Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:23, реферат
Государственная инновационная политика– это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Введение
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики
2. Механизм формирования государственной инновационной политики
3. Механизм реализации государственной инновационной политики
4. Инновационная политика в России
Заключение
Список использованной литературы
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
"Воронежский государственный
архитектурно-строительный
Кафедра инноваций и строительной физики
Реферат на тему:
"Государственная инновационная политика"
Выполнил:
студент гр.С731Б
Кондрашина А.Д.
Проверил:
ст.пр. Фатеева И.В.
Воронеж 2013
Содержание
Введение
1. Сущность и принципы государственной
инновационной политики
2. Механизм формирования государственной
инновационной политики
3. Механизм реализации государственной
инновационной политики
4. Инновационная политика
в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государственная инновационная
политика в промышленно развитых
странах направлена на создание благоприятного
экономического климата для осуществления
инновационных процессов и
Сущность и
принципы государственной инновационной
политики.
Государственная инновационная политика– это составная часть социально-экономической
политики, которая выражает отношение
государства к инновационной деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти РФ в области
науки, техники и реализации достижений
науки и техники. Представляется в разрабатываемых
правительством Российской Федерации
концепции социально-экономического развития
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу и программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.
Государственная инновационная политика
РФ формируется и осуществляется исходя
из следующих основных принципов:
· признание приоритетного значения
инновационной деятельности для повышения
эффективности уровня технологического
развития общественного производства,
конкурентоспособности наукоемкой продукции,
качества жизни населения и экономической
безопасности;
· обеспечение государственного
регулирования инновационной деятельности
в сочетании с эффективным функционированием
конкурентного механизма в инновационной
сфере;
· концентрация государственных
ресурсов на создании и распространении
базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные
структурные сдвиги в экономике;
· создание условий для развития
рыночных отношений в инновационной сфере
и пресечение недобросовестной конкуренции
в процессе инновационной деятельности;
· создание благоприятного инвестиционного
климата при осуществлении инновационной
деятельности;
· активизация международного
сотрудничества РФ в инновационной сфере;
· укрепление обороноспособности
и обеспечение национальной безопасности
государства в результате осуществления
инновационной деятельности.
Формирование и осуществление государственной
инновационной политики Российской Федерации
обеспечивают органы государственной
исполнительной власти Российской Федерации,
назначаемые Правительством Российской
Федерации. Инновационная политика субъектов
Российской Федерации формируется и реализуется
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации с учетом государственной
инновационной политики Российской Федерации
и интересов регионов. К разработке и реализации
государственной инновационной политики
могут привлекаться общественные объединения,
действующие в пределах полномочий,
установленных законодательством
Российской Федерации.
Политика в области инновационной деятельности
как элемент системы государствен-
ного регулирования имеет:
· четко определенные цели и приоритетные
направления инновационной деятельности;
· органы управления, реализующие
функции, которые обеспечивают достижение
сформулированных целей;
· информаци
· инструмен
Можно отметить, государственная инновационная политика– это составная часть социально-экономической
политики, которая выражает отношение
государства к инновационной деятельности,
определяет цели, направления, формы деятельности
органов государственной власти РФ в области
науки, техники и реализации достижений
науки и техники.
Место и роль инновационной политики в
структуре государственного регулирования
экономики определяются особенностями
инновационного процесса как объекта
управления. Он в большей степени, чем
другие элементы научно – технического
прогресса, связан с товарно-денежными
отношениями, последующими всеми стадии
его реализации. Это обстоятельство вполне
убедительно проявляется в условиях регулируемой
рыночной экономики капиталистических
стран.
Формирование
государственной инновационной
политики
“Переход России к инновационному пути
развития – это единственная возможность
сделать нашу страну конкурентоспособной
и войти в мировое сообщество на равных”
- говорится в “Основах политики Российской
Федерации в области развитии науки и
технологий на период до 2011 года и дальнейшую
перспективу”. Переход к инновационному
развитию страны определён в этом документе
как основная цель государственной политики
в области развития науки и технологий.
И как одно из важнейших направлений государственной
политики в области развития науки и технологий
- формирование развития национальной
инновационной системы.
Политика, формируемая Министерством
образования и науки Российской Федерации,
нацелена на реализацию этих целей и задач.
Основные задачи, которые призвана решать
федеральная целевая научно – техническая
программа: определение приоритетов в
сфере науки и технологий и их реализация;
развитие системы научных и технических
приоритетов, механизмов создания и построения
государственно-частного партнёрства;
развитие инфраструктурной деятельности,
т.е. построение инновационной инфраструктуры
в России; а также содействие укреплению
материально-технической базы научной
деятельности ВУЗов, совершенствование
нормативно-правовой базы науки и инновационной
сферы.
Управление программой осуществляется
Научно-координационным советом под руководством
Министра. По шести основным научно –
техническим направлениям сформированы
приоритеты:
· наноиндустрия и перспективные
материалы;
· энергосберегающие технологии
и альтернативные источники энергии;
· технологии живых систем;
· информационно-
· экология и рациональное природопользование;
· безопасность и противодействие
терроризму.
В новой редакции программы следует отметить
3 основных блока, в рамках которых строится
работа: генерации знаний, разработка
технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок
– генерация знаний
В рамках этого блока реализуется около
250 проблемно-ориентированных поисковых
исследований фундаментального характера
и прикладные разработки. Осуществляется
также поддержка научно–организационного
и методического обеспечения интеграции
научной и образовательной деятельности,
поддерживаются пилотные проекты в этой
сфере, создаются научно-образовательные
комплексы.
Второй блок – разработка
технологий
Этот блок ориентирован на поддержку и
развитие прикладных научных исследований
и разработок. В рамках этого блока около
120 опытно–конструкторских, технологических
и экспериментальных разработок впервые
получили финансовую поддержку. Каждый
проект получал в среднем около 10 млн.
рублей. Это примерно на порядок больше
того, что было до реализации последней
редакции программы.
Третий блок
программы – коммерциализация
технологий
В первую очередь, здесь следует говорить
о создании и развитии эффективных механизмов
государственного и частного партнёрства.
Хорошими примерами в этой связи могут
стать реализуемые, начиная с 2003 года,
важнейшие инновационные проекты государственного
значения, которые были поддержаны ещё
Министерством промышленности, науки
и технологий Российской Федерации и очень
успешно продолжают развиваться при поддержке
Федерального Агентства науки и инноваций,
фактически при поддержке Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура.
В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные
фонды, такие как: фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно – технической
сфере; российский фонд технологического
развития (РФТР).
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется
из тех отчислений, которые предприятия,
освобождая эти отчисления от налогов,
направляют в отраслевые фонды, внебюджетные
фонды НИОКР и головные организации, координирующие
их деятельность. Он формируются за счёт
25% отчислений от тех средств, которые
собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку
серьёзных научно – технических, инновационных
проектов.
Проблемы формирования инновационной
политики особенно важны при выборе перспективной
стратегии. В настоящее время особую актуальность
приобретает разработка стратегии и тактики
реформирования внутригосударственной
науки как элемента инновационной политики.
Необходимо поддерживать совместные исследования
внутригосударственных научных подразделений
с академическими институтами, вузами
и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит
обеспечить трансферт технологий по стадиям
инновационного цикла, и «компенсировать»
недостаток кадров высшей квалификации
и исследовательской базы этого сектора
науки.
В ближайшей и долгосрочной перспективе
формирование и максимизация инновационного
фактора становится решающим условием
устойчивости развития современных экономических
систем.
Вывод: Организационной формой разработки
государственной инновационной политики
могут служить взаимодействующая совокупность
министерств и ведомств, ответственных
за различные сферы научно-технического,
инновационного и экономического потенциалов,
а также общественные организации субъектов
научной деятельности и потребителей
инновационной продукции – субъектов
сферы производства. Данные о фактическом
состоянии инновационной сферы могут
быть получены через систему статистической
отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных
ситуациях – через судебную систему и
арбитражные суды. Определенную роль в
получении данных о состоянии инновационной
сферы играют каналы личного общения.
Сопоставление фактического состояния
инновационной сферы и целей государственной
инновационной политики осуществляется
органами государственного управления,
субъектами инновационной деятельности
и отдельными специалистами.
Механизм реализации
государственной инновационной
политики
В современных промышленно развитых странах
для реализации государственной инновационной
политики применяются три основных инструмента:
- Первый из них - государственный контракт.
Не исключается ситуация передачи приобретенного
продукта третьей стороне. Заключение
контракта, за исключением специально
оговоренных ситуаций, является результатом
конкурса. В процессе работ по контракту
представитель государства имеет право
контролировать процесс выполнения работ
и корректировать их. В законодательстве
нашей страны нет четкого определения
контракта по отношению к взаимодействиям
с участием сферы науки.
- Второй, наиболее распространенный инструмент,
- грант. Он легализует другую форму отношений
между государством и научно-исследовательским
сектором, а именно - поддержку или стимулирование
государством научных исследований и
разработок - финансами, собственностью,
услугами или еще чем-либо ценным. Причем
предполагается, что до окончания работ
по гранту государство не имеет права
контроля и вмешательства в их выполнение.
Срок выполнения работ оговаривается
специальным соглашением. Грант используется
особенно часто для поддержки исследований
и разработок со стороны государства,
если результаты работ неопределенны
или не могут принести непосредственную
пользу или выгоду в ближайшем будущем.
Именно эту форму - де-факто, но не де-юре,
используют наши научные фонды - Российский
фонд фундаментальных исследований (РФФИ)
и Российский гуманитарный научный фонд
(РГНФ).
- Третий, очень важный институциональный
инструмент - кооперативное соглашение.
Оно вводилось как инструмент сотрудничества
и поддержки, не требующий, как и грант,
заранее жестко заданного и сиюминутно
полезного результата, но отличающийся
от него тем, что в нем государству принадлежит
право контроля хода работ и четко распределяются
права и вклад участников соглашения.
Существенный элемент механизма реализации
государственной инновационной политики
- формирование государственной инновационной
инфраструктуры. Государство создает
сети центров распространения нововведений
и консультационных центров, оказывающих
деловые услуги инноваторам. Государство
способствует формированию рынка инноваций
(информация в государственных изданиях,
выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само
выступает его агентом, например при покупке
и продаже лицензий.
Государственные органы призваны осуществлять
мониторинг и прогнозирование инновационных
процессов в стране и за рубежом, а часто
и поиск наиболее эффективных передовых
технологий для широкого внедрения. Особое
место занимает государственная экспертиза
инновационных проектов, поскольку отдельным
организациям, осуществляющим нововведения,
трудно оценить все их возможные эффекты
в общеэкономическом масштабе. Инновационным
организациям могут предоставляться льготы
по оплате государственных услуг — связи,
тепла, электроэнергии и т. д.
Не следует упускать из виду меры моральной
поддержки, среди которых можно назвать
вручение выдающимся ученым и инноваторам
государственных наград, присвоение почетных
званий, пропаганду инновационных способов
хозяйствования, потребления инновационных
продуктов и услуг, имеющихся в стране
научно-технических и нововведенческих
традиций, посещение руководителями государства
ведущих инновационных организаций, участие
представителей научно-технической интеллигенции
в важнейших государственных мероприятиях,
поддержка самоорганизации научно-технического
сообщества и т. д.
Среди мер косвенного механизма реализации
следует отметить налоговые льготы. Льготное
налогообложение прибыли реализуется
как путем сокращения налогооблагаемой
базы, так и путем уменьшения налоговых
ставок, вычетами ил налоговых платежей.
В России являются актуальными следующие
направления реализации государственной
политики по созданию условий для увеличения
масштабов инновационной деятельности
российских предприятий:
1. Расширение зоны эффективного собственника
через совершенствование правовой основы
и практики банкротства предприятий; улучшение
системы финансового посредничества (развитие
банковской системы и фондового рынка);
2. Развитие конкурентной среды.
3. Улучшение благоприятного инвестиционного
климата, в том числе условий для репатриации
капитала, прекращения его бегства из
страны, вовлечение в процесс инвестирования
известных лидеров высокотехнологичного
бизнеса;
4. Рационализация условий хозяйствования.
Например: повышения возможностей формирования
оборотных средств, снижения общего уровня
налогообложения, укрепления правовой
базы и правоприменительной практики
в отношении исполнения хозяйственных
и кредитных договоров.
5. Развитие информационной инфраструктуры
и формирование профессионального инновационного
менеджмента.
Вывод: Главными методами реализации
инновационной политики являются:
1. формирование институциональных
и законодательных условий для внедрения
инноваций.
2. государственная поддержка
и стимулирование инвесторов, вкладывающих
средства в высокотехнологичное производство,
а также организаций различных форм собственности
(в период освоения ими инноваций) за счет
введения налоговых льгот, государственных
гарантий и кредитов;
3. совершенствование налоговой
системы с целью создания условий для
ведения инновационной деятельности всеми
субъектами независимо от форм собственности
и видов финансирования;
4. выделение прямых государственных
инвестиций для реализации инновационных
программ и проектов, имеющих общенациональный
характер, но непривлекательных для частных
инвесторов.
Государственная инновационная политика в России
Государственная Дума Российской
Федерации 01 декабря 1999 года приняла
Федеральный закон "Об инновационной
деятельности и о государственной
инновационной политике". Этот закон
решает несколько задач. Прежде всего
закон вводит в нормативно-правовой
оборот такие важнейшие понятия,
как "инновационная деятельность"
и "государственная
Законодатель применил двухуровневое
определение понятия "инновационная
деятельность". В статье 1 закона
указано, что "инновационная деятельность
- выполнение работ и (или) оказание
услуг по созданию, освоению в производстве
и (или) практическому применению новой
или усовершенствованной
Следует отметить, что использованное
законодателем определение
В инновационном процессе
невозможно выделить наиглавнейшее
звено. Удача при создании научного
результата должна быть дополнена рентабельностью
при производстве научной продукции
или внедрении. В конечном итоге
должен быть произведен продукт, имеющий
коммерческий успех. Только тогда инновационный
процесс можно полагать завершенным.
Законодатель не случайно обходит вниманием
субъекты и объекты инновационной
деятельности. В законопроекте отсутствуют
статьи, перечисляющие субъектов
или объекты инновационной