Человеческий капитал в инвестициях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Инвестиции в человеческий капитал в развитых странах мира являются одним из важнейших факторов развития и укрепления государства, повышения конкурентоспособности экономики как на микро-, так и на макроуровнях. Основное условие достижения устойчивого развития экономики - накопление и сохранение человеческого капитала, внедрение стратегий, побуждающих человека совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

1.1. Классический подход к изучению человеческого капитала 4

1.2.Современный подход к изучению человеческого капитала 6

2.ПРАКТИКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 9

ЗAКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСOК ИСПOЛЬЗOВAННЫХ ИСТЧOНИКOВ 18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Двойников.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения  характера  содействия  экономическому  благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий  капитал.

Потребительский капитал  создает поток услуг,  потребляемых  непосредственно, и, таким  образом,  содействует  общественной  полезности.  Это  может  быть творческая и  образовательная  деятельность.  Результат  такой  деятельности выражается  в  предоставлении  потребителю  таких   потребительских   услуг, которые приводят к появлению новых способ  удовлетворения  потребностей  или повышению    эффективности    существующих    способ    их    удовлетворения.

Производительный  капитал   создает   поток   услуг,   потребление   которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная  и образовательная   деятельность,   имеющая   непосредственное    практическое применение   именно   в   производстве   (создание   средств   производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим  критерием  классификации  видов   человеческого   капитала является различие между формами, в которых он воплощается.4

1. Живой капитал  включает в себя знания, воплощенные  в человеке.

2. Неживой капитал  создается, когда знания воплощаются в  физических, материальных формах.

3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого   капитала, связанного с  производством  услуг,  удовлетворяющих  коллективные нужды  общества.  Он  включает  в себя  все правительственные неправительственные институты,  которые  содействуют  эффективному использованию двух типов капитала  (образовательные  и  финансовые учреждения).

По  форме  обучения  сотрудников  на  рабочем  месте  можно  выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий  капитал.

Специальный человеческий капитал включает навыки и знания,  приобретенные  в  результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где  они были получены.

В  отличие  от  специального  человеческого  капитала,  общий человеческий  капитал  представляет  собой  знания,   которые   могут   быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании большого  количества  определений  и видов  «человеческого  капитала», это   понятие,   как   многие   термины, представляет собой «метафору, переносит свойства одного  явления  на  другое по общему для них признаку»5.

Человеческий  капитал  -  это  важнейшая составная   часть   современного   производительного    капитала,    которая представлена  свойственным  человеку  богатым   запасом   знаний,   развитых способностей,  определяемых  интеллектуальным  и   творческим   потенциалом.

Основным фактором существования и развития человеческого  капитала  являются инвестиции в человеческий капитал.

 

 

Глава2.ПРАКТИКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

 

Как отмечают теоретики  человеческого капитала, расходы, увеличивающие  производительные качества и характеристики индивида, "можно рассматривать  как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что  эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем".

Применение термина инвестиции к затратам на формирование качественно  новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как  потребительских. Данные затраты были признаны как производительные, так как вложения в человека приносят ощутимый долговременный экономический эффект.

К. Макконнелл и С. Брю  выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью6.

По мнению Г. Беккера, Л Туроу, Т. Шульца, к инвестициям, развивающим созидательные способности  индивидов относятся формальное и неформальное образование, подготовка на производстве, медицинские услуги и исследования в области здравоохранения, расходы на оптимизацию миграции, поиск информации о состоянии экономики.

В западной экономической  литературе существует несколько подходов относительно основы формирования созидательных способностей человека. Так Г. Беккер, Д. Минцер, Т. Шульц и др., основой созидания человеческого капитала считают человеческую деятельность, в отличии от них Л.Туроу и С. Боулс, А. Аулен рассматривают формирование человеческого капитала в тесной взаимосвязи с человеческим временем.

Так Л. Туроу отмечает, что "индивидуумы представляют собой  гласный источник ресурсов для инвестиций в человеческий капитал. Они вкладывают человеческое время и финансовые ресурсы... Каждый индивидуум располагает некоторым первоначальным запасам человеческого времени. Это главный актив человеческого капитала, который позволяет приобретать другие человеческие активы". Этой же точки зрения придерживается и С. Боулс, который кроме вещественных и денежных инвестиций учитывает "продолжительность времени, посвященного учащимся этим вложениям".

В тоже время сторонники первого направления считают, что  человеческий капитал - это производительные способности индивида, используемые для производства товаров и услуг. При этом человеческий капитал рассматривается как определенный запас, который производит трудовые услуги. И этот запас состоит из двух частей. Первая включает качества и способности человека, участвующего в производстве самого человеческого капитала. Вторая - представляет "услуги, которые предлагаются на рынке и являются вложением в производство другие предметов и услуг".

К основным видам  деятельности Т. Шульц относит: "Школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и т.д. Каждая из них - это инвестиционная деятельность, развивающая человеческий капитал". А затраты, определяющие будущий денежный и материальный доход расцениваются как инвестиции в человеческий капитал. Понятие "время" при этом рассматривается не как вложения в индивида, а в качестве единицы учета деятельности человека .

Оригинальный  подход к изучению этой проблемы разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он классифицировал следующим образом:

  • вещественные, воплощенные в людях;7
  • вещественные, не воплощенные в людях;
  • невещественные, воплощенные в людях;
  • невещественные, не воплощенные в людях ;

"Вещественный  капитал имеет материальную, вещную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал не воплощенный в людях и "человеческий капитал".

Вещественный  капитал, не воплощенный в людях, охватывает факторы производства, которые  включаются в понятие "богатство": здания, сооружения, земля и прочие естественные ресурсы, машины, оборудование длительного пользования, товарно-материальные запасы.

Вещественный  капитал воплощенный в людях, является одним из главных признаков  расширительной концепции Дж.Кендрика. К этому капиталу он относит затраты  на формирование человеческого капитала, т.е. издержки воспитания детей до 14 лет, без учета затрат на их образование. К невещественному человеческому капиталу Дж. Кендрик относит накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и затраты на перемещение рабочей силы, а к невещественному капиталу, не воплощенному в людях - расходы, необходимые для накопления используемых в производстве знаний и практического опыта, включая знания, воплощенные в новых или улучшенных потребительских товарах, средствах производства, производительных процессах и системах. Эти расходы относятся к инвестициям, так как одни способствуют снижению издержек производства и увеличивают производительность труда, другие создают новые или улучшенные потребительские товары, которые служат удовлетворению потребностей.

Основными видами инвестиций в человеческий капитал  предприятия являются инвестиции в  специальную подготовку, физическое состояние и эмоциональное поведение  работников. Автор предлагает их расширение с целевой ориентацией на формирование у работника чувства приверженности организации. Приверженность работника к организации можно разложить на следующие составляющие. Во-первых, член предприятия разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности. Во-вторых, член организации стремится остаться на предприятии и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно. В-третьих, член организации готов не только стараться для нее, но, и если это надо, принести в жертву фирменным интересам свои личные.

Приверженность  организации - это личная особенность каждого человека. Поэтому организация должна развивать и усиливать это расположение с помощью ряда приемов. Наиболее целесообразными из которых представляются следующие: установление размера заработной платы работникам в соответствии с результатами деятельности предприятия; введение гибкой системы дополнительного поощрения работников и социальных доплат, учитывающих их индивидуальные потребности. Например, долгосрочные кредиты, возможности повышения уровня образования в вузах как внутри страны, так и за рубежом, льготный режим работы. Работники по желанию могут выбрать виды дополнительного поощрения и в соответствии со своими запросами обновлять их.

В рыночной экономике  сложной является проблема принятия решений об инвестициях. Рациональные инвесторы (государство, фирмы, семьи и индивид) будут вкладывать денежные средства только в том случае, если будут уверены, что риск от проекта будет минимальным и в будущем будет поток дополнительного чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции будут оправданы, если они будут обладать достаточно высоким уровнем окупаемости.

Для определения  эффективности человеческого капитала экономисты обращаются к технике  анализа "издержки- выгоды*'. Этот анализ делится на три этапа:

  • идентификация выгод и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;
  • идентификация затрат и их стоимостная оценка также с учетом фактора времени;
  • сравнение приведенных к одному моменту времени величин затрат и выгод.

В микроэкономических исследованиях центральной проблемой стала оценка экономической эффективности образования. Сторонники теории человеческого капитала считают, что экономические выгоды образования могут быть самыми разнообразными по форме. Так как неденежные и косвенные выгоды образования с трудом поддаются количественному измерению, экономисты основное внимание сосредоточили на его прямом денежном эффекте. Поэтому возникла необходимость определить вклад образования в увеличение заработков. "К структуре заработков можно подходить по несколькими углами зрения, что в известной мере зависит от того, какие именно различия в заработной плате подлежат объяснению. При более традиционном подходе основное внимание уделялось неравенству в заработной плате между отраслями и делались попытки определить влияние профсоюзов, рыночных сил, географического месторасположения и других подобных факторов. Более недавний подход пытается объяснить их главным образом различиями в квалификации и образовании".

Согласно теории человеческого капитала заработную плату работника с определенным уровнем подготовки можно представить как состоящую из двух основных частей. Первая часть - это то, что он получал бы, имея нулевой уровень образования. Вторая- это доход на образовательные инвестиции:

Yn = X0 + RCn,

где 
Yn - заработки человека, имеющего n лет образования; 
Х0 - заработки человека с нулевым образованием; 
Сn - объем инвестиций в течение n лет обучения, т.е. накопленный человеческий капитал; 
R - текущая норма отдачи вложений в образование.

Теоретики человеческого капитала исходят из представления о заработной плате как некоей слоистой структуре, где каждый слой связан с известным уровнем образования. Тот пласт заработков, который соответствует данному уровню образования, и есть денежный доход от него. Так, например, экономический эффект от высшего образования будет равен разнице в пожизненных заработках двух лиц - одного, закончившего высшее учебное заведение и другого, получившего среднее образование.

В состав издержек образования, помимо прямых расходов на образование экономисты включают "потерянные заработки". Это заработки, которые теряются учащимися из-за того, что в период обучения они лишены возможности работать и получать плату за свой труд. Потерянные заработки составляют около половины суммарных издержек обучения; в США их доля колеблется в пределах 50-60% общей стоимости высшего и среднего образования.

Различают частные  и социальные нормы отдачи. Для  оценки отдачи от государственных инвестиций в образование необходим учет всех социальных последствий (выгод и издержек) вложений в человека. Частные нормы отдачи показывают ценность образования для его непосредственных носителей. Работники с более высоким уровнем образования имеют и более высокие доходы. При оценке социальных норм отдачи необходимо учитывать разнообразные "экстернальные" эффекты, которые затрагивают не самих обучающихся, а остальных членов общества. Известно, что повышение образовательного уровня способствует ускорению НТП, улучшению качества жизни, росту благотворительности. Учет всех этих факторов в денежном выражении крайне затруднен, поэтому обычно в состав издержек дополнительно включаются государственные ассигнования на образование, а в состав выгод прирост налоговых поступлений за счет повышения образовательного уровня населения. В результате социальные нормы отдачи оказываются несколько ниже частных, поскольку образование широко субсидируется государством. В развитых странах эта разница составляет 1-3%. Недоучет внерыночных эффектов сильнее сказывается на точности социальных норм отдачи, поэтому частные нормы принято считать более надежным индикатором эффективности образования даже с точки зрения всего общества в целом, и они могут быть ориентиром и для государственных расходов на образование.

Информация о работе Человеческий капитал в инвестициях