Автоматизации в муниципальных библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – обобщение материала об опыте автоматизации в муниципальных библиотеках.
Задачи курсовой работы:
- выявить цели и задачи автоматизации в муниципальных библиотеках,
- описать опыт автоматизации библиотечных процессов в муниципальных библиотеках,
- проанализировать уровень автоматизации в Центральной библиотеке Сампурского района.
Объект исследования – автоматизация в библиотеках.

Содержание

Введение ……………………………………………….. …………………….3
1 Цели и задачи автоматизации в муниципальных библиотеках ……… …5
2 Опыт внедрения автоматизации в муниципальных
библиотеках …………………………………………………………………..13
3 Автоматизация в МБУ Сампурского района
«Центральная библиотека» ………………………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………..23
Список использованной литературы …………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа №1.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

     Внедрение новых технологий предъявило новые требования к информационной культуре библиотекаря. Ведь знания, навыки и умения работать с компьютерными программами и открывают поистине неисчерпаемые возможности для организации библиотечной работы в соответствии с требованиями современной стремительно меняющейся жизни.

     С момента внедрения новых технологий библиотекари повышают свою информационную грамотность.

     Первыми были специалисты, прошедшие обучение на городских и областных курсах. Затем были организованы занятия для библиотекарей, использующих компьютеры в своей работе. Благодаря им сотрудники научились как самому необходимому- работе в программе Word, так и более сложному- приемам поиска в сети Интернет.

      Методическая служба ЦБС также не обходиться без помощи компьютеров. Их использование значительно облегчает работу по сбору профессиональной информации, подготовке разнообразных текстов нормативного, методического и публицистического характера. Вместе с тем эти технологии позволяют модернизировать традиционные формы работы.

     Инициативные и творческие сотрудники ЦБС поддерживают любые инновации, применяя новые информационные технологии  в своей работе, что позволяет выводить профессиональную деятельность наших библиотек на принципиально новый качественный уровень, соответствовать современным требованиям потребителей информации, эффективно выполнять функцию информационного центра, общественного пункта доступа к коммуникационным технологиям.[2]

 

 

 

3 Автоматизация в МБУ Сампурского района «Центральная библиотека»

  • Девяносто лет назад, в далеком 1921 году, на страницах документа, ставшего сегодня архивной ценностью, среди  сведений о культурных учреждениях района - передвижных  библиотеках, избах-читальнях -встречается первое упоминание  о Муниципальном бюджетном учреждении Сампурского района «Центральной библиотеки».

  •      Материально-техническое состояние библиотеки не совсем соответствует современным требованиям, так как мало поступает средств для полного ее оснащения.

    Количество компьютерной техники оставляет желать лучшего- всего 6 единиц. С копировально-множительной техникой дело состоит намного лучше - 5 единиц.

    В целом библиотека оснащена современной технической базой, но хотелось бы увеличить эти объемы.

  • Фонд Библиотеки составляет 19930 печатных единиц. Она обслуживает 1205 читателей, выдается  27 992 экземпляров изданий. [14]

  •      Сегодня библиотеку нельзя представить без современного справочного аппарата. Поэтому в 2008 году в Сампурской библиотеке приступили к внедрению автоматизированной библиотечной системы АБИС «АС Библиотека-3». На тот момент в библиотеке было 4 персональных компьютера.

    Установили модули системы:

    - Статистика - ведение инвентарного и суммарного учета, формирование различных статистических отчётов и форм.

    - Комплектование - для работы комплектаторов и отдела учета; формирование и оформление заказов в издательства и книготоргующие организации, контроль их выполнения, а также первичного учета поступлений и редактирования ранее внесенных в базу данных записей (пополнение и редактирование базы данных).

    Первым этапом стало создание электронного каталога.

    Таблица 1 - Пополнение электронными изданиями в АС «Библиотека-3» за 5 лет

    2008 год

    2009 год

    2010 год

    2011 год 

    2012 год

    739

    3541

    5000

    6458

    7427


     

         В АС Библиотека-3 выполняются еще такие процессы, как:

    -учет и обеспечение сохранности  библиотечного фонда;

    -контроль за движением библиотечного  фонда;

    -проведение исключения из библиотечного  фонда (списание).

          В последние годы произошли большие изменения в содержании и условиях деятельности Сампурской библиотеки. В результате оптимизации в библиотеке были сокращены заведующие отделами, а всего - 6 единиц. Что увеличило нагрузку на работающих. Безусловно, самое актуальное сегодня - качественное обслуживание посетителей. Это стало возможным благодаря автоматизации и материально-технической базе. На средства районного бюджета по  программе «Развитие культуры Сампурского района на 2010-2013 годы» были приобретены компьютеры и  МФУ.

          Внедрение автоматизированных информационных технологий в библиотечную практику привело к тому, что наряду с традиционными каталогами и картотеками, библиографическими указателями литературы, появились их машиночитаемые версии (электронные каталоги книг, периодических изданий, новых поступлений, специальных видов изданий, краеведческих и тематических баз данных). 

          В 2011 году к услугам читателей предоставлена глобальная сеть Интернет с высокоскоростным подключением. Услугой Интернет в Сампурской библиотеке пользуются, в большинстве, студенты, школьники. На таблице ниже можно увидеть как повышается уровень обращения пользователей к  Интернет услуге в библиотеке. Во многом это зависит от того, что эта услуга является абсолютно бесплатной.

    Таблица 2 – Обращения к Интернет в Сампурской библиотеке за 5 лет

    2008 год

    2009 год

    2010 год

    2011 год

    2012 год

    8

    14

    30

    60

    92


     

          С целью обеспечения информационных потребностей социально незащищённых слоёв населения  в Сампурской библиотеке был создан публичный центр правовой информации, где собраны и предоставляются жителям района в электронном и печатном виде федеральные и региональные законы, муниципальные нормативно-правовые акты, документы по бухгалтерскому учету и налогообложению, а также комментарии к ним с использованием справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Пользователи могут не только получить информацию, но и при необходимости распечатать ее, размножить, скопировать на электронные носители.

    Таблица 3 - Удовлетворенные запросы по электронным изданиям пользователями за 5 лет

    2008 год

    2009 год

    2010 год

    2011 год

    2012 год

    283

    448

    150

    196

    270


     

           В октябре 2008 года районный Совет народных депутатов утвердил «Положение об обязательном бесплатном муниципальном экземпляре документов в Сампурском районе». На основании этого документа публичный центр правовой информации (ПЦПИ) Центральной библиотеки получает обязательный экземпляр всех официальных документов органов местного самоуправления, носящих обязательный, рекомендательный или информационный характер, выпущенных в форме текстовых и электронных изданий. [14]

     

  • Заключение

  •  

    В курсовой работе мы рассмотрели возможности и проблемы применения автоматизации муниципальных библиотек.

    Автоматизация библиотек не исчерпывается только созданием электронных каталогов, хоть они и являются ее основой. Остается еще масса библиотечных процессов, которые должны быть автоматизированы, и современные технологии это позволяют.

              Главная цель автоматизации библиотеки – повышение производительности труда работников, а также избавление от ряда рутинных операций, повышение качества услуг.   

    Основные преимущества автоматизации:

    - значительное ускорение операций по обработке данных;

    - освобождение большой части  рабочего времени сотрудников  библиотеки для работы над - более  важными творческими задачами;

    - повышение точности данных  учета, качества их обработки;

    - экономия времени на операциях, которые раньше выполнялись вручную;

    - расширение возможностей библиотеки.

              Выбирая систему автоматизации библиотеки, любая организация получает возможность реализовать следующий спектр задач:

    - быстрее и проще организовать  и структурировать фонды базы данных библиотеки; 

    - обеспечить оперативное обслуживание  конечных пользователей;

    - расширить спектр оказываемых  услуг (к примеру, включить в работу  услуги, нетрадиционные для классической  библиотеки: новые формы информационного  и справочного обслуживания);

    - защитить библиотеку от кражи  книг и прочих изданий при  помощи RFID-системы;

    - повысить комфорт работы как  персонала библиотеки, так и пользователей.

          Автоматизация библиотеки  помогает быстрее находить нужные  книги, исключает возникновение очередей, ускоряет и упрощает работу служащего.

          Наступили времена, когда библиотеки вступают в  конкуренцию за потребителя не  только в зонах своей традиционной  ответственности, но и в пограничных  областях, исторически закрепившихся  за другими научно-образовательными, развлекательными и коммерческими учреждениями.

          Информационные ресурсы  любого участника регионального  электронного документного пространства  не могут развиваться по экстенсивному  пути, вне связи с региональной  информационной системой.    Их особенность заключается в приспособлении к информационным потребностям и запросам пользователей, в информационной ёмкости, наличии в структуре электронных и традиционных документов, гармонично дополняющих друг друга. Они должны постоянно подстраиваться под особенности удовлетворяемых информационных потребностей и изменения в документальных потоках и массивах.

          Подводя итог всему  выше сказанному следует заметить, что Сампурская библиотека   добьётся высоких результатов в применении автоматизации в библиотечной деятельности не сразу, а постепенно; накапливая опыт и создавая электронный массив документов, а создание собственного сайта позволит постоянно держать в курсе всех изменений своих пользователей, делая пользование библиотекой более комфортным и целесообразным.

          Разумеется, из-за  нехватки финансовых средств  комплектование библиотечного фонда  новыми поступлениями не всегда  выполняется в полную силу, однако  работники библиотеки стараются  отбирать наиболее ценные и  полезные издания, которые будут неотъемлемым помощником в организации учебного процесса, научной деятельности, досуга.

     

     

     

     

    Список использованной литературы

    1. Карауш, А. Информационная сила муниципальных- в единении и объединении / А. Карауш // Библиотека . – 2010 . - № 4 . С.55-58
    2. Мальцева, Н. Я бы в юзеры пошел- пусть меня научат / Н. Мальцева// Библиотека . – 2012 . - № 2 . С.25-27
    3. Гладкова, И. Общедоступный центр информации: модернизация, оптимизация, компьютеризация / И. Гладкова // Библиотека . – 2010 . - № 10 . С.39-42
    4. Мартынова Е.Н. Автоматизация библиотечных процессов- Брянск, 2008. – Вып. 22. – С. 69-82
    5. Лукьяненко,Г. Электронный каталог как поисковая система. – 2011. – Вып. 1 . – С. 26-31
    6. Галаничева Г.Г. Автоматизированные информационно- библиотечные системы // О возможностях АБИС для улучшения обслуживания читателей. – 2009. - №4. – С. 60-67
    7. Карауш А. Автоматизация : своевременное решение : о внедрении автоматизированной библиотечной информационной системы в муниципальной библиотеке // Библиотека. – 2010. - №5. – С.55-56
    8. Мошковская Т.В. Электронный каталог в библиотеке нового поколения // Библиотека. – 2008. – №11. – С.78-84
    9. Сороколетова Н. Действенный ресурс улучшения обслуживания // об автоматизации типовых библиотечных процессов муниципальных библиотек / Библиотека. – 2008. - №6. – С. 29-32
    10. Шеламова, Г. Идти в ногу со временем // специализированное веб-пространство / Библиотека. – 2013. - №1.– С. 25-29
    11. Логинов, Б. Информационно-библиотечная сеть Либнет:третье десятилетие развития / Библиотека. – 2011. - №2. – С. 9-21
    12. Пантюхова,Т. Расчеты с помощью ИКТ // размышления об их избыточности и достаточности / Библиотека. – 2013. - №1. – С. 21-24
    13. Ковязина, Е.В. Автоматизированные технологии и системы // Перспективы развития автоматизации библиотек / Науч. и техн. б-ки. – 2011. - №2.– С. 84-91
    14. http://regionlib.ru/sampur/about/

     

     


     



    Информация о работе Автоматизации в муниципальных библиотеках