Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:49, реферат
Железные дороги являются ведущим звеном транспортной системы России, важнейшим элементом производственной инфраструктуры. Но, к сожалению, приток инвестиции в данный вид транспорта заметно уменьшился, особенно в 1991-1998 гг., когда они сократились более чем в 4 раза. Результатом снижения объема инвестиций стал рост физического и морального износа основных производственных фондов отрасли, который по состоянию на 1 января 2002 г. превысил 56% Проект от 22.05.2007 «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года».
В рамках транспортной стратегии предусмотрены два этапа мер: первый — до 2010 г. и второй этап — до 2010—2025 гг.
В развитии железнодорожного транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Россия занимает 3-е место в мире (86 тыс. км) по протяженности железных дорог общего пользования, уступая США и Канаде.
«Основными задачами Программы, направленными на достижение поставленных целей являются:
- развитие
производства нового поколения
скоростного и
- выбор
полигона скоростного и
- организация
скоростного и
- создание технических средств для скоростного и высокоскоростного движения»;
- подготовка
кадров для обеспечения
В Программе
разработаны три комплекса
1. Повышение
маршрутных скоростей дальних
пассажирских поездов до 70-90 км/ч,
следующих на расстояния более
700 Проект от 22.05.2007 «Основные направления
стратегии развития
2. Организация
скоростного железнодорожного
Таким образом, мы видим, сколько грандиозных задач стоит перед правительством и компанией ОАО «РЖД», которые планируется осуществить в будущем. Поставленные цели требуют немало финансовых, трудовых, материальных ресурсов. Благодаря потоку инвестиций, которые в настоящее время поступают в железнодорожный транспорт, и немалому числу специалистов, все поставленные задачи должны быть решены.
Указанный рост объёмов перевозок обусловлен несколькими факторами.
Начиная с 1999 г., увеличение объёмов перевозок стало возможным, в первую очередь, благодаря последствиям финансового кризиса августа 1998 года. Девальвация национальной валюты привела к масштабному импортозамещению, что увеличило физические объёмы перевозимых грузов. Кроме того, следствием трёхкратного роста курса доллара к рублю, стало увеличение доходности и рентабельности экспортных перевозок. Немаловажным фактором явилось снижение в 1997-1998 гг. уровня тарифов на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении на 22% при росте
Таким образом,
подытоживая вышесказанное, в числе
угроз экономической
- снижение
уровня безопасности
- высокий
физический и моральный износ
материально-технической базы
- снижение
эффективности организации и
управления перевозочным
Вследствие экономического кризиса в России наблюдается снижение перевозок грузов и грузооборота железнодорожного транспорта. Если в 1985 г. отправление составило 2,2 млрд т, а грузооборот — 2,5 трлн тоннокилометров, то в 2008 г. соответственно - 1,0 млрд т и 1,3 трлн тоннокилометров. Уменьшение грузооборота сказалось и на грузонапряженности железных дорог. Средняя густота перевозок на 1 км эксплуатационной длины снизилась с 29,5 млн тоннокилометров (1985 г.) до 16,0 млн тоннокилометров (2008 г.). Железные дороги России обеспечивают при этом примерно третью часть мирового грузооборота и занимают 3-е место после США и Канады. Интенсивность перевозок грузов в России в 4 раза больше, чем в США, и в 10 раз больше, чем в ФРГ и во Франции.9
Мониторинг
состояния рынка
Таблица 1.
Парк грузовых вагонов принадлежности РФ по состоянию на 01.01.2009 г.
Род вагона |
Всего |
Холдинг«РЖД» |
в том числе: |
Приватный частных компаний | |
ОАО «РЖД» |
ДЗО ОАО «РЖД» | ||||
Полувагоны |
371 694 |
272 904 |
221 848 |
51 056 |
98790 |
Цистерны |
237 257 |
77075 |
8051 |
69024 |
160 182 |
Платформы |
68 112 |
52508 |
39441 |
13067 |
15604 |
Крытые |
78303 |
61 219 |
55491 |
5728 |
17084 |
Прочие |
249 004 |
149 756 |
79415 |
70341 |
99248 |
Всего |
1 004 370 |
613 462 |
404 246 |
209 216 |
390 908 |
Парк ДЗО ОАО «РЖД» составил свыше 209,2 тыс. вагонов, а парк-независимых мастных компаний достиг почти 391 тыс. ед., что составляет 20,8% и 39% в общей структуре парка соответственно (против 5,8% и 35,9% на 01.01.2008 г). Из 209,2 тыс. ед. вагонов парка ДЗО ОАО «РЖД» примерно 200,0 тыс. ед. - вагоны, принадлежащие ОАО «ПГК». Все вагоны-зерновозы, находящиеся в собственности ОАО «РЖД» (а так же в собственности ОАО «ПГК») в течение 2008-2009 г. должны быть переданы дочернему обществу ОАО «ПГК» - компании ЗАО «Русагротранс», которая станет монополистом в сегменте перевозок зерновых грузов.
Парк грузовых вагонов в целом по СНГ также стабильно растёт.
Совокупный парк вагонов стран СНГ увеличился с 2003 по 2008 год на 13 %. За тот же период парк вагонов российской принадлежности вырос на 23 %.
Таблица 2.
Приобретение вагонов ОАО «РЖД»
год | ||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
«РЖД» /МПС |
104 |
1440 |
3480 |
6000 |
8000 |
8569 |
15400 |
22000* |
Операторские компании |
9824 |
14692 |
23000 |
25000 |
н.д. |
13300 |
40930 |
45000: |
В условиях катастрофического дефицита подвижного состава после начала промышленного роста в 2000-х годах, к которому МПС оказалось не готово, именно операторские компании обеспечили бесперебойный вывоз промышленной продукции предприятий.
В табл. 13. приведены данные о парке вагонов у крупнейших собственников, имеющих во владении более 1000 единиц подвижного состава без учёта парков вагонов ОАО «ПГК» и других дочерних обществ.
Учитывая,
что общее количество приватных
вагонов независимых
Таблица 3
Сведения о парке вагонов у крупнейших собственников на февраль 2009 г.
№ п/п |
Наименование компании |
КР |
ПЛ |
ПВ |
ЦС |
ПР |
Всего |
1 |
Новая перевозочная компания |
0 |
0 |
15262 |
5 791 |
50 |
21 103 |
2 |
Газпромтранс |
45 |
5 |
1 763 |
18695 |
51 |
20559 |
3 |
СГ-Транс |
0 |
9 |
0 |
13866 |
0 |
13875 |
4 |
ДВТГ |
0 |
100 |
5337 |
3928 |
4918 |
14283 |
5 |
отэко |
0 |
30 |
6 |
14172 |
2 |
14210 |
6 |
Новотранс |
2263 |
557 |
7434 |
38 |
: 796 |
11088 |
7 |
Фирма Трансгарант |
1 373 |
682 |
3367 |
642 |
4874 |
10938 |
8 |
Евросиб СПб - транспортные системы |
1 115 |
1 950 |
3719 |
80 |
4252 |
11 116 |
9 |
Трансойл |
0 |
0 |
0 |
9006 |
0 |
9006 |
10 |
Металлоинвестфанс |
0 |
0 |
7712 |
61 |
365 |
8138 |
11 |
ЛУКОЙЛ-Транс |
25 |
12 |
49 |
7749 |
0 |
7835 |
12 |
Юкос-Траиссервис |
0 |
0 |
24 |
7580 |
0 |
7604 |
13 |
БалтТрансСервис |
0 |
0 |
0 |
7572 |
0 |
7572 |
14 |
Урал калий |
1 |
0 |
24 |
0 |
4711 |
4736 |
15 |
СИБУР-Траяс |
0 |
9 |
29 |
4643 |
10 |
4684 |
16 |
"ЗР" |
1021 |
0 |
481 |
1244 |
1 751 |
4497 |
17 |
"ЕвразТранс" |
0 |
0 |
3312 |
0 |
937 |
4249 |
18 |
"Независимая транспортная |
0 |
0 |
2760 |
17 |
1 434 |
4211 |
19 |
"СУЭК" |
0 |
0 |
3923 |
0 |
0 |
3923 |
20 |
"Мечел-Транс" |
0 |
0 |
3580 |
0 |
251 |
3831 |
21 |
"ЕТК" |
0 |
0 |
2 097 |
0 |
1 649 |
3746 |
22 |
"ТрансЛес" |
0 |
3447 |
0 |
0 |
34 |
3481 |
23 |
"Универсал ТрансГрупп" |
290 |
0 |
457 |
0 |
2614 |
3361 |
24 |
"ТЭК Евротранс" |
0 |
0 |
0 |
3314 |
0 |
3314 |
25 |
"ЗапСибТранссервис" |
46 |
0 |
3240 |
0 |
0 |
3286 |
26 |
"Башкирнефтепродукт" |
0 |
0 |
190 |
3088 |
0 |
3278 |
Как отмечает к.э.н. Е.И. Плисова, «разница в ширине колеи, наличие развитой обслуживающей инфраструктуры (вагоноремонтные депо), ориентированной на подвижной и тяговый состав, производившийся на заводах стран бывшего СССР, а также сложная система сертификации, находящаяся под полным контролем РЖД и Правительства РФ делают практически невозможным выход на рынок зарубежных производителей (без согласования с ОАО «РЖД»). 10
В 2007 г. цены на вагоны вновь резко увеличились. Динамика цен за этот год по разным оценкам и по разным родам и типам подвижного состава составила от 40 до 70 %. Если на начало 2007 г. стоимость полувагона составляла 1,15 млн. руб., то уже в 2008 г. - 1,7 млн. руб.
Упрощение
технологии оформления перевозок для
грузоотправителя, снижение административных
барьеров в этой сфере позволят повысить
конкурентоспособность
Качество транспортной продукции характеризуется следующими показателями (средние данные за 2003-2008 гг.):
- невысокая, сравнительно с автомобилями, скорость доставки грузов (по всем видам отправок - 267-284 км./сут, для повагонных - 254-274 км./сут.);
- низкий уровень выполнения сроков доставки (от 9 до 14 % отправок доставляются с превышением сроков доставки);
- низкая степень сохранности перевозимых грузов (потери грузов на российских железных дорогах в несколько раз превышают установленные нормы убыли на 1 т. груза, например, нормативные потери угля определены в размере 0,7 %, а фактические составляют 3%, руды -соответственно 0,9 % и 3,5 %, цемента - 1,2 и 4,0 %, зерна -0,1 и 0,2 %, кирпича - 1,3 и 7,0 %).11
Таким образом, можно отметить, что наряду с высокими показателями качества эксплуатационной работы железнодорожный транспорт характеризуется низким качеством транспортной продукции. Это обусловлено как объективными (технологическими) факторами, так и отсутствием полноценной конкуренции с другими видами транспорта, особенно при перевозках на дальние и сверхдальние расстояния.
В 2006-2008
гг. операторский бизнес в стране стал
важнейшим элементом
В 2008 г.,
на конференции «Рынок транспортных
услуг: взаимодействие и партнёрство»,
подводя итоги 10-летия реформы
железных дорог, вице-президент ОАО
«РЖД» В.Н. Морозов отметил: «За
последние пять лет в результате
реформирования отрасли доля приватных
вагонов в общем парке
Информация о работе Причины технико-экономических проблем в сфере железнодорожного транспорта