Сегодня источником внедрения инноваций
в России служат в основном передовые
западные технологии. Однако и развитие
изобретательства, появление крупных
изобретений также служит определяющим
фактором инновационных процессов в экономике.
Инновационная
деятельность в России переживает трудные
времена. До начала реформ роль нормативно-финансового
регулятора инноваций выполняла государственная
планово-распределительная система. Крупномасштабные
инновации осуществлялись государством,
внедрение новшеств обеспечивалось централизацией
и концентрацией различного рода ресурсов
на приоритетных направлениях развития
науки и техники.
Специфика ситуации заключается в том,
что в стране имеются фундаментальные
и технологические заделы, уникальная
научно-производственная база и высококвалифицированные
кадры. В то же время очень слаба ориентация
предприятий на реализацию научных достижений
в производстве и других сферах деятельности.
В нефтегазохимическом комплексе основные
проблемы связаны с нехваткой средств(9)
Инновационная политика призвана
обеспечить увеличение валового внутреннего
продукта страны за счет освоения производства
принципиально новых видов продукции
и технологий, а также расширения рынков
сбыта отечественных товаров. Особенностью
передачи результатов научных исследований
для их освоения в производстве является
создание и развитие системы коммерческих
форм взаимодействия науки и производства.
Активизация инновационной
деятельности требует, с одной стороны,
государственного управления и координации,
а с другой стороны - интеграции заинтересованных
структур в реализации инноваций, привлечении
инвестиций, создании условий для внедрения
достижений науки и техники в экономику
страны. Сложившийся уровень спроса на
продукцию отраслей промышленности определяет
как перспективу их развития, так и структурные
изменения основных производственных
фондов.
Отрасли, вышедшие со своей
продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический
комплекс, металлургия, химия), нуждаются
в повышении эффективности производственного
потенциала. Другие отрасли, производящие
конкурентоспособную на мировом рынке
продукцию (машиностроение и оборонный
комплекс), нуждаются в государственной
поддержке, чтобы выйти на мировой рынок.
Большего внимания требует третья группа
отраслей, ориентированная на внутренний
рынок (пищевая и легкая промышленность,
промышленность строительных материалов)(10).
Инновационная политика в отношении
этих групп отраслей отличается по характеру,
масштабам поддержки и объему ресурсов,
необходимых для модернизации производственных
мощностей. К основным направлениям государственной
инновационной политики сегодня относят:
1)разработку нормативно-правового
обеспечения инновационной деятельности,
механизмов ее стимулирования, защиты
интеллектуальной собственности
и введения ее в хозяйственный
оборот;комплексную поддержку инновационной
деятельности, развитие производства,
повышения конкурентоспособности и экспорта
наукоемкой продукции;
2)развитие инфраструктуры
инновационного процесса, включая
систему информационного обеспечения,
экспертизу, сертификацию и продвижение
разработок, систему подготовки
и переподготовки кадров. Отставание
имеет в своей основе не
низкий потенциал отечественных
исследований и разработок, а
слабую мотивацию товаропроизводителей
к внедрению новшеств как способа
конкурентной борьбы;
3)развитие малого инновационного
предпринимательства путем формирования
благоприятных условий для высокотехнологичных
организаций и оказания им
на начальном этапе государственной
поддержки;
4)введение конкурсного
отбора инновационных проектов
и программ. Реализация небольших
и быстро окупаемых инновационных
проектов с участием частных
инвесторов при поддержке государства
позволяет поддержать перспективные
производства, увеличить приток
частных инвестиций;
5)реализацию приоритетных
направлений инновационной политики
через выбор небольшого числа
базовых технологий, оказывающих
влияние на эффективность производства
и рост конкурентоспособности
продукции;
6)использование технологий
двойного назначения, применяемых
как для производства вооружений
и военной техники, так и для
продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная
политика в базовых отраслях экономики
в первую очередь направлена на ускоренное
освоение отечественных и зарубежных
технологических достижений и воспроизводство
природных ресурсов (минерального сырья,
питьевых и промышленных вод, флоры и фауны
и др.).
Так, в топливно-сырьевом комплексе инновационная
политика ориентирована на внедрение
современных методов поиска, разведки
и мониторинга запасов, стратегических
и дефицитных видов минерального сырья,
повышение уровня их извлекаемости и переработки,
а также развитие высоконадежных и экологически
безопасных систем транспортировки, в
частности:
в нефтегазовом комплексе - на
повышение эффективности геологоразведочных
работ, увеличение извлекаемости на месторождениях
с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными
запасами нефти в обводненных зонах, строительство
скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах,
углубление переработки газа и конденсата
с получением моторного топлива и целевых
химических продуктов;
в нефтеперерабатывающей промышленности -
на увеличение производства моторных
и реактивных топлив за счет развития
глубокой переработки нефти, внедрение
катализаторов нового поколения, высокооктановых
и кислородосодержащих добавок;
в угольной промышленности -
на улучшение свойств угля на основе новых
технологий глубокой переработки, обогащения
и брикетирования, решение проблем приготовления,
транспортирования, хранения и сжигания
водо-угольной суспензии, совершенствование
открытого способа разработки месторождений
на базе применения взрывной технологии
и новых модификаций драглайнов, а также
внедрение автоматизированных комплексов
и микропроцессорных контрольных сетей.
в электроэнергетике инновационная
политика сконцентрирована на использовании
парогазовых установок или газотурбинных
надстроек паросиловых блоков для электростанций
на газообразном топливе, применении новейших
технологий сжигания топлива для электростанций
на твердом топливе, развитии малой и нетрадиционной
энергетики, решении проблем захоронения
радиоактивных отходов АЭС, получении
экологически чистого высококачественного
энергоносителя из низкосортного топлива
и повышении эффективности передачи электроэнергии
на большие расстояния.
в транспортном комплексе инновационная
политика ориентирована на обновление
парка транспортных средств, модернизацию
инфраструктуры, применение прогрессивных
технологий, повышение технического уровня
всех видов транспорта. Это касается обновления
железнодорожного подвижного состава,
морских, речных и воздушных судов, автотранспортных
средств, перегрузочных комплексов, дорожных
машин и оборудования, навигационных систем.
в металлургическом комплексе ориентиром
является создание сквозных технологических
циклов производства, обеспечивающих
максимальное ресурсои энергосбережение
на всех стадиях, расширение сортамента
и повышение качества металлопродукции.
Технологическими ориентирами
в химической и нефтехимической промышленности являются
материало- и энергосберегающие технологии
производства широкого спектра синтетических
и композиционных материалов, технологии
производства экологически чистых удобрений
и ресурсосберегающие малотоннажные химические
производства на базе автоматизированных
блочно-модульных систем.
В машиностроительном комплексе инновации
ориентированы на технологическое перевооружение
производств за счет автоматизации проектирования
и изготовления продукции, применения
прогрессивных методов высокоточной обработки
конструкционных материалов, автоматизации
сборочных процессов, развития методов
диагностики деталей и узлов в процессе
изготовления и эксплуатации.
Уточняются и формируются приоритеты
инновационной политики и в других отраслях
экономики: приборостроении, электронике,
информатике и вычислительной технике,
электротехнике, связи, легкой и пищевой
промышленности, сельском хозяйстве, медицинской
технике, фармакологии и др. Особое значение
получили экологические приоритеты инновационной
деятельности во всех без исключения отраслях.
Для реализации инновационной
политики совершенствуется система возвратного
финансирования инновационных проектов
и прикладных разработок, выполняемых
за счет средств федерального бюджета
на конкурсной основе. В условиях ограниченных
возможностей бюджетного финансирования
растет актуальность привлечения средств
из дополнительных источников (собственных
средств организаций, частных инвестиций,
средств внебюджетных фондов, заемных
средств международных кредитно-финансовых
организаций)(8).
1.4 Прогнозирование последствий внедрения
инноваций
Тенденции, отмечаемые в последнее
время в нефтегазодобыче, связаны с тем,
что сырьевой и производственной базой
отечественных нефтегазодобывающих компаний
и химических предприятий все больше становятся
участки с трудноизвлекаемыми запасами
углеводородов, расположенными в сложных
горно-геологических условиях. Вовлечение
высоковязких, высокосернистых, низкопроницаемых,
высокотермальных, подгазовых, удаленных
от коммуникаций и др. в разработку связано
с активной инновационной деятельностью,
с необходимостью внедрения новых (часто
дорогостоящих) технологий и оборудования.
Это особенно важно для нефтедобычи на
истощенных месторождениях, где инновации
позволяют снизить рост затрат на эксплуатацию
в условиях прогрессирующей обводненности.
Для повышения эффективности
инновационной деятельности, для упорядочения
и системной ее организации, углубления
обоснованности и аналитической подготовки
принимаемых решений, оптимизации состава
применяемых технологий, совершенствования
методов и форм учета в инновационной
деятельности необходимо наличие целой
системы управления инновационной деятельностью.
Такая система состоит из комплекса взаимосвязанных
блоков(6)
Данная система универсальна
и может быть использована в любых компаниях
топливно-энергетического комплекса.
Помимо названных направлений,
напрямую влияющих на добычу нефти, к направлениям
инновационной деятельности нефтегазодобывающих
структур можно отнести:
- восстановление и ремонт
простаивающих скважин на основе
новых технологий;
- внедрение проектов по
разработке, производству и внедрению
машино- и приборостроительной продукции
для нефтяной промышленности. Данное направление
ориентировано на обеспечение нефтегазодобывающих
предприятий новым, прогрессивным нефтепромысловым
оборудованием, не уступающим по своим
характеристикам зарубежному.
Процесс внедрения инноваций
всех типов (и, прежде всего, технологических)
неотъемлемо связан с освоением инвестиций.
Результативность внедрения инноваций
оценивается с помощью показателей эффективности
авансированных затрат (инвестиций), о
чем уже говорилось ранее(5).
Последствия внедрения инноваций
могут быть оценены на перспективу с определенной
долей вероятности на основе применения
различных методов прогнозирования.
Прогнозирование - это способ
научного предвидения, в котором используется
как накопленный в прошлом опыт, так и
текущие допущения насчет будущего с целью
его определения.
Результатом является прогноз,
т.е. научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объекта внедрения инновации
в будущем, об альтернативных путях и сроках
его существования.
Принципиальная возможность
прогнозирования последствий внедрения
инноваций основывается на закономерном
(детерминированном) характере изменения
различных показателей и на инерционности
технико-экономических процессов.
Инерционность в развитии хозяйственных
структур, в которых внедряются инновации,
проявляется двояким образом:
- как инерционность взаимосвязей,
т.е. как сохранение в основных чертах
механизма формирования явления (инерционность
первого рода);
- как инерционность в развитии
отдельных сторон процессов, т.е. как некоторая
степень сохранения их характера (темпов,
направления, колеблемости основных количественных
показателей) на протяжении сравнительно
длинных хронологических отрезков (инерционность
второго рода).
Степень инерционности зависит
от такого фактора, как размер или масштаб
изучаемой хозяйственной структуры или
процесса. Например, если рассматривать
отраслевую производственную систему,
то чем ниже уровень в иерархии «промысел
- месторождения - предприятие - акционерное
общество - нефтяная компания - отрасль»,
тем менее инерционными оказываются соответствующие
характеристики.
Последнее обстоятельство можно
объяснить тем, что влияние отдельного
фактора (например, внедрение инноваций)
на низовом уровне часто оказывается доминирующим.
На макроуровне показатели более устойчивы,
поскольку на их значение оказывает воздействие
уже гораздо большее число факторов. Изменение
действия ряда из них (иногда оказывающих
противоположное влияние) приводит к меньшей
потере инерционности, чем на микроуровне.
Опыт свидетельствует о том,
что чем «моложе» изучаемая система (хозяйственная
структура, экономическое явление, процесс)
и, соответственно, чем меньше имелось
времени для формирования более или менее
устойчивых взаимосвязей и основных тенденций
в ее развитии, тем меньшей инерционностью
она обладает.
Наличие инерционности не означает,
что экономическая система в своем развитии
будет жестко следовать уже наметившейся
тенденции. Различные факторы будут в
большей или меньшей степени воздействовать
на систему, приводя к отклонениям от тенденции.