Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономической оценке инвестиций"
В51 венчурные инвесторы, образование однопродуктовых предприятий
Инвестор - юридическое или физическое
лицо, вкладывающее собственные, заемные
или иные привлеченные средства в инвестиционные
проекты. Инвестор заинтересован в минимизации
риска. Риск здесь главное слово. Обычный
(портфельный или стратегический) инвестор
думает об эффективности ВСЕХ своих проектов
и о защите от факторов риска. Венчурный
инвестор готов рискнуть ради сверхприбыли
с части проектов:
"Идеология венчура - риск в обмен на
сверхприбыль. Деньги вкладываются в довольно
большое число проектов, часть которых
- и инвесторы знают это заранее - окончатся
прямыми убытками. Другая часть позволит
выйти на окупаемость, а сравнительно
небольшой процент проектов принесет
сотни и даже тысячи процентов прибыли.
Логично, что сверхприбыль возможно получить
только будучи владельцем акционерного
капитала, а не кредитором. Поэтому стандартная
форма участия венчурного капитала в новом
бизнесе - приобретение контрольного пакета
акций. Потом, по ходу событий, уже возможно
и кредитование, но долевое участие - практически
стандартная форма вхождения венчурного
инвестора в бизнес своего подопечного.
Иногда, впрочем, работа начинается и с
кредитов - но, как правило, при этом оговаривается
возможность переоформления кредита в
акции.
Откуда деньги
Венчурный бизнес начал развиваться в
Америке в 50-х годах прошлого века, когда
ряд частных инвесторов каким-то невероятным
образом "унюхал" перспективность
инвестиций в маленькие компании, базировавшиеся
преимущественно в Силиконовой долине
и занимавшиеся новаторскими проектами
в сфере высоких технологий. Лет примерно
через двадцать идея добралась до Европы.
И сегодня за счет венчурных проектов
производится ощутимая доля ВВП.
Венчурный капитал формируется за счет
свободных средств из разных источников.
Это могут быть деньги банков, страховых
компаний, пенсионных фондов, корпораций,
частных лиц и даже благотворительных
организаций. Как правило, средства - для
удобства управления ими - объединяются
в форму венчурного фонда. Впрочем, определенную
роль продолжают играть и индивидуальные
инвесторы - их еще называют "бизнес-ангелами".
Они вкладывают в новый бизнес личные
средства, причем делают это обычно на
самых ранних стадиях развития компаний,
когда крупные фонды еще сомневаются в
перспективности идей. Но по объемам финансирования,
конечно, "ангелы" значительно уступают
фондам.
Венчурный инвестор - это не просто большой
денежный мешок. Это мешок интеллектуальный
- он хочет внятного объяснения, ради чего
ему придется расстаться с деньгами и
откуда возьмется прибыль. Поскольку риск
венчурных инвесторов, как правило, довольно
высок, они хотят также держать в руках
часть рычагов управления. Это разумно,
так как растущий с нуля на какой-нибудь
фантастической идее бизнес, как правило,
не обременен нужными знаниями ни в сфере
патентного права, ни в области маркетинга,
ни в корпоративном строительстве. В штате
же венчурного фонда всегда присутствует
масса высококвалифицированных консультантов
самых разных специализаций. Они знают
особенности рынков, они проводят мониторинг
изменений в экономике, отслеживают положительные
или, наоборот, опасные тенденции. В силу
прямой заинтересованности в результатах
конкретного предприятия венчурный фонд
помогает подопечному решать юридические
проблемы, выстраивать стратегию развития,
позиционировать товар на рынке и так
далее".
В52 источники финансирования инновационного бизнеса
Главной проблемой поддержки и развития научно-технического потенциала остается проблема инвестирования средств в НИОКР (6). В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности выступают: - бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; - средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются инновационными предприятиями (ИП), региональными органами управлениями; - собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства); - финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков. страховых обществ, ФПГ); - кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков; - конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса; - иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний; - средства национальных и зарубежных научных фондов; - частные накопления физических лиц. В последние годы возникла тенденция уменьшения доли бюджетных ассигнований в структуре источников инновационного финансирования при одновременном увеличении нагрузки на собственные средства предприятий. Положительным направлением является также увеличение доли внешних источников инновационного инвестирования в российскую инновационную сферу. Таким образом, прямое бюджетное финансирование научно-технического потенциала теряет свое первостепенное значение в связи с организацией в стране достаточного числа крупных внебюджетных фондов и привлечением новых источников инвестиций. В таких условиях представляет значительный интерес опыт и политика, проводимая в США. В статье (2) рассмотрены: переход к новой парадигме экономической политики США в сфере НИОКР, реализация концепции инвестиционных кри-териев; критерии оценки и сопоставления межведомственных программ НИОКР; межведомственные приоритеты государственного финансирования в сфере НИОКР; а также критерии для оценки программ НИОКР, направлен-ных на разработку технологий для промышленности. В статье (1) рассмотрены механизмы направления финансовых потоков в инновационную и научно-техническую сферу США. Механизм финансирования инновационной деятельности и научных раз-работок в США осуществляется через контракты и гранты, но под жестким государственным надзором. Контрактная система и система грантов являют-ся ключевыми направлениями в инновациях в США и делают эту систему достаточно гибкой, что позволяет предприятиям самим планировать и опре-делять направления приоритетов в области инноваций и научно-технической деятельности. Финансовые источники предприятий появляются из денежных средств, высвобождаемых в процессе производства. К ним относятся: фонд предприятия, предназначенный для обновления, расширения и восстановле-ния производства; часть оборотного капитала в денежной форме, высвобож-даемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных за-трат; прибыль, идущая на обновление и расширение производства. В случае недостатка своих финансовых средств предприятия в США обращаются к прямому финансированию, используя возможности финансового рынка в виде получения займа с последующим возвратом этих финансовых средств в полном объеме, с процентами и в установленные сроки. Государст-венная финансовая поддержка инновационной сферы проявляется в создании финансового рынка, доступ к которому позволяет предпринимателям разви-вать исследовательскую деятельность и наращивать технологическое произ-водство. Еще одним государственным финансовым источником являются различные кредитные программы, средства по которым могут предостав-ляться под залог имущества для развития и реконструкции предприятий, поддержки малого предпринимательства. Таким образом, в США сложилась хорошо отлаженная система доступа инновационных предприятий к различным формам финансирования. В Рос-сии же неработающая финансово-кредитная система и отсутствие рынка ка-питала не позволяют увеличить объемы негосударственных капиталовложе-ний в развитие инноваций, а также и объемы государственных средств, обес-печиваемых бюджетом. То, что нужно России, чтобы она пошла по наукоем-кому пути развития, – это финансовый рынок. Общий объем направляемых в инновации финансовых потоков сущест-венно меньше такого же показателя США (7). В России не развит финансовый рынок и не используются существующие в мировой практике и приносящие значительный экономический эффект фи-нансовые инструменты и операции. Процесс накопления капитала в РФ не закончен, он остановился на самой первой стадии, - стадии перераспределе-ния государственной собственности, которая завершилась образованием не-большого слоя капиталистов. Неработающий капитал, обращение которого затруднено отсутствием в государстве развитого финансового рынка, в том числе рынка ссудных капиталов, не приносит дохода и не умножается. Для создания любого инновационного продукта необходим целый инновацион-ный процесс, где на каждой стадии предприниматель, внедряющий иннова-ции, осуществляет различные затраты (аренда зданий, оборудования и т.п.). Таким образом, инновационная деятельность питает финансовыми средства-ми бюджеты различных уровней, внебюджетные фонды и одновременно по-зволяет физическим и юридическим лицам накапливать финансовые средства в качестве вклада в коммерческие банки, венчурные фонды, являющиеся, в свою очередь, источниками финансирования научно-технической деятельно-сти. На сегодняшний день в России наконец-то сложился нормальный для лю-бой цивилизованной страны паритет, когда существуют предприятия, имею-щие потребность в капитале для реализации инвестиционных проектов, и ин-весторы, готовые вкладывать в проекты с длительным сроком реализации, но с высокой рентабельностью (8). Возможность для компании привлечь финансирование является критиче-ской составляющей процесса коммерциализации результатов НИОКР. В то же время целью любого инвестора является получение дохода от инвестиций. Такие инвестиции могут быть осуществлены через финансирование компа-нии, реализуемое следующими способами: кредиты; государственное финан-сирование; венчурный капитал; целевые инвестиции. Венчурные инвестиции подразумевают длительные временные рамки, элемент риска и партнерство с руководством, а также доход в виде стоимости доли в акционерном капитале, а не в виде дивидендов. В отличие от кредито-вания венчурные инвестиции не требуют залога (обеспечения). Автор делает следующий вывод: для молодых фирм наиболее эффективный способ при-влечения инвестиций – это привлечение венчурного капитала. В диссертации (3) предложена стратегия государственной поддержки раз-вития венчурного инвестирования, которая отвечает специфическим услови-ям России и имеет наилучший потенциал для успеха. В развивающихся эко-номиках, к которым относится и Россия, состав потенциальных источников капитала для венчурной индустрии ничем не отличается от того, что сущест-вует на развитых рынках. Однако распределение удельных весов среди ис-точников капитала в общем объеме инвестиций в венчурные фонды в эконо-мически развитых и странах с переходной экономикой центр тяжести сме-щен в сторону банковского и государственного секторов. Как свидетельству-ет опыт США и европейских стран, обязательной предпосылкой становления национальной системы венчурного финансирования малого, в первую оче-редь технологического бизнеса является наличие действующей модели госу-дарственной финансовой поддержки. Правительство может очень эффектив-но подтолкнуть технологические старты для того, чтобы страна быстро во-шла в международный процесс венчурного инвестирования. Поэтому были проанализированы схемы государственной поддержки, реализованные в других странах, в результате чего для России была предложена гибридная программа, которая даст максимум инициативы частному сектору: сочетание SBIR (Small Business Investment Research) – программы, инициированной правительством США в 1982 г., в рамках которой начинающим технологич-ным компаниям этой страны была предоставлена финансовая помощь в виде грантов на проведение НИОКР, и Yozma – программы, инициированной в 1992 г. правительством Израиля, в рамках которой венчурные инвестиции направлялись как во вновь создаваемые венчурные фонды, так и напрямую в начинающие высокотехнологичные компании, сопровождаясь при этом зна-чительными налоговыми льготами. Венчурное финансирование как одна из перспективных форм поддержки предприятий на этапах их становления продолжает развиваться (4). Появля-ются новые тенденции: увеличение вложений малых фирм на покупку ИС, рост прямых капиталовложений со стороны российских инвесторов , а также постепенная трансформация позиции государства в отношении инновацион-ного бизнеса, выражающаяся в переходе от жесткого регулирования к кос-венным мерам. В мировой практике косвенные методы поддержки инноваций, представ-лены, во-первых, налоговым стимулированием НИОКР, во-вторых, аморти-зационной политикой, направленной на ускорение процессов обновления предприятиями собственного производственного потенциала (5). Преимущество косвенных методов государственной поддержки иннова-ций заключается в том, что при значительно меньших затратах по сравнению с прямым финансированием ими может охвачен больший круг инновацион-ных субъектов. Для подтверждения этого достаточно обратиться к опыту США, где за счет налоговых и амортизационных льгот покрывается от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР. В России, где бюджетных средств явно недостаточно, косвенные методы поддержки НИОКР должны стать основ-ным инструментом государственной инновационной политики. Большие надежды возлагаются на программу ВИФ, которая была основа-на еще в 2000 г. Создается первый региональный венчурный фонд "Лидинг", а также первый отраслевой венчурный фонд. Причина не получения в России венчурных фондов в том, что государство не берет на себя реальных рисков, к примеру, в Израиле вклад государства в создание региональных венчурных фондов составлял 40% капитала фондов. Вторая причина – отсутствие сильных стимулов для вложения в высокорис-ковые проекты в условиях, когда значительно надежнее вкладывать средства в сырьевые отрасли. Одним из важных инструментов активизации интереса к венчурному финансированию проектов считается проведение венчурных ярмарок. В октябре 2003 г. в Перми прошла очередная четвертая венчурная ярмарка. Модель организации таких ярмарок взята из опыта США. В ходе их проведения решаются, как правило, три основные задачи: 1. Оценка инвестиционного потенциала в высокотехнологичной сфере. 2. Оказание посреднических услуг производителям и потребителям наукоемких проектов. 3. Повышение образовательного уровня участников ярмарки в об-ласти использования различных финансовых инструментов. В настоящее время обсуждается возможность реализации в ближайшие 3-4 годы новой межведомственной программы по формированию инновацион-ной системы.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономической оценке инвестиций"