Предпринимательство, малый бизнес, налог, законодательство о предпринимательстве, анализ, прибыль, эффективность предпринимательской де

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы провести анализ состояния, перспектив развития малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции предпринимательства, а также его виды и формы;
- изучить тенденции развития предпринимательской деятельности и также особенности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- изучить проблемы ведения бизнеса, направления реформирования бизнес-климата и роль малых предприятий в решении проблем безработицы.

Содержание

Введение 4
1 Содержание и особенности малого бизнеса 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Проблемы и перспективы малого бизнеса 10
2 Практика функционирования малого инновационного бизнеса в Республике Беларусь и зарубежом 13
2.1 Развитие малого предпринимательства Республики Беларусь 13
2.2 Развитие малого бизнеса зарубежом 15
3 Перспективы улучшения бизнес-климата в Республике Беларусь 19
Заключение 23
Список использованных источников 26
Приложения…………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Термин “малый бизнес” в основном получил распространение  в англоязычных странах. В Европе, США и Японии используют термин «мелкие  и средние предприятия». В связи  с тем, что в Республике Беларусь законодательно не закреплено отнесение  предприятий к микро– и средним, нами рассматриваются малые предприятия и малое предпринимательство в целом.

Малое предприятие  – это небольшое предприятие  любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различаются в разных странах экономики), реже – оборота, и получающие налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки.

Критерий «количество  работников» является основным, так  как отвечает следующим требованиям:

– инфляционно  устойчив – на него не влияют колебания  покупательской способности валюты;

– является прозрачным - легко определяется и понимается;

– является сопоставимым – он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий  в одной и той же отрасли;

– является доступным  – данные легко получить [14, c. 25].

Подход к распределению  предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так, по определению Администрации малого бизнеса США, малой считается фирма, имеющая одного или несколько владельцев, с числом занятых не более 500 чел., величиной активов не более 6 млн. у.е. и годовой прибылью не более 2 у. е. В Германии также к малому бизнесу относят предприятия с числом работников не более 500 чел. В Японии к малому бизнесу относят предприятия с числом занятых до 300 чел.

В Республике Беларусь к малым предприятиям в соответствии с законодательством относятся  предприятия со следующей среднесписочной  численностью работников:

– в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;

– в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 чел.;

– в строительстве  и оптовой торговле – до 50 чел.;

– в бытовом  обслуживании населения и розничной  торговле – до 30 чел.;

– в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.

Согласно Рекомендации ЕC 2003/361, вступившей в силу с 1 января 2005 г., к «средним предприятиям в Республике Беларусь относятся предприятия с численностью сотрудников до 250 чел. и годовым оборотом до 50 млн. евро».

Исходя из приведенных  определений, можно сделать вывод, что авторы практически единодушны в своем понимании бизнеса. Однако полнота их определений несколько различна. В понятие малый бизнес входят: малое предпринимательство, малые предприятия и предприниматель. Поэтому «малый бизнес» и «малое предпринимательство» являются тождественными.

Исходя из этого, можно сказать, что под малым  бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых  организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

В дальнейшем (в  курсовой работе) к малому бизнесу (малому предпринимательству) будем относить малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.

1.2 Проблемы и перспективы малого бизнеса

 

 

В широком смысле производственное предпринимательство  может рассматриваться как создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары. К малому производственному бизнесу относятся субъекты малого предпринимательства, занимающиеся следующими видами деятельности:

  • обработка древесины и производство изделий из дерева;
  • целлюлозно-бумажное производство;
  • издательская и полиграфическая деятельность;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
  • производство офисного оборудования и вычислительной техники;
  • производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры

Из списка видно, что сфера производственного бизнеса достаточно широка. В современных условиях малый производственный бизнес привлекателен, поскольку достаточно стабилен и предполагает мобильность, высокий доход, а также быстрые обороты. В то же время в Беларуси производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как пока у нас нет благоприятных условий для его развития.

Производственный  бизнес предполагает соединение трех главных условий:

  1. Объединить факторы производства
  2. Разработать технологию
  3. Получить доступ к ресурсу

Проблематика  малого производственного бизнеса

1. Проблема нехватки  производственных помещений

По мнению большинства  предпринимателей, основная проблема производственного бизнеса связана  с помещениями, которые, как правило, не являются собственностью, а арендуются.

2. Несовершенство  нормативно-правовой базы

Эту проблемы наши эксперты видят в двух главных  аспектах:

А. Отсутствие законодательных  актов, регламентирующих порядок и  условия деятельности субъектов  малого производственного бизнеса;

Б. Проблема полномочий контролирующих органов.

2. Кадровая проблема

Эксперты отмечают, что объемы производства растут, а  уровень подготовленности кадров падает.

3. Проблема финансирования

Имеются в виду трудности, которые испытывают малые  производственные предприятия в доступе к финансовым ресурсам. В частности, специалисты назвали отсутствие у предпринимателей собственности, которую можно заложить для развития бизнеса; нехватку оборотных средств; а также нормативы банков, по которым они выдают кредиты.

4. Система налогообложения

Налогообложение на отчисления в заработную плату  тормозит развитие бизнеса.

5. Проблема слабого  взаимодействия крупного и малого  бизнеса по развитию производственной  кооперции. Эксперты обозначают эту проблему как неразвитый субконтрактинг.

Уже очевидно, что  малый и средний производственный бизнес не могут развиваться, не взаимодействуя с крупными предприятиями. Субконтрактинг (субконтрактация) как раз является формой организации промышленного  производства, рассчитанной на использование широкой сети поставщиков [4,  c.18].

6. Проблема подключения  к сетям

Основные действия, которые должны способствовать развитию малого производственного бизнеса, сводятся к следующему:

1. Решение налоговой  проблемы (снизить налоги на имущество  и налоги на выплату заработной платы);

2. Создание техноцентров, которые призваны развивать участие  малого бизнеса в промышленности. Кроме того, техноцентры станут  основной формой сотрудничества  малого и крупного бизнеса.

3. Развитие субконтрактинга.  Решить многие проблемы малого производственного бизнеса можно, объединив усилия и крупного, и среднего, и малого предпринимательства.

Прогнозируя ситуацию с малым производственным бизнесом, отметим как негативные, так и  позитивные моменты:

К негативным отнесем следующую перспективу: конкуренция между производственными предприятиями растет, только это борьба между западными компаниями. В Беларусь приходит все больше сильных европейских филиалов, и наше трудоспособное население превращается лишь в рабочую силу. Хотя могло бы самостоятельно организовать производственный бизнес.

В качестве положительной  перспективы отметим следующую: в основном, проблемы малого бизнеса  такие же, как и на крупных предприятиях, только в малом бизнесе они  стоят более остро. Решив их на уровне малого бизнеса, на 80% проблемы решатся и в промышленности в целом. Страна, наконец-то, завершит затянувшийся процесс индустриализации. В это верит большинство наших консультантов.

Итак, производственное предпринимательство включает в  себя выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.

В ходе работы мы выделили самые насущные проблемы малого промышленного бизнеса, среди которых:

  1. Нехватка производственных помещений
  2. Несовершенство законодательной базы
  3. Кадровый «голод»
  4. Финансовые сложности
  5. Налогообложение

При всей своей рискованности производственный бизнес имеет ряд преимуществ:

  1. Стабильность
  2. Мобильность
  3. Высокий доход
  4. Быстрые обороты

Вполне очевидно, что проблем явно больше, чем преимущества производственного бизнеса. Однако для развития малого предпринимательства  уже сделаны определенные шаги.

 

2 Практика функционирования малого инновационного бизнеса в Республике Беларусь и зарубежом

 

2.1 Развитие малого предпринимательства Республики Беларусь

 

Что касается предпринимательства, то история его становления в  Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990 г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие возможности для  осуществления хозяйственной деятельности физических лиц – частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. Республики Беларусь слово «частный» заменено на «индивидуальный»).

Согласно статье 1 Закона, предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

В 1993 г. принимаются  законы «О приватизации и разгосударствлении государственной собственности», «Об  АО, ООО, ОДО», в 1994 г. – новый уголовный кодекс, в котором целая глава посвящена преступлениям в сфере предпринимательства и экономики. Таким образом, предпринимаются шаги по формированию законодательной базы рыночной экономики.

По состоянию  развития предпринимательства в  Беларуси на начало 2003 г. в негосударственном секторе экономики насчитывалось более 230 тыс. субъектов хозяйствования. В структуре юридических лиц большая доля приходится на частные предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские хозяйства, 2% - частные банки и страховые организации.

По мере развития рыночных отношений в Беларуси, значение малых или частного бизнеса будет  возрастать. Это связано с их естественной ролью в переходной экономике, направленной на сглаживание негативов структурной  перестройки, перераспределение трудовых потоков, повышение эффективности использования ограниченных ресурсов, создание в стране среднего класса.

Информация о работе Предпринимательство, малый бизнес, налог, законодательство о предпринимательстве, анализ, прибыль, эффективность предпринимательской де