Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:30, курсовая работа
Целью данной работы была разработка инновационной программы для Компании «АиР». Наилучшей инновацией, на мой взгляд, является внедрение в производство фенольного материала Микарта для изготовления высокопрочных и лучших по качеству рукоятей ножа. Эта инновация является наиболее эффективной по всем показателям.
В ходе работы выяснилось, что выбранное нововведение позволит улучшить качество выпускаемой продукции, принесет большую прибыль, а также усилит конкурентоспособность предприятия, к тому же очень быстро окупится. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проект экономически выгоден.
1 Глава. Теоретическая часть. 5
1.1 Сущность государственной политики регулирования инновационной деятельности: цели, принципы, методы, формы поддержки научной и инновационной деятельности. 5
1.2 Основные функции государственных органов РФ в инновационной сфере. 8
1.3 Особенности государственной политики регулирования и поддержки инновационной деятельности в странах рыночной экономики (Японии, Германии, Франции и др.) и в России. 11
2. Глава. Практическая часть. 16
Оценка эффективности инновационного проекта. 16
1. Описание предприятия 16
2. Выбор инновации 18
3. Формирование «Матрицы нововведений» 20
4. Расчет условного и безусловного индекса нововведений. 21
5. Составление программы освоения новшества 23
6. Обоснование инвестиций в инновационную программу 25
Выводы по работе 35
Список использованных источников 36
Заказы на изготовление боевых ножей «Рысь» и «Корсар» поступают из элитных подразделений спецназа вооруженных сил. ООО «Компания «АиР» является ведущим производителем ножей в России, продукция пользуется спросом в странах СНГ: Белоруссии, Украины, Молдовии. Наряду с производством рабочих ножей, на художественном участке «Компании «АиР» создаются оригинальные образцы художественного холодного оружия, эксклюзивных сувениров, посуды и предметов интерьера, выполненных в лучших традициях Златоустовской гравюры на металле. «Компания «АиР» - постоянный участник российских и зарубежных выставок. Клинки "АиР", и простые охотничьи, и украшенные коллекционные – неоднократно становились победителями различных конкурсов и показов, прославляя Златоуст – город мастеров.
Чтобы определить какую из инновационных идей мы будем внедрять на предприятии, необходимо провести сравнение всех трех нововведений:
Обоснование выбора инновации осуществляется по методике количественной оценки инноваций. Данная методика включает в себя следующие этапы:
1. Формирование списка
показателей
Можно выделить следующие показатели конкурентоспособности:
1. Ценовая политика
2. Качество
3. Технология производства
4. Широкий ассортимент
5. Место нахождения предприятия
6. Имидж компании
7. Дизайн продукции
Каждому показателю присвоим рейтинговую оценку по 5-бальной шкале:
5 – очень высокая важность показателя;
4 – высокая важность показателя;
3 – средняя важность показателя;
2 – низкая важность показателя;
1 – очень низкая важность показателя.
Дополнительно вводится
поправочный коэффициент
1,5 – покупатель знает
и ценит предприятие по
1,2 – покупатель знает
и ценит показатель, но при
принятии решения о покупке
будет рассматривать ещё
1,0 – покупатель не считает данный показатель важным и отличительным.
На основании полученных оценок рассчитываются относительные рейтинговые оценки показателей:
Пi – рейтинговая оценка i-го показателя;
ki – поправочный коэффициент;
n – количество показателей конкурентоспособности
x1=(4*1,2)/(4*1,2+5*1,5+5*1,2+
x2=(5*1,5)/ (4*1,2+5*1,5+5*1,2+5*1,5+1*1+
x3=(5*1,2) /(4*1,2+5*1,5+5*1,2+5*1,5+1*1+
x4=(5*1,5)/ (4*1,2+5*1,5+5*1,2+5*1,5+1*1+
x5=(1*1)/ (4*1,2+5*1,5+5*1,2+5*1,5+1*1+
x6=(3*1)/ (4*1,2+5*1,5+5*1,2+5*1,5+1*1+
x7=(5*1,5)/ (4*1,2+5*1,5+5*1,2+5*1,5+1*1+
Таблица № 12 Формирование оценок показателей конкурентоспособности предприятия.
Показатели |
Пi |
ki |
Хi |
Ценовая политика |
4 |
1,2 |
0,128 |
Качество |
5 |
1,5 |
0,201 |
Технология производства |
5 |
1,2 |
0,160 |
Широкий ассортимент |
5 |
1,5 |
0,201 |
Место нахождения предприятия |
1 |
1 |
0,026 |
Имидж |
3 |
1 |
0,080 |
Дизайн |
2 |
1,2 |
0,201 |
3. Формирование «Матрицы нововведений»
На данном этапе формируются столбцы матрицы, которые образуют нововведения. Затем элементы матрицы заполняются рейтинговыми оценками силы влияния каждого нововведения на каждый i-ый показатель конкурентоспособности. Рейтинг влияния устанавливается по следующей шкале:
9 – сильное влияние;
3 – среднее влияние;
1 – слабое влияние;
0 – нововведение не влияет.
При присваивании оценок учитывается также направление влияние – каждое нововведение может влиять на каждый показатель конкурентоспособности как положительно (+) так и отрицательно (–), что кардинальным образом повлияет на дальнейшую оценку нововведений.
Таблица 2. Формирование и заполнение «Матрицы нововведений»
Показатели конкурентоспособнос |
xi |
Нововведения |
Хi х Yij | ||||
1.Использование фенольного материала микарта для изготовления рукояти ножа |
2.Предоставление гарантии на разделочные ножи |
3.Осуществление поставок продукции в страны Европы |
1 |
2 |
3 | ||
1. Ценовая политика |
0,128 |
9 |
1 |
1 |
1,152 |
0,128 |
0,128 |
2. Качество |
0,201 |
9 |
0 |
0 |
1,809 |
0 |
0 |
3. Технология производства |
0,160 |
3 |
0 |
0 |
0,48 |
0 |
0 |
4. Широкий ассортимент продукции |
0,201 |
9 |
0 |
0 |
1,809 |
0 |
0 |
5. Место нахождения предприятия |
0,026 |
1 |
1 |
1 |
0,026 |
0,026 |
0,026 |
6. Имидж |
0,080 |
9 |
1 |
9 |
0,72 |
0,080 |
0,72 |
7. Дизайн |
0,201 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итог: |
5,996 |
0,234 |
0,874 | ||||
7,104 |
На основании заполненной «Матрицы нововведений» рассчитывается условный и безусловный индекс влияния каждой инновации на конкурентоспособность предприятия.
Условный индекс рассчитывается по следующему выражению:
де xi – относительная рейтинговая оценка показателя;
yij – оценка силы влияния j-го нововведения на i-й показатель конкурентоспособности;
n – количество показателей конкурентоспособности
m – количество нововведений
Расчет условного индекса
показывает влияние нововведений на
конкурентоспособность
Е1=(5,996/7,104)*100%=84,4%
Е2=(0,234/7,104)*100%=3,29%
Е3=(0,874/7,104)*100%=12,3%
Первая инновация увеличит
конкурентоспособность
Безусловный индекс определяется по формуле:
где хi- относительная рейтинговая оценка показателя;
yijmax- оценка максимальной силы влияния нововведения на показатели конкурентоспособности;
n – количество показателей конкурентоспособности
Безусловный индекс даёт возможность отнести инновацию к определённой классификационной группе. Нововведения, имеющие значение безусловного индекса свыше 0,7 могут считаться базисными. Нововведения, индекс которых лежит в пределах 0,4-0,7 относятся к улучшающим, а ниже 0,4 – к рационализирующим (псевдоинновации).
Е1=5,996/(1*9)=0,66
Е2=0,234/(1*9)=0,03
Е3=0,874/(1*9)=0,09
Таким образом, первая инновация относятся к базисным, вторая и третья псевдоинновации.
Соответственно можно сделать вывод, что первая инновация лучше повлияет на увеличение конкурентоспособности. На данном этапе деятельности Компании «АиР» прежде всего, необходимо приобрести и ввести в эксплуатацию фенольный материал Микарта для изготовления рукояти ножа, т.к. это будет способствовать улучшению качества продукции, и как следствие увеличит количество продаж и прибыль предприятия.
5.1 Обновление технологии производства и управления
Для осуществления выбранной инновации необходимо произвести следующие изменения: приобрести необходимое оборудование, подготовить помещение для оборудования и обустроить рабочие места; приобрести необходимые материалы; обучить специалистов.
Выбранная инновация соответствует сложившейся в организации технологии производства. При работе с фенольным материалом Микарта будут изготавливаться прочные, стойкие к высокой и низкой температуре, а также химикатам рукояти ножей. Также материал не проводит электричество и по ощущениям теплее металла. Тем самым спрос на изготовление ножей с такими рукоятями увеличится, увеличится прибыль и расширится рынок сбыта продукции.
Нововведение, которое мы выбрали, т.е. использование фенольного материала Микарта для изготовления рукояти ножа состоит из двух частей:
1) устройство термопластавтомат, при помощи которого производится литье материала Микарта под давлением.
2) обработка полученной заготовки под форму рукояти ножа.
5.2 Преобразование материально технической базы
Для реализации инновации необходима закупка сырья и оборудования:
- Фенольный материал
Микарта, холст размером 120x40
5.3 Приведение в соответствие информационной базы
Для повышения имиджа предприятия необходимо оповестить потенциальных покупателей о повышении качества производимой продукции. Необходимо разместить информацию на специализированном сайте, на котором распространяется информация о подобной продукции различных производителей, с подробным описанием всех изменений в производстве. Также возможно принять участие в профессиональной выставке, на которой свою продукцию и свои процессы производства демонстрируют различные компании аналогичной направленности.
А также оповестить постоянных покупателей (крупных заказчиков) о изменениях в производстве, улучшении качества готовой продукции и о возможном изменении стоимость продукции.
Также необходимо заранее согласовать с существующими поставщиками возможность увеличения поставок сырья или найти дополнительных поставщиков, так как планируется повышение объемов производства.
5.4 Обновление трудовых ресурсов
Для работы с новым материалом, на новом оборудовании необходимо обучить 2-х человек работающих на предприятии: инженер-технолог, сплавщик. Срок обучения составляет 1 месяц. Стоимость обучения 10 000 руб., за каждого сотрудника, т.е. итого: 20 000 руб. В период обучения средняя заработная плата сохраняется и составляет 20 000 руб.
Предполагаемая заработная плата при работе с новым материалом, на новом оборудовании составляет: инженер-технолог (30 000руб.), сплавщик (25 000 руб. на 1 человека).
5.5 Обновление номенклатуры и характеристик продукции – как результата инновационных преобразований
В результате введения инновации расшириться ассортимент продукции, увеличиться объем производства, это приведет к росту прибыли. Улучшиться поцизиция предприятия на рынке сбыта аналогичной продукции. Расширится круг потенциальных заказчиков – покупателей за счет расширения возможностей выпуска более технологичной продукции.
6.1 Источники финансирования
Так как Компания «АиР» является крупным предприятием со стабильным уровнем прибыли, оно может позволить осуществить инновационную программу за счет собственных средств.
Таблица №. 3 Издержки на реализацию инновационной программы.
Объект финансирования |
Сумма, тыс. руб. |
|
250 000 |
|
970 000 |
|
50000 |
|
20 000 |
|
185 000 |
Итого |
1475000 |