Задачи и функции инновационного менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Современные тенденции мировой экономики показывают, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяются способностью экономики адаптироваться к стремительным темпам научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………………..……...………..…4
2 МОТИВЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….. ..………………………...7
3 ФАКТОРЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………...……………………..9
4 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ ………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДЗ Управление иннов процессами.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Южно-Уральский государственный  университет"

(национальный исследовательский  университет)

Кафедра «Экономика, управление и информационные технологии»

 

 

 

Домашнее задание

по курсу: «Управление инновационными процессами»

на тему: «Задачи и функции инновационного менеджмента на предприятии»

 

 

          Выполнил:

                                      студент группы КЗ-510

                                               Загвоздина С.С.

                                                                 «    »                  2015 г.  

 

                                             Проверил:

                                                                                Трофимова Е.А.

                                                                   «__» _________2015 г. 

 

Кыштым

2015

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………………..……...………..…4

2 МОТИВЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ  ПРЕДПРИЯТИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………….. ..………………………...7

3 ФАКТОРЫ  ГЕНЕРИРОВАНИЯ  НОВОВВЕДЕНИЙ  В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………...……………………..9

4 ИННОВАЦИОННЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ  ОРГАНИЗАЦИИ ………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные тенденции мировой экономики показывают, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяются способностью экономики адаптироваться к стремительным темпам научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий на предприятии. Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, является острая конкуренция. С этой целью оно отслеживает и прогнозирует ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов. На этот процесс оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Он заключает в себе определенный спектр проблем, решением которых, по большей части, и занимается инновационный менеджмент.

 

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ  И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В наше время, в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятие определяет для себя спектр проблем и задач, которые помогут ему стать лидером на рынке. К ним относятся: усиление интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности; определяющая роль науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии; необходимость существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии; повышение технического уровня производства; необходимость развития массового творчества изобретателей и рационализаторов; специфика процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов); увеличение затрат и ухудшение экономических показателей предприятий при освоении новой продукции; быстрое моральное старение техники и технологии; объективная необходимость ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.

Приоритет в области решения указанных проблем принадлежит инновационному менеджменту. Ниже приведем три определения инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом [7].

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций [8].

Итак, из всех трёх, достаточно похожих определений, мы видим, что инновационный менеджмент - прежде всего система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта.

Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих областях:

• разработка, совершенствование и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);

• дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;

• закрытие старых производств.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Инновационный менеджмент базируется на основе:

1) целенаправленного поиска  идеи, служащими фундаментом для  инновации;

2) организации инновационного  процесса для данной инновации (что предполагает проведение  организационно-технического комплекса  работ по превращению идеи  в новый продукт, готовый для  продвижения на рынке);

3) процесса продвижения  и реализации инновации на  рынке.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Если говорить в целом, то они способствуют выявлению направлений осуществления изменений, тенденций научно-технического развития и изменения спроса потребителей; способствуют выработке и воплощению плановых заданий; установлению взаимосвязей между структурными подразделениями организации для реализации инвестиционной программы; способствуют регулированию технико-технологической и экономической систем; координированию работ звеньев системы управления; проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций.

Инновационный менеджмент - система управления инновациями, в которой задействованы все организационные структуры с целью получения конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений.

 

 

 

 

2 МОТИВЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ИНТЕРЕСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Внедрение инноваций является одним из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности производимой продукции, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начинают своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций [3]. Основными преимуществами внедрения инноваций являются:

  • преимущества стратегического характера: создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов; рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей; обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности;
  • увеличение рентабельности предприятия вследствие временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок; повышения качества и конкурентоспособности изделий; увеличения доли продукта на рынке;
  • снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака;
  • специальные выгоды и льготы: информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур; льготное налогообложение и кредитование [1, с. 63].

Характер тех или иных инновационных введений зависит от организационной структуры фирмы. Среди них особая роль отводится малым фирмам, мобильный персонал которых может быстро воспринимать и генерировать новые идеи. Так, в США в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) примерно 90 % всех компаний — малые фирмы. В расчете на 1 дол. США вложенных средств такие фирмы создают в 24 раза больше новшеств, чем гигантские концерны. Крупные компании, как правило, ориентированы на создание совершенствующих инноваций в том направлении, где компания добилась заметных успехов. Переход к радикально новой технике и технологии для крупных фирм нежелателен, поскольку при этом обесценивается накопленный производственный потенциал. В то же время с экономической точки зрения нововведения более выгодны, чем риск. У малых фирм нет шансов выдержать конкуренцию на рынке без рискованных радикальных инноваций. В случае неудачи проекта малая фирма разоряется, крупные же всегда работают "со страховкой", так как они разрабатывают, как правило, параллельно несколько проектов, что позволяет компенсировать потери [4, с. 11].

И малые, и крупные фирмы внедряют инновации с целью стать более конкурентоспособными, закрепить свои позиции на рынке, создать положительный образ в глазах потребителей, увеличить рентабельность и доходность фирмы. Малые фирмы, как правило, ориентированы на радикальные рискованные инновационные введения, крупные – на совершенствующие инновации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ФАКТОРЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ  НОВОВВЕДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Способность организации создавать и коммерциализировать нововведения зависит, прежде всего, от ее восприимчивости к новшествам [1, с. 64].

Восприимчивость к новшествам — это осуществляемое по собственной инициативе непрерывное обновление факторов производства и ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг) с достаточно высокой интенсивностью.

Чтобы понять, чем конкретно обусловлена восприимчивость или невосприимчивость предприятия к тем или иным новшествам, рассмотрим факторы, определяющие возможность внедрения новшеств на предприятии.

Выделяются внешние и внутренние факторы, к внешним относят: конкуренция, спрос и производственно-технические факторы. В свою очередь к внутренним факторам относят:

    • отношение руководства компании к новшествам (важна степень инновационной приверженности руководителя);
    • простоту и отсутствие барьеров во взаимоотношениях между подразделениями и сотрудниками (устранение рассматриваемых барьеров позволит, во-первых, обеспечить сотрудничество в разработке новшеств различными подразделениями; во-вторых, создать возможность так называемого перекрестного опыления, когда идеи одних сотрудников используются в разработках других; в-третьих, появляется возможность достижения синергетического эффекта, проявляющегося в получении нового результата вследствие объединения усилий и идей различных подразделений и сотрудников);
    • важность и престиж действий, выходящих за рамки существующих организационных структур;
    • степень самостоятельности внутренних подразделений (значительная часть нововведений на большинстве предприятий внедряется непосредственно в производственных или управленческих подразделениях, где работники низовых подразделений имеют четкие представления обо всех необходимых нововведениях, связанных непосредственно с техникой или организацией производства);

• наличие экономической заинтересованности подразделений и отдельных работников: заинтересованность во введении новшеств подразделений и работников способствует более успешной реализации проектов;

Информация о работе Задачи и функции инновационного менеджмента на предприятии