,1 млрд., увеличившись по сравнению с результатам за 2009 год на 11,9%. Накопленный объем инвестиций из России на конец 2010 года составил $82 млрд. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил $90,9 млрд., или на 19,3% больше, чем в 2009 году. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 58,3% против 55,5%,на конец 2009 года. По данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте в мире.
Основные страны - инвесторы в 2010 г. - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония, Виргинские (Британские) острова (график 3). На долю этих стран приходилось 84,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, говорится в сообщении Росстата. В свою очередь, из России за рубеж в прошлом году было направлено $96,2 млрд. иностранных инвестиций, что на 16,1% больше, чем в 2009 году.
График 3.
Изменение
объема поступивших
иностранных инвестиций
в экономику России
по основным странам-инвесторам
2.2.
Инвестиционный климат
России
Готовность инвесторов к вложению капиталов в том или ином государстве зависит от существующего в нем инвестиционного климата, представляющего совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов.
Инвестиционный климат России отличается рядом традиционно привлекательных сторон:
Эти положительные факторы нередко перевешиваются рядом отрицательным моментов, несмотря уже на некоторый положительный опыт иностранных инвестиций в экономику России.
Инвестиционный климат в
Правовая, экономическая, политическая
нестабильность, жесткая и непредсказуемая
налоговая система, отсутствие
законодательной базы, регулирующей
отношения между регионами и
центром, недостаточная
Именно это объясняет тот факт, что западные инвесторы предпочитают вкладывать капиталы не в Россию, а в Китай и другие страны.
Опросы американских и
Из мировой практики известно, что к числу главных факторов для создания благоприятного инвестиционного климата является правовая обстановка.
В
настоящее время приняты
Существенным
недостатком российского закона
об иностранных инвестициях
Закон об иностранных инвестициях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику. Эти проблемы не являются специфическими для российской экономики, но, тем не менее, создают препятствия для иностранных предпринимателей.
Много
нареканий у иностранных
Невыигрышность
российского законодательства в
этой части усугубляется практикой
последних лет. С 1987 года, когда было
законодательно разрешено совместное
предпринимательство после
Был Принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 17 марта 1997 г. №54 – ФЗ, которым установлено, что товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями, освобождаются от уплаты НДС.
Инвестиционный климат в значительной мере зависит от таможенного режима.
Правительством России был принят Федеральный закон «О внесении изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 5 февраля 1997 г. № 25 – ФЗ, который установил, что от уплаты таможенной пошлины освобождается оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Вышеуказанные товары, которые были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации по контрактам, заключенным до 15 марта 1995 г., в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации, не предусматривающими освобождение от таможенной пошлины поставляемых товаров, либо под гарантии Правительства, но не выпущены в свободное обращение до вступления в силу этого Федерального закона, подлежат условному выпуску с отсрочкой уплаты таможенной пошлины на 5 лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Но
на практике, нередко Государственный
таможенный комитет очень оригинально
истолковывает нормативные
Между тем, сближение правовой основы инвестиционной деятельности в России и в зарубежных странах относится к числу основных направлений совершенствования отечественного законодательства и формирования благоприятного климата для зарубежных инвестиций.
Важным
направлением улучшения юридической
основы привлечения иностранных
инвестиций является также подключение
России к международной системе
правового обеспечения в
Как
можно видеть, у России есть необходимость
и возможности улучшения своего
законодательства. В условиях ужесточения
«инвестиционной конкуренции» в
мире правовая скованность угрожает
инвестиционной привлекательности, а
в конечном счете – экономической
безопасности любой страны.
Заключение
Анализ динамики и структуры инвестиций пока не дает оснований для вывода о том, что иностранный капитал уверенно пошел в Россию.
Можно сказать, что основной проблемой, препятствующей активному привлечению иностранных инвестиций в экономику России, является отсутствие на практике четкой и эффективной государственной инвестиционной политики.
Главная практическая ценность разработанной комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России состоит в конкретном плане мероприятий по правовому обеспечению эффективного инвестиционного процесса от основополагающих законодательных актов до инструкций и методических рекомендаций.