Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
ГЛАВА I: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЯ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА..................................................................................6
1.1. Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок................6
1.2. Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве. Особенности рынка средств производства..............................10
ГЛАВА II: ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ...................................................................................................................15
2.1. Товарный рынок и товарные биржи...............................................................15
2.2. Рынок труда………………................................................................................21
ГЛАВА III: СОСТОЯНИЕ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...................................................................................26
3.1. Государственная инвестиционная политика РФ на
современном этапе................................................................................................26
3.2. Формирование спроса на рынке средств производства.........................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................
Кто будет востребован.Структура спроса на специалистов едва ли изменится и маловероятно, что какие-то профессии будут более востребованы. «Возможно, будет выше спрос на кризисных управленцев, - говорит Мария Костьева, - а также многофункциональных работников, способных заменить собой несколько человек. Например, работодатель будет увольнять пятерых сотрудников, а вместо них брать одного, который способен выполнять работу за них всех. Отделы персонала будут сокращаться. В первую очередь за счет людей, которые специализируются на обучении и развитии персонала, тренингах, потому что сейчас у компаний нет денег на них. Продавцы тоже попадают под сокращение. Например, в автомобильных салонах». «У нас в стране много идей и неудовлетворённых потребностей, а лидеров, способных воплотить идеи в жизнь, по-прежнему не хватает, - отмечает Александр Беленький. - На уникальных специалистов всегда был и будет спрос. Кроме того, мы ожидаем исхода управленцев из коммерческих структур в государственный сектор, а из Москвы и Санкт-Петербурга - в регионы».
Рынок труда: что год грядущий нам готовит?Кризис набирает обороты, и эксперты сходятся во мнении, что рынок труда в 2009 году претерпит существенные изменения. Возможно, к концу следующего года рынок кандидата снова превратится в рынок работодателя. Какие важные тенденции должны учитывать кандидаты, чтобы «не остаться у разбитого корыта»?
Этапы развития кризиса. По мнению рекрутеров, кризис будет развиваться в несколько этапов, каждый из которых будет иметь свою специфику. Начало кризиса пришлось на август-ноябрь 2008 года. Компании начали избавляться от «балласта» в виде высокооплачиваемых сотрудников, которые работали не так уж и хорошо, а также работников, не имеющих прямого отношения к производству и получению прибыли. Например, административного персонала, маркетологов, пиарщиков. Рост зарплат, который можно было наблюдать последние два года, остановился. Пока кризис затронул не все сферы. В числе первых пострадавших оказались такие отрасли, как:
- рынок финансовых услуг, в т.ч. страховщики, инвестиционные и лизинговые компании;
- строительство, девелопмент, real estate;
- металлургия;
- телекоммуникации и ИТ;
- ритейл;
- автомобильная отрасль;
- услуги (маркетинг, реклама, обучение - тренинги, поиск персонала).
Если сейчас влияние кризиса на себе ощутили немногие, то уже в феврале-марте 2009 года, мы стали свидетелями реальной трансформации рынка труда. Летом 2009 года сформируется «дно» общемирового кризиса, на рынке труда появится большое количество соискателей как из числа рядовых офисных работников, так и настоящих «звезд».
Как будет меняться рынок труда? Слабые компании малого и среднего бизнеса будут умирать одна за другой, а госкорпорации, напротив, упрочат свое положение на рынке. Крупные и сильные игроки будут скупать тех, кто послабее, а за этим неизбежно последует оптимизация организационных структур.
Как это отразится на рынке труда? Количество уволенных будет расти, а значит, будет расти и конкуренция между кандидатами на вакантные позиции. Это, вероятнее всего, приведет к новой корректировке уровня зарплат.
Глава III. Состояние рынка средств производства на современном этапе.
3.1. Государственная инвестиционная политика РФ на современном этапе.
Инвестиционный рынок — сложное динамическое экономическое явление, которое характеризуется такими основными элементами, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция, цена.
Условия осуществления инвестиционного процесса в рыночной экономике приобретают специфические формы, отражающие особенности взаимодействия субъектов инвестирования в системе рыночных отношений:
1. наличие значительного инвестиционного капитала с диверсифицированной по формам собственности структурой, характеризующейся преобладанием частного инвестиционного капитала по сравнению с государственным;
2. многообразие субъектов инвестиционной деятельности в аспекте отношений собственности и институциональной организации, разделение функций государства и частных инвесторов в инвестиционном процессе; наличие разветвленной сети финансовых посредников, способствующих реализации инвестиционного спроса и предложения;
3. наличие развитого многосегментного рынка объектов инвестиционной деятельности, выступающих в форме инвестиционных товаров;
4. распределение инвестиционного капитала по объектам инвестирования в соответствии с экономическими критериями оценки привлекательности инвестиций через механизм инвестиционного рынка.
Инвестиционный рынок характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации.
Посредством инвестиционного рынка в рыночной экономике осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения, определяющие будущий прирост капитальной стоимости (реализованные инвестиционный спрос и предложение).
При этом движение инвестиций происходит по схеме, приведенной на
рис. 2.1.
Рынок инвестиционных товаров предполагает процесс обмена объектов инвестиционной деятельности. На этом рынке инвестиционный спрос представляют инвесторы, выступающие как покупатели инвестиционных товаров, а инвестиционное предложение — производители инвестиционных товаров или другие участники инвестиционной деятельности, являющиеся продавцами объектов вложений для инвесторов.
Объекты инвестиционных вложений составляют особый вид товаров, представленных элементами капитального имущества, которые в отличие от потребительских товаров используются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода (эффекта) в перспективе.
Инвестиционные товары, как и инвестиции, характеризуются качественной разнородностью. Они могут существовать в материальной форме (элементы физического капитала), в денежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также и в материальной и в денежной форме (основной и оборотный капитал, научно-техническая продукция и т.д.). Их обобщающей характеристикой является способность приносить доход.
Определенные виды инвестиций и инвестиционных товаров в силу их связанности в производительной форме не могут непосредственно обращаться на инвестиционном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой они обычно замещаются на рынке долговыми обязательствами или свидетельствами о вложении капитала, дающими право на присвоение дохода (долговыми и долевыми ценными бумагами). Обращаясь на инвестиционных рынках, финансовые инструменты, возникшие на основе реального капитала и являющиеся его представителями, приобретают самостоятельное значение, собственные формы и закономерности функционирования.
Структура инвестиционного рынка.
Обособление реального и финансового капиталов лежит в основе выделения двух основных форм функционирования инвестиционного рынка: первичного — в форме оборота реального капитала и вторичного — в форме обращения опосредствующих перелив реального капитала финансовых активов. С возрастанием роли научно-технического прогресса в общественном воспроизводстве возникает инновационный сегмент инвестиционного рынка, связанный с вложениями в определенные виды реальных нематериальных активов — научно-техническую продукцию, интеллектуальный потенциал.
Многообразие форм инвестиций и инвестиционных товаров обусловливает сложную структуру инвестиционных рынков, которые могут быть классифицированы по различным критериям. Обобщающим признаком этой классификации является выделение основных объектов инвестирования (рис. 2.2).
Исходя из этого инвестиционный рынок может рассматриваться как совокупность рынков объектов реального и финансового инвестирования. В свою очередь рынок объектов реального инвестирования включает рынок капитальных вложений, недвижимого имущества, прочих объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового инвестирования — фондовый рынок, денежный рынок и др.
Об итогах инвестиционной и строительной деятельности
в Российской Федерации в 2008 году
Инвестиции в нефинансовые активы
В 2008г. инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства, параметров неформальной деятельности и без инвестиций в прирост запасов материальных оборотных средств) составили 6354,0 млрд.рублей.
Инвестиции в основной капитал
В экономику России в 2008г. вложено 8764,9 млрд.рублей инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2007г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах увеличились на 9,8 процента.
Жилищное строительство
Построено 765,6 тыс. квартир общей площадью 63,8 млн. кв. метров, что на 4,1% выше уровня 2007 года. Доля жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, в общем вводе жилья составила 42,7% (в 2007г. - 43,0%).
Социально-культурное строительство
В 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился ввод концертных и кино-концертных залов на 63,6%, санаториев - на 43,1%, высших учебных заведений - на 18,9%, дошкольных образовательных учреждений - на 4,4%, средних специальных учебных заведений - на 1,3%; уменьшился ввод в действие учреждений культуры клубного типа на 47,3%, домов-интернатов для престарелых, инвалидов (взрослых и детей) - на 46,5%, библиотек - на 46,2%, театров - на 38,6%, гостиниц - на 32,2%, общеобразовательных учреждений - на 26,2%, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 25,5%, домов отдыха - на 24,0%, больничных учреждений - на 11,1%. Ввод в действие канализационных сетей снизился по сравнению с 2007г. на 23,8%, газовых сетей - на 15,0%, водопроводных сетей - на 8,6%; увеличился ввод тепловых сетей на 7,6%.
Строительная деятельность
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2008г. составил 4528,1 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 12,8% выше уровня 2007 года
Цены в строительстве
Сводный индекс цен строительной продукции в целом за 2008г. составил 116,9%, в том числе индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) - 118,6%, на машины и оборудование, используемые в строительстве - 114,8%, на прочие капитальные работы и затраты - 116,4%.
Труд в строительстве
Среднесписочная численность работников в строительстве увеличилась в 2008г. по сравнению с 2007г. на 6,5% и составила, по предварительным данным, 3,3 млн. человек; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительстве увеличилась на 26,0%, составив 18,3 тыс. рублей.
Финансовая деятельность организаций, осуществляющих деятельность в строительстве
В 2008г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) строительных организаций (без субъектов малого предпринимательства) в действующих ценах составил 130,4 млрд.рублей (4,7 тысячи строительных организаций получили прибыль в размере 172,4 млрд.рублей, 1,1 тысячи организаций имели убыток на сумму 42,0 млрд.рублей).
3.2. Формирования спроса на рынке средств производства.
Спрос – экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся.
Достаточно очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Для того, чтобы удовлетворить эти различные потребности, организации-производители и организации‑продавцы стремятся выявить группы потребителей, которые скорее всего положительно отреагируют на предлагаемые продукты и ориентируют свою маркетинговую деятельность прежде всего на эти группы потребителей.
Сегментация рынка заключается в разделении рынка на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты, и, к которым необходимо применять разные маркетинговые усилия.
Рыночный сегмент – это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов.
Сегментация позволяет:
лучше понимать не только нужды потребителей, но и того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, характер поведения на рынке средств производства и т.д.)
обеспечить лучшим понимание природы конкурентной борьбы на конкретных рынках;
представить возможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования;
при разработке планов маркетинговой деятельности учитывать особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности на требования конкретных рыночных сегментов;
Так, при сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.
Географическая сегментация – деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
При сегментации рынка производственно-технического назначения в первую очередь используются следующие критерии: географическое местоположение; тип организации, приобретающий товар; размер закупок; направления использования купленных товаров.
Сегменты, полученные в результате успешной сегментации, должны быть:
Информация о работе Сущность и структура рынка средств производства