Иностранные инвестиции в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятия «иностранного капитала», его сущности, основных видов.
При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России, состояние иностранной инвестиционной деятельности в России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы являются более активными в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объеме инвестиций;
изучить региональное размещение иностранных инвестиций в РФ, какие регионы лидируют по количеству вложенных в них иностранных инвестиций;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ;
рассмотреть основные риски в сфере международного предпринимательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация………………..…....4
1.1. Сущность иностранных инвестиций. ……………….………...………..4
1.2. Классификация иностранных инвестиций………………………..…...6
2. Иностранные инвестиции в экономике России……………………………..10
2.1. Региональное размещение иностранных инвестиций в России…........10
2.2. Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………….……………………………..……12
3. Роль государства в улучшении инвестиционного климата……………….14
3.1. Инвестиционный климат основных регионов России…………..........14
3.2. Риски в сфере международного предпринимательства: основные методы оценки управления рисками, основные типы рисков и особенности предпринимательских рисков в РФ………..………………………………16
Заключение………………………………………………………….……………21
Список используемой литературы……………..…….………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.rtf

— 609.88 Кб (Скачать файл)

Прочие инвестиции занимают основную долю - примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) - это государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала. Во многих странах существуют государственные организации, которые страхуют частных инвесторов. Государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений (МВФ, Всемирный банк и его группа, ЕБРР). [8,с127]

 

 

2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 

2.1 Региональное размещение иностранных инвестиций в России

 

Региональное размещение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет межрегиональные отличия.

С точки зрения инвестиционной привлекательности все регионы России можно разделить на три большие группы.

В первую группу - по существу это инвестиционное ядро России - входят: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская, Нижегородская, Ярославская и Самарская области, Красноярский край. Проводя деление внутри этой группы, можно обозначить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры  и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.

Вторая группа регионов включает наибольшее число субъектов РФ и характеризуется средним уровнем привлекательности. Это Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Курская области, Приморский край, Краснодарский край, Башкортостан и другие.

И наконец, третья группа включает в себя перечень регионов, инвестиции в которые практически на направляются. В эту группу входят: республики Ингушетия, Чеченская, Калмыкия, Адыгея, Тыва, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

Нетрудно заметить, что основная доля иностранного капитала приходится на регионы с развитой торговой, транспортной, информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, а также регионы, отличающиеся высокой плотностью экспортно ориентированных предприятий ТЭК.

На сегодняшний день Россия испытывает определенные трудности в привлечении иностранного капитала и его эффективном использовании. Здесь можно выделить ряд причин:

регулирование деятельности иностранных инвесторов затрудняется вследствие отсутствия стабильной правовой базы;

постоянное ухудшение материального положения большей части населения страны вызывает рост социальной напряженности;

коррупция и криминализация отдельных сфер предпринимательской деятельности;

неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система телекоммуникаций, гостиничный сервис;

высокая общая политическая нестабильность,  в частности нестабильность законодательства;

высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.

Однако, несмотря на перечисленные сложности, Россия обладает большим потенциалом, способным заинтересовать иностранных инвесторов. Это прежде всего:

богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);

огромный внутренний рынок;

кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;

осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;

возможность получения быстрой сверхприбыли.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на огромное отставание в экономическом развитии от западноевропейских стран, Россия может сравнительно быстро вырваться вперед при правильном использовании ее возможностей.

Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можно назвать следующие основные задачи (помимо общего улучшения политической и макроэкономической  ситуации), связанные с привлечением иностранного капитала:

стабилизация финансового положения как необходимого условия возрождения российской экономики и сокращение дефицита бюджета (путем использования в основном неинфляционных форм его финансирования);

подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны;

ускорение структурной перестройки, развитие новых технических передовых отраслей и производств;

становление эффективно действующих хозяйственных единиц;

формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников. [6,с134]

 

2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

 

Отставание темпа роста прямых инвестиций можно объяснить целым комплексом причин.

Одна из важнейших - отсутствие в России достаточного количества прибыльных предприятий, которые иностранные инвесторы могли бы приобрести на открытом рынке. При этом одним из основных аргументов до сих пор является низкая капитализация многих российских компаний, вследствие чего продажа даже незначительной их части просто невыгодна. Иными словами, стратегия сохранения предприятия в собственности, которое недооценено на рынке, но приносит значительные доходы от текущей деятельности, до сих пор имеет достаточно сторонников в отечественном бизнесе.

Владельцы предприятий намеренно не спешат повышать рыночную стоимость своих компаний, если собственником одной из долей является государство, ждут, пока государство продаст свою долю, скупают ее, после этого повышают котировки акций. Одновременно идет оживленная реализация пакетов акций иностранным инвесторам с целью привлечения необходимых оборотных ресурсов для развития и модернизации производств, работающих на пределе технологических возможностей.

Проблема изыскания источников финансирования инвестиций в России усугубляется тем, что такой традиционный способ их формирования, как использование внешних и внутренних государственных заимствований, в современных условиях затруднен в силу сохранения на высоком уровне государственного долга. Быстро увеличивается долг по корпоративным заимствованиям на зарубежных финансовых рынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд. долл.

Иностранные инвесторы не получают достаточных гарантий стабильности вложений. Российское законодательство далеко от международных стандартов. [2,с156]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УЛУЧШЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РФ

 

 

3.1 Инвестиционный  климат основных регионов России

 

Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионы Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчете на один регион здесь ниже среднероссийского. По мере продвижения на восток и на юг России инвестиционный климат постепенно ухудшается: снижается общий потенциал и растет риск. В Дальневосточном федеральном округе средний инвестиционный риск региона почти в полтора раза, а в Южном  - в 1,6 раза выше, чем на Северо-западе России.

Регионы первых трех вышеназванных федеральных округов доминируют  и среди лидеров по инвестиционному риску. За все годы рейтингования  первая десятка по риску на 90 % состояла их регионов Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. Только 10 % регионов-лидеров - выходцы их Южного округа, остальные округа не смогли вырастить своих лидеров общероссийского уровня.

По потенциалу преимущество европейской тройки округов не столь значительно, хотя и здесь 60 % всех регионов-лидеров относятся к вышеперечисленным округам.

Всего же в десятку лидеров, по рейтинговым оценкам, как по потенциалу, так и по риску за все годы входило 33 региона, из которых 20 относятся опять-таки к Центральному, Северо-западному и Приволжскому федеральным округам.

Если же учитывать частоту представительства регионов каждого федерального округа среди лидеров, то на первом месте окажется Северо-западный, затем следуют Уральский, Центральный и Приволжский округа. А вот Дальневосточный округ ни разу не был представлен в списках лидеров: по-видимому, соседний Китай как инвестиционный феномен нам не указ и даже не пример.

В каждом федеральном округе могут и должны выделяться  регионы, претендующие на роль лидеров в формировании благоприятного инвестиционного климата. Если в ряде округов такие лидеры уже есть, то, например, в Южном ФО на их роль могут претендовать Краснодарский и Ставропольский края, в Уральском - Свердловская область, в Сибирском - Красноярский край и Иркутская область, на Дальнем Востоке - Хабаровский край.

Выявленное в прошлом рейтинге инвестиционное ядро России, расположенное между Москвой и Санкт-Петербургом, пока не обладает достаточной устойчивостью благоприятного инвестиционного климата. Его  центр сместился на Северо-запад в Санкт-Петербург, поскольку и Москва, и Московская область снизили свою инвестиционную привлекательность. Из него выпала Тверская область, резко увеличила риск Ленинградская область. В то же время значительно улучшился инвестиционный климат в Вологодской и Ярославской областях. [3,с65]

Формирование благоприятного климата в России начинает приобретать вид постепенно затухающих концентрических волн повышенной инвестиционной привлекательности, идущих от «инвестиционного ядра» к периферии. Это проявилось в значительном улучшении инвестиционного климата в регионах, находящихся на ближней периферии инвестиционного ядра - в Белгородской, Нижегородской, Костромской областях и в Татарстане. Для того чтобы эта волна роста инвестиционной привлекательности регионов пошла дальше на периферию, там должны формироваться субцентры и новые инвестиционные ядра - возникать регионы с минимальным инвестиционным риском.

В первую очередь на роль таких субцентров может претендовать Татарстан, который уже имел минимальный риск в рейтинге 1998 и 1999 гг., а также Краснодарский и Пермский край, Башкортостан, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тюменская области.

Дополняющими такие крупные центры могут стать относительно небольшие по потенциалу регионы с минимальным инвестиционным риском вроде Новгородской и Ярославской областей. На эту роль в новых инвестиционных ядрах, если исходить из сегодняшнего уровня и позитивной динамики рисков, могут претендовать в первую очередь Астраханская, Кировская и Тюменская области. [5,с178]

 

3.2 Риски в сфере международного предпринимательства: основные типы рисков, основные методы оценки и управления рисками и особенности предпринимательских рисков в России

 

Основные методы оценки и управления рисками.

Поскольку риск - это опасность потери предприятием ресурсов или доходов, то его количественная мера может определяться в абсолютных и относительных показателях.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественной (натуральной или физической) или стоимостной (денежной) форме, если вид такого ущерба поддается измерению в такой форме.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, за которую обычно принимают:

а) имущественное состояние предпринимателя;

б) общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности;

в) ожидаемый доход (прибыль) от  предпринимательства.

Сами потери, обусловленные различными рисками, могут принимать различные формы:

материальные потери - дополнительные затраты или прямые потери оборудования, имущества, продукции, сырья, материалов, энергии и других ресурсов;

трудовые потери - потери рабочего времени (в человеко-часах, человеко-днях и т. д.);

финансовые потери - прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, штрафами, налогами, неуплатой долгов, уменьшением выручки из-за падения цен, усиления инфляции, изменением обменного курса национальной валюты и т.д.;

специальные потери в виде нанесения ущерба жизни и здоровью людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социально-психологических и политических явлений.

Расчетный риск - риск, определяемый на стадии подготовки бизнес-проекта. Текущий риск - риск, оцениваемый в ходе работы, в процессе осуществления проекта. При неблагоприятном стечении обстоятельств текущий риск может превысить не только расчетный, но и предельные ограничения риска, установленные для данного проекта, что, в свою очередь, может привести к прекращению проекта  либо к внесению в него существенных корректив.

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике России