Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:23, реферат

Краткое описание

Государственная инновационная политика– это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики
2. Механизм формирования государственной инновационной политики
3. Механизм реализации государственной инновационной политики
4. Инновационная политика в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновацменреферат.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

 

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Воронежский государственный  архитектурно-строительный университет"

 

 

 

Кафедра инноваций и строительной физики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

"Государственная  инновационная политика"

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр.С731Б

Кондрашина А.Д.

 

Проверил:

ст.пр. Фатеева И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

Содержание

 

 

Введение 
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики 
2. Механизм формирования государственной инновационной политики 
3. Механизм реализации государственной инновационной политики

4. Инновационная политика  в России 
Заключение 
Список использованной литературы 
                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Государственная инновационная  политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления  инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между  сферой «чистой» (академической) науки  и задачами производства. В целом  роль государства в области поддержки  инноваций можно свести, никак  не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  принципы государственной инновационной  политики. 
 Государственная инновационная политика– это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.  
 
Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов: 
 
·          признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности; 
 
·          обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере; 
 
·          концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике; 
 
·          создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности; 
 
·          создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности; 
 
·          активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере; 
 
·          укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности. 
 
Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации.  Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий,

 

установленных законодательством Российской Федерации. 
Политика в области инновационной деятельности как элемент системы  государствен-

ного регулирования имеет: 
 
·                    четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности; 
 
·                    органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; 
 
·                    информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления; 
 
·                    инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций. 
         Можно отметить, государственная инновационная политика– это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.  
 
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы научно – технического прогресса, связан с товарно-денежными отношениями, последующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Формирование  государственной инновационной  политики 
“Переход России к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2011 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.  
 
Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы.     
 
Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:  
 
·     наноиндустрия и перспективные материалы; 
 
·     энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;  
 
·     технологии живых систем;  
 
·     информационно-телекоммуникационные системы;  
 
·     экология и рациональное природопользование;  
 
·     безопасность и противодействие терроризму. 
 
В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.  
 
Первый блок – генерация знаний 
 
В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.  
 
Второй блок – разработка технологий  
 
Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы. 
 
Третий блок программы – коммерциализация технологий  
 
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.  
 
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).  
 
РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.  
 
Проблемы формирования инновационной политики особенно важны при выборе перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальность приобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутригосударственной науки как элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные исследования внутригосударственных научных подразделений с академическими институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить трансферт технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать» недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого сектора науки. 
 
В ближайшей и долгосрочной перспективе формирование и максимизация инновационного фактора становится решающим условием устойчивости развития современных экономических систем. 
Вывод: Организационной формой разработки государственной инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения. 
 
Сопоставление фактического состояния инновационной сферы и целей государственной инновационной политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизм реализации государственной инновационной  политики 
В современных промышленно развитых странах для реализации государственной инновационной политики применяются три основных инструмента: 
 
- Первый из них - государственный контракт. Не исключается ситуация передачи приобретенного продукта третьей стороне. Заключение контракта, за исключением специально оговоренных ситуаций, является результатом конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контролировать процесс выполнения работ и корректировать их. В законодательстве нашей страны нет четкого определения контракта по отношению к взаимодействиям с участием сферы науки. 
 
- Второй, наиболее распространенный инструмент, - грант. Он легализует другую форму отношений между государством и научно-исследовательским сектором, а именно - поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок - финансами, собственностью, услугами или еще чем-либо ценным. Причем предполагается, что до окончания работ по гранту государство не имеет права контроля и вмешательства в их выполнение. Срок выполнения работ оговаривается специальным соглашением. Грант используется особенно часто для поддержки исследований и разработок со стороны государства, если результаты работ неопределенны или не могут принести непосредственную пользу или выгоду в ближайшем будущем. Именно эту форму - де-факто, но не де-юре, используют наши научные фонды - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). 
 
- Третий, очень важный институциональный инструмент - кооперативное соглашение. Оно вводилось как инструмент сотрудничества и поддержки, не требующий, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата, но отличающийся от него тем, что в нем государству принадлежит право контроля хода работ и четко распределяются права и вклад участников соглашения. 
 
Существенный элемент механизма реализации государственной инновационной политики - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство создает сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например при покупке и продаже лицензий. 
 
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, тепла, электроэнергии и т. д. 
 
Не следует упускать из виду меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д. 
 
Среди мер косвенного механизма реализации следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами ил налоговых платежей. 
 
В России являются актуальными следующие направления реализации государственной политики по созданию условий для увеличения масштабов инновационной деятельности российских предприятий: 
 
1. Расширение зоны эффективного собственника через совершенствование правовой основы и практики банкротства предприятий; улучшение системы финансового посредничества (развитие банковской системы и фондового рынка); 
 
2. Развитие конкурентной среды. 
 
3. Улучшение благоприятного инвестиционного климата, в том числе условий для репатриации капитала, прекращения его бегства из страны, вовлечение в процесс инвестирования известных лидеров высокотехнологичного бизнеса; 
 
4. Рационализация условий хозяйствования. Например: повышения возможностей формирования оборотных средств, снижения общего уровня налогообложения, укрепления правовой базы и правоприменительной практики в отношении исполнения хозяйственных и кредитных договоров. 
 
5. Развитие информационной инфраструктуры и формирование профессионального инновационного менеджмента.  
   Вывод: Главными методами реализации инновационной политики являются: 
 
1. формирование институциональных и законодательных условий для внедрения инноваций.  
 
2. государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; 
 
3. совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования; 
 
4. выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но непривлекательных для частных инвесторов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная инновационная политика в России

Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла  Федеральный закон "Об инновационной  деятельности и о государственной  инновационной политике". Этот закон  решает несколько задач. Прежде всего  закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная  политика". Кроме этого, закон  определил основы формирования государственной  инновационной политики и главные  способы реализации государственной  поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен  на регулирование государственной  поддержки инновационной деятельности вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано  в законе: "в научно-технической  и производственно-технологической  сферах".

Законодатель применил двухуровневое  определение понятия "инновационная  деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой  или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса". Кроме указанного прямого  определения понятия "инновационная  деятельность" в других статьях  закона (см., например, статью 3) приведены  виды работ и услуг, которые относятся  к инновационной деятельности.

Следует отметить, что использованное законодателем определение инновационной  деятельности не вступает в противоречие с определением понятия инновационная  деятельности, примененным Правительством Российской Федерации в Постановлении  Правительства Российской Федерации  от 24.06.98 за N 832 "О концепции инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", и с определением, данным в письме Инновационного Совета при  Председателе Совета Министров РСФСР  от 19.04.91 за N-448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.91 за N 16/135В, где указано: "Инновационной (внедренческой) считается  деятельность по созданию и использованию  интеллектуального продукта, доведению  новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке".

В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее  звено. Удача при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью  при производстве научной продукции  или внедрении. В конечном итоге  должен быть произведен продукт, имеющий  коммерческий успех. Только тогда инновационный  процесс можно полагать завершенным. Законодатель не случайно обходит вниманием  субъекты и объекты инновационной  деятельности. В законопроекте отсутствуют  статьи, перечисляющие субъектов  или объекты инновационной деятельности. Дело в особом правовом характере  инновационной деятельности. Строго говоря, инновационная деятельность не имеет универсальных субъектов  или объектов инновационной деятельности. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется  другим, равно как и один субъект  деятельности сменяется другим. При  этом все свойства объектов и все  результаты отдельных этапов инновационной  деятельности одинаково необходимы и важны.

Информация о работе Государственная инновационная политика