Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа
Рынок ценных бумаг исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, так как покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду, а сама бумага получает форму кредитного документа, в соответствии, с которым ее владелец приобретает право на определенный регулярный доход, представленный в виде процентов или дивидендов на отданный взаймы капитал.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 2
1.1 ПОНЯТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 2
1.2 ФИКТИВНЫЙ КАПИТАЛ 3
1.3 СТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА 5
1.4 СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.5 ВИДЫ РЫНКОВ 7
1.6 ФУНКЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 8
2 ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 9
2.1 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 10
2.2 ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ 13
3 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 18
3.1 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ ДО 1917 ГОДА 18
3.2 СОВРЕМЕННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА 20
4 РЫНОК КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ КАК ИСТОЧНИК ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 27
5 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОНДОВОГО РЫНКА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Ажиотажный спрос инвесторов пытаются удовлетворить как новые, так и уже известные рынку эмитенты, в итоге постепенно происходит сегментирование рынка на «эшелоны» в зависимости от объемов займов, надежности и степени раскрученности эмитента.
Однако вследствие столь стремительного развития рынка корпоративных облигаций все чаще слышатся разговоры о необходимости «воспитательного» дефолта. Данные разговоры под собой имеют очень веские основания, т.к. инвесторы не всегда правильно соотносят риски и доходность той или иной бумаги, а также, если предприятия потеряют нынешние источники финансирования и окажутся перед необходимостью отказаться от выполнения своих обязательств. Поскольку первая мощная волна размещений облигационных займов пришлась на осень 2003 года, а срок обращения облигаций в среднем составляет 2-3 года, то дефолта, следует ожидать не ранее осени 2004 года. При этом дефолт не произведет разрушающего воздействия на рынок, как произвел бы, если случился в 2002 – начале 2003 года.
В 1999 – 2002 гг. с помощью
корпоративных облигаций
В 2003 году продолжилось расширение
и углубление рынка корпоративных
облигаций. В первой половине года данный
инструмент стал вытеснять банковские
кредиты в силу доступности и
более привлекательных
Однако в мае 2003г. на рынке произошел разворот. Бум первичных размещений, сокращение рублевой ликвидности и заниженный уровень доходностей по корпоративным облигациям (в ряде случаев ниже ожидаемой инфляции) привели к заметному обвалу цен. На вторичном рынке доходности повысились до 11 – 12% годовых по бумагам «первого эшелона», 13 – 15% - «второго» и 16-18% - третьего.
В сентябре 2003 г. падение
рынка приостановилось, и к декабрю
котировки корпоративных
Значительным стимулом для развития рынка рублевых корпоративных облигаций стало изменение налогообложение эмиссии. С начала 2004 года ставка налога, который взимается при эмиссии ценных бумаг, снизилась с 0.8 до 0.2% от номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб. Соответственно снмжаются затраты эмитентов на привлечение заимствований, особенно для крупных выпусков и малых предприятий.
Наиболее существенным событием начала 2004 года стало размещение облигационного займа Газпрома в феврале на 10 млрд. руб. по доходности 9% годовых.
Таким образом, облигационные займы могут стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения, аккумуляции средств как для реализации средне- и долгосрочных программ, так и для решения текущих проблем реального сектора. В стабильной экономической ситуации корпоративные облигации могут быть привлекательны для частных инвесторов (населения) как реальная альтернатива наличной иностранной валюте, для коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг – как удобный вариант размещения рублевых ресурсов, для иностранных инвесторов – как способ осуществления портфельных инвестиций в российские предприятия.
В условиях, когда многие
хозяйствующие субъекты вынуждены
искать новые варианты привлечения
средств инвесторов, корпоративные
облигации могут стать
Российскому рынку ценных бумаг, неоднократно испытывавшему крупномасштабные кризисы, требуется активная информационная поддержка со стороны государства. Она призвана обеспечить преодоление излишних опасений населения перед инвестированием в инструменты рынка ценных бумаг. В перспективе это даст возможность вовлечь в инвестиционный оборот средства частных инвесторов, составляющие основной инвестиционный ресурс страны и являющиеся базой стабильного рынка ценных бумаг.
Динамичному и стабильному развитию рынка ценных бумаг препятствуют множественные правонарушения, подрывающие доверие к фондовому рынку как инвесторов, так и эмитентов. Их социальная опасность возрастает пропорционально росту оборотов рынка. Если на существующем сейчас узком рынке, практически не связанном с реальной экономикой, правонарушения вызывают лишь снижение инвестиционной привлекательности самого рынка, то масштабные фондовые аферы на развитом рынке ценных бумаг способны спровоцировать крах национальной экономики. Поэтому одновременно с государственным стимулированием рынка, обеспечивающим приток на него крупных финансовых средств, необходимо развивать систему государственного контроля над рынком. В этом случае усиление государственного регулирования не подавляет предпринимательскую мотивацию, а наоборот, способствует активизации здоровых рыночных сил и увеличению притока ресурсов, так как снижает риски инвестирования в ценные бумаги.
Также сейчас развитию российского фондового рынка препятствуют ограниченное количество инструментов и низкая ликвидность. Так, например, одним из способов повышения ликвидности является привлечение маркетмейкеров, выполняющих функции по поддержанию двухсторонних котировок. Однако требования нового Постановления ФКЦБ «О деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» не позволяют организатору торговли оплачивать услуги маркетмейкера, что может поставить под угрозу само существование этого института. Ведь в результате у этих брокеров, берущих на себя риски, исчезает материальная заинтересованность.
Для дальнейшего развития рынка ценных бумаг, я считаю, необходимы следующие нововведения и законодательные инициативы.
Во-первых, необходимо повышение прозрачности рынка. Необходимо ужесточить требования к эмитентам о своевременном обнародовании подобной информации (подобная попытка была сделана, когда ФКЦБ вынесла Постановление № 03-49/пс от 24.12.03 «О внесении изменений и дополнений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг») .
В-вторых, необходимо создание четкой стратегической программы развития рынка ценных бумаг в РФ, поскольку инвесторы не знают, что их ждет через год-два. Так, например, в правительственной «Среднесрочной программе социально-экономического развития на 2002-2004 гг.» и в разработанных Министерством экономического развития и торговли РФ «Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» в разделе, посвященном вопросам становления фондового рынка, содержится, по сути, перечень намерений государства, а не способы их реализации и план конкретных мероприятий.
В-третьих, стимулирование концентрации торговли ценными бумагами на организованных рынках, т.к. фондовый рынок развивается только тогда, когда ликвидность максимально сконцентрирована. Консолидация и сокращение количества бирж сейчас происходит не только в России, это процесс глобальный.
В-четвертых, развитию рынка будет способствовать осознание эмитентами необходимости получения рейтинга российских и зарубежных рейтинговых агентств.
И, в-пятых, необходимо принятие закона об инсайдерской информации (скоро данный закон будет рассмотрен в Госдуме), поскольку негативный эффект инсайдерской информации заключается в том, что она отпугивает потенциальных участников рынка. А фактор доверия в условия развивающегося рынка имеет огромное значение. Без доверия рынок не получит новых инвесторов.
В результате реализации предложенных мер существенно увеличится объем инвестиций, емкость рынка, и капитализация российской корпораций, что окажет благотворное влияние на экономику страны.
В целом по фондовому рынку намечаются положительные сдвиги.
Если давать прогноз по рынку акций, то в 2004 году ожидается продолжение роста на российском рынке акций. Ожидается, что одно из международных рейтинговых агентств (Standard & Poor’s или Fitch) повысит кредитный рейтинг России до инвестиционного уровня, вслед за Moody’s. Для рынка акций это могло бы быть значительным событием.
В тоже время влияние внешних факторов на российский фондовый рынок ослабевает. Появляется новый ориентир для рынка – стратегические планы формирования холдингов, консолидация бизнеса, конкурентная борьба ведущих бизнес-групп за активы. Прогноз индекса РТС до конца 2004 г. – 650 – 750 пунктов.
Если же давать прогноз по рынку облигаций на 2004 г., то ожидается продолжение укрепления курса рубля, что будет повышать привлекательность инвестиций в рублевые активы. Вероятно продолжение выхода российских корпоративных заемщиков на международные долговые рынки, поскольку там для них сложились очень привлекательные условия.
В сегменте рублевых гособлигаций ожидается значительный рост объемов размещений. В 2004 г. государство привлечет 258 млрд.руб., что на 100 млрд.руб. больше, чем в прошлом году. Такое увеличение привлекаемых средств станет возможным, в частности, потому что на рынок выйдут пенсионные накопления.
Значительным стимулом для развития рынка рублевых корпоративных облигаций станет изменение налогообложения эмиссии. С начала 2004 г. ставка налога, который взимается при эмиссии ценных бумаг, снизился с 0,8% до 0,2% от номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс.руб. Соответственно ожидается снижение затрат эмитентов на привлечение заимствований, особенно для крупных выпусков, а значит увеличение емкости рынка.
Одним из самых заметных преобразований, произошедших за последнее время в структуре российской исполнительной власти и фондового рынка, стало массовое упразднение финансовых ведомств и передача их полномочий в руки одного мегарегулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам (ранее ФКЦБ,МАП и Минтруда). Нужно надеяться на то, чтобы действия нового регулятора способствовали решению основной задачи – построению эффективного финансового рынка, способствующего росту экономики России, и фондовому рынку в частности.
Более высоких показателей
российского фондового рынка
можно будет ожидать тогда, когда
улучшится общее состояние
А закончить свою курсовую работу хотелось бы следующими словами:
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций.
Думается, что истинный смысл этих слов Александра Блока из поэмы "Возмездие" мы начинаем понимать только сейчас. Приватизация, акционирование, банкротства, стремительное биржевое движение - все это проявления века "акций, рент и облигаций", прерванного в 1917 г. и возрождающегося вновь. Необходимо как можно скорее решить триединую задачу: укрепить доверие к государству, отладить законодательный механизм, повысить эффективность функционирования контролирующих и правоохранительных органов. И от того, как государство и общество сумеет справиться с ней, во многом зависит будущее рынка ценных бумаг.
Правовая база
Основная