Государственная инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует качественного изменения работы строительных организаций. В первую очередь, это касается коренного изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а также в таких городах как Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки.

Вложенные файлы: 1 файл

реф по бизнесу.rtf

— 444.82 Кб (Скачать файл)

 

3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана

 

3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане

 

В Казахстане в 2006 году реализуется второй этап реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана. Этот этап предусматривает активизацию научно-промышленной отрасли и более эффективного использования научного потенциала, внедрения новых технологий.

Для изменения ситуации настало время масштабных действий в обрабатывающей промышленности в пользу продукции средневысокой и высокой наукоемкости.

Успешное экономическое развитие большинства стран Запада в немалой степени объясняется глубокими структурными преобразованиями, обеспечивающими общий подъем производства и другие качественные изменения.

Быстрый рост производства в ряде новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии произошел прежде всего за счет формирования нестандартных для этих стран отраслей, т.е. за счет резкого изменения структуры хозяйства.

В основе процветания и быстрого экономического роста лежит способность страны обеспечивать высокие темпы роста эффективности производства и в то же время выпускать такой ассортимент продукции, который пользуется растущим спросом на мировом рынке. Добиться этого можно, правильно определив «полюса роста».

Опираясь на зарубежный опыт и, прежде всего, на опыт Японии и Южной Кореи, в содержании структурной перестройки экономики можно выделить ряд этапов:

I. Определение приоритетных отраслей, которые могут стать базовыми сегодня и в будущем.

Существует 6 критериев, которым должна соответствовать приоритетная отрасль:

1. Продукция предприятий приоритетной отрасли должна продемонстрировать возможности для быстрого наращивания экспорта, базируясь на сравнительных преимуществах национальной экономики.

2. При оценке экспортного потенциала необходимо прогнозировать рыночную конъюнктуру на ту или иную продукцию на мировом рынке, долгосрочные тенденции роста.

3. Необходимо определить перспективы спроса на продукцию данной отрасли на внутреннем рынке. Зависимость экономики страны от экспорта должна смягчаться до некоторой степени растущим внутренним спросом.

4. Развитие отрасли должно способствовать росту научного и интеллектуального потенциала страны.

5. Минимизация зависимости от импорта сырья и энергии, снижение ресурсоемкости промышленного производства в целом.

6. Минимизация несоответствий и дисбалансов торговли. Чтобы напрямую конкурировать с высокоразвитыми странами, необходимо, чтобы развитие приоритетной отрасли было смягчено в максимально возможной степени неблагоприятные для страны условия конкуренции на внешнем рынке. Если ускоренное развитие данной отрасли будет способствовать повышению эффективности производства в других секторах и отраслях экономики, то такая отрасль также должна стать приоритетной.

II. Разработка и реализация индустриальной политики.

Основными инструментами реализации индустриальной политики в Японии и Южной Корее являлись: финансовые субсидии, налоговые льготы, льготы по импорту определенных товаров, различного рода монопольные права; экономическое планирование, носящее рекомендательный (индикативный) характер; поддержка правительством крупного бизнеса. В отличие от других новых индустриальных государств Южная Корея сделала ставку на всемерную концентрацию капитала. Большой бизнес всецело доминирует в экономике Южной Кореи: на пять крупных конгломератов приходится примерно половина национального дохода. Крупные конгломераты в Южной Корее во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами в Японии.

III. Свертывание и ликвидация старых неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств.

IV. Развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности.

V. Рост новых производств должен компенсировать спад в старых производствах, и тем самым обеспечивать устойчивую стабилизацию объема ВВП, продукции промышленности.

VI. Темпы роста более эффективного сектора должны превосходить размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск продукции, пользующейся спросом с приемлемыми издержками.

Одновременно необходимо особое внимание обратить на сдвиги в отраслевой структуре производства и территориальном размещении производительных сил.

Для того чтобы в соответствии с изменениями реалий совершенствовать собственную модель Стратегии индустриально- инновационного развития, необходимо дополнительно поработать над ее корректировкой и реализацией, акцентировав внимание на следующем:

1. Совершенствование законодательства в области защиты прав собственности.

2. Повышение эффективности функционирования правительства.

3. Повышение эффективности деятельности институтов развития.

4. Поддержка Правительством крупного бизнеса и создание промышленных конгломератов в производствах с высокой добавленной стоимостью.

5. Реабилитация и модернизация существующих производств.

6. Свертывание и ликвидацию старых неэффективных производств.

7. Создание новых производств, ориентированных на экспорт.

8. Создание высокотехнологичных и наукоемких производств.

9. Создание экономических и индустриальных зон со специальным режимом налогообложения.

10. Изменение структуры инвестиций в пользу увеличения доли обрабатывающей промышленности.

11. Вовлечение в крупный промышленный бизнес субъектов малого и среднего предпринимательства.

12. Повышение роли предпринимательства в корректировке и реализации Стратегии

13. Совершенствование структуры отраслей промышленности и определение приоритетных отраслей и видов производства с учетом мнения отечественной науки, предпринимательства и общественных организаций.

14. Содействие предпринимателям в повышении конкурентоспособности отечественных товаров и услуг

15. Ежегодное увеличение уровня бюджетного финансирования фундаментальных и прикладных исследований и доведение к 2010 году до уровня 1,5-2% от ВВП

16. Введение налоговых льгот для предприятий, финансирующих НИОКР и внедряющих их результаты в производство.

17. Развитие современной инфраструктуры индустрии:

* развитие рынка ценных бумаг;

* поддержка предпринимательства;

* совершенствование налоговой, таможенной, тарифной и антимонопольной политики государства;

* совершенствование финансового сектора и совершенствование кредитной политики;

* формирование эффективной экологической политики; и обязательного учета ее требований при разработке и реализации программ развития и конкретных проектов. Для оценки эффективности и проведения мониторинга реализации Стратегии целесообразно ввести следующие годовые индикаторы:

1. Индекс эффективности инвестиций в Стратегию (объем финансирования Стратегии к прибыли, полученной в результате реализации проектов в рамках Стратегии).

2. Объем производства на экспорт по видам продукции в разрезе уровней наукоемкости в соответствии с методикой ОЭСР (по четырем уровням наукоемкости) в денежном и натуральном выражении.

3. Объем производства новой высокотехнологичной и наукоемкой продукции, по видам продукции в разрезе отраслей экономики в денежном и натуральном выражении.

 

 

 

Заключение

 

 

Укрепление конкурентных позиций Казахстана в глобальной экономике во многом будет определяться его вступлением во Всемирную торговую организацию. Эту задачу мы последовательно решаем уже несколько лет и близки к завершению.

Во-первых, для учета национальных интересов Казахстана до конца года необходимо привести законодательство Казахстана в соответствие с нормами обязательных соглашений ВТО.

Во-вторых, в процессе вступления Казахстана в ВТО Правительство должно отстоять приемлемый уровень внутренней государственной поддержки аграрного сектора и реализовать соответствующие адаптационные меры по подготовке промышленных предприятий к эффективному функционированию в условиях ВТО.

В-третьих, нужно выработать реальные, действенные и системные меры по совершенствованию таможенного администрирования и обеспечению профессионального соответствия специалистов таможенной службы современным требованиям. Мы должны проводить политику открытости экономики, снижения таможенных барьеров между странами региона и установления единого уровня внешних тарифов в регионе. На эти и другие цели нашей таможенной системе государство в последние годы выделяет значительные суммы.

В-четвертых, нужно ускорить процесс перехода всех юридических лиц на международные стандарты финансовой отчетности.

В-пятых, Правительство совместно с Союзом «Атамекен» должны в ближайшее время подготовить для наших промышленников и предпринимателей из всех секторов экономики соответствующие рекомендации.

Для того, чтобы ввести данные индикаторы в практику определения эффективности реализации Стратегии, целесообразно в статистические сборники ввести обязательную информацию по следующим показателям:

1. Инвестиции в реализацию Стратегии индустриально- инновационного развития. В том числе по источникам финансирования:

* кредиты казахстанских банков;

* кредиты иностранных банков;

* иностранные инвестиции;

* бюджетные средства;

* другие инвестиции.

Реализация Стратегии позволит:

* увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

* повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

* замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

Вместе с тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти - 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

 

 


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



Информация о работе Государственная инновационная политика