Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:18, реферат
Источники иностранных инвестиций – финансовые, кредитные ресурсы нерезидентов. Они регламентируются Законам «Об иностранных инвестициях» и «Об свободных экономических зонах».
Иностранные инвесторы – иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные государства, международные организации.
1.Инвестиционный климат и рынок.
Источники иностранных инвестиций – финансовые, кредитные ресурсы нерезидентов. Они регламентируются Законам «Об иностранных инвестициях» и «Об свободных экономических зонах».
Иностранные инвесторы – иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные государства, международные организации.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
В настоящее время в Республике Беларусь иностранное инвестирование осуществляются следующим образом:
- по кредитным линиям, в том
числе в виде прямых и
- в форме создания иностранных, совместных
предприятий;
- в виде вложений иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг.
Сегодня мы имеем широкое представительство иностранного капитала в Республике Беларусь. Это более 2300 с участием фирм из 86 стран мира.
Основные объекты инвестиций поступили из Нидерландов – 26%, Германия - 21%, США – 17%, Польша – 6%.
76% иностранных инвестиций
Наибольший % инвестиций – Минская обл.(45%),
Минск-32,3%,
Гомельская обл. – 9%,
Витебская обл. – 3,8%,
Гродненская обл. – 3,5%,
Могилёвская обл. – 2,9%,
Созданы 4 СЭЗ – г. Бреста, г. Минска, г. Гомеля, г. Витебска.
Численность рабочих на предприятиях с иностранными инвестициями составляет 1,6%.
Инвестиционный климат – совокупность условий социально-экономических, политических и организационно-правовых, определяющих вложение или невозможность вложения капитала.
Необходимо учесть, что привлечение иностранных инвестиций не в состоянии компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Мировой опыт показывает, что активизация иностранных инвесторов возможна при активности национальных инвесторов и предоставлении иностранцам национального режима. Доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций должна быть до 10%.
Следует отметить, что Западные Правительства и деловые круги заинтересованы в увеличении существующего технологического отставания развивающихся стран, основной поток инвестиций направляется в сырьевые отрасли, и там, где сильно загрязняется окружающая среда создаются большие нагрузки на природные ресурсы.
Сильная конкуренция за иностранные инвестиции приводит к необходимости расчёта альтернативных вариантов. В основе этих расчётов лежат следующие критерии:
- общественно-политические
- технологические требования и
возможность реализации
- период возврата инвестиций.
Экономические условия Республики Беларусь по пяти бальной шкале Европейского Банка Реконструкции и Развития оцениваются всего в 2 балла. Польша, Чехия – 4 балла.
Данная интегральная шкала по оценке факторов интенсивности и законодательного регулирования инвестиций и инвестиционных рисков ситуацию в Республике Беларусь оценивает в 3 балла. Это означает, что в Республике Беларусь не существует серьёзных препятствий к созданию инвестиционных проектов, безопасности имущества и репатриации доходов.
К высшему баллу относится законодательство, регулирующее портфельные инвестиции.
По эффективности законодательства Республика Беларусь оценена самым низким баллом – 1, так как законы Республики Беларусь адаптируются к местным законам, а не к международным нормам. Часть инвестиционной деятельности регулируется Указами Президента Республики Беларусь. Время между принятием закона и публикацией – 6 месяцев, отсюда – инвестиционный риск.
С введением Инвестиционного Кодекса многие проблемы снялись.
По оценке независимых экспертов по степени благоприятности инвестиционного климата Республика Беларусь занимает 140 место в мире. По финансовым рискам – между 140 и 160 местами, опережая Узбекистан, Азербайджан, Молдову.
Мировой инвестиционный процесс осуществляется в форме прямых инвестиций и непрямых (портфельных) инвестиций. Последние представляют собой операции иностранных инвесторов с ценными бумагами на вторичном рынке. Прямые долгосрочные инвестиции осуществляются в устойчиво развивающейся экономике или с устойчивыми тенденциями при проведении реформ.
Для Республики Беларусь важно уделить больше внимания привлечению инвестиций на вторичный рынок, где инвестор , работая с местными фондовыми инструментами, надеется получить больший доход, чем на родине.
В соответствии с международной классификацией участников мировых инвестиций рынок может быть
- эмбриональным,
- возникающим,
- развитым.
Деление рынка осуществляется в зависимости от следующих характеристик:
1) хранение ценных бумаг
2) торговля усложняется низкой ликвидностью ценных бумаг;
3) число автоматизированных
4) рынок открыт для манипуляций;
Наблюдается увеличение числа новых ценных бумаг, зарегистрированных на местной бирже;
1) торговая деятельность
2) средства нормативно-правового контроля неэффективны;
3) недостаточно информации.
Если характеристик менее 3, то рынки развитые, от 3 до 6 – развивающие, свыше 6 – эмбриональные.
Возникающие могут быть небольшими и новыми.
Международные инвестиции на возникающих рынках – 1тр. 1300 млр. долларов.
2. Правовое регулирование и
Проблема иностранных инвестиций имеет комплексный характер в национальной экономике. Это связано с тем, что на инвестиционную деятельность влияет политика, экономика, право.
В истории специального регулирования иностранных инвестиций в зарубежных странах можно выделить 4 этапа.
1. Возникновение и развитие
2. 70-ые годы прошлого века. Законодательство
об иностранных инвестициях
3. 80-ые годы. В индустриально развитых странах появляется законодательство, регулирующее иностранные инвестиции. В основном они были направлены на предоставление равных условий отечественным и иностранным компаниям на национальном рынке. Это вызвано тем, что многие страны подписали соглашение о тарифах и торговле ГАТТ. Правила, закреплённые в ГАТТ, требовали привести внутреннее законодательство в соответствие с ним. Изменилась внутренняя политика развитых стран, государство стало меньше вмешиваться в предпринимательскую деятельность.
4. 90-ые годы. Распад социалистической системы. Вчерашние противники стали партнёрами. Запад заинтересован в оттоке капитала, Восток – в притоке капитала.
Обобщая законодательство Республики Беларусь по регулированию деятельности иностранных инвесторов, можно выделить следующие наиболее значимые для них льготы:
1) Приобретение в собственность
земли при приватизации
2) Освобождение от уплаты налога на прибыль на 3 года, если доля в уставном фонде более 30% и на 50% ещё уменьшается, если очень важная продукция;
3) Освобождение от уплаты
4) Безлицензионный экспорт и импорт продукции собственного производства, если доля иностранного инвестора в уставном фонде более 30%. Оставление в распоряжении предприятия всей валютной выручки от экспорта продукции собственного производства;
5) Льготы на высокотехнологичные инвестиционные проекты. Они дифференцируются следующим образом:
категория А – производство конкурентной продукции при условии защищённости её патентами Республики Беларусь и других стран;
категория Б – проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке не менее 30% от объёма реализации;
категория В – производство импорта заменяющей продукции с более низким уровнем цен. 70% в сравнении с импортом;
категория Г – производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.
В зависимости от категории инвестиционных проектов варьируются объекты государственной поддержки. Так проекты категории А могут быть профинансированы на 50%, Г – на 20%.
Рублёвые счета иностранных инвесторов.
Платежи, полученные иностранным инвестором в Республике Беларусь и из источников на территории Республики Беларусь, в соответствии с законодательством по Инструкции Национального Банка поступают в рублях на счета, открытые иностранным инвестором.
Нерезиденты в Республике Беларусь на своё имя могут открывать следующие счета:
1) рублёвые счета типа Т, которые
открываются для обслуживания
экспортно-импортных операций, а
также для содержания в
- банков и других кредитных
учреждений, имеющих представительство
на территории Республики
- представительства, имеющие на
территории Республики
- международные правительственные организации, имеющие на территории Республики Беларусь представительства и филиалы;
- официальные представительства.
2) рублёвые счета типа И –
для инвестиционной
3.Межправительственные
соглашения о поощрении и
Порядок их
заключения определён
Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Министерство финансов Республики Беларусь проводит переговоры с правительством других государств о таких соглашениях и подписывают их.
Инвестор – это любое физическое лицо, являющееся гражданином договаривающейся стороны и любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством.
Капиталовложения охватывают все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одной договаривающейся стороны вкладывают на территории другой. Имеются в виду здания, сооружения, имущественные права, денежные средства, акции, право требования по денежным средствам, которые вкладываются в создание экономических ценностей, авторские права, ноу-хау, право на осуществление хозяйственной деятельности.
Под доходами в соглашении подразумевается суммы, получаемые в результате капиталовложений, в частности в качестве прибыли дивидендов и лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техпомощь и обслуживание.
Каждая из договаривающихся сторон принимает обязательство по поощрению инвесторов другой стороны для осуществления капиталовложений на своей территории, гарантирует правовую защиту капвложений другой стороны. Обеспечивает справедливый и равноправный режим для капвложений, исключает применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать капвложениям.
4.Международные финансовые организации.
Международная финансовая организация – это юридическое лицо, одной из функциональных задач которой является международная деятельность по реализации внешнеэкономических связей государства.
Существует классификация международных организаций:
I. По сфере распространения: