Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..................3
1.Основные понятия инновационного менеджмента.....………............................5
2.Оценка инновационных рисков..............................…………......................…13
3.Оценка эффективности инновационной деятельности коммерческого банка............................................................................................................................22 Заключение…………………………………………………………….....................26
Список литературы……………………………………………………....................28

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 97.39 Кб (Скачать файл)

На рынке инноваций, как  правило, действуют десятки и  сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Причинами возникновения данного  вида риска могут быть следующие:

  • утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа;
  • несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;
  • замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентоспособных товаров;
  • недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании  методов недобросовестной конкуренции;
  • появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары;
  • выявление непредвиденных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма;
  • появление местных новых фирм-конкурентов;
  • экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный  проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий  патентования возникает в результате недостаточно «плотной» патентной  защиты изобретения, технологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием4.

Риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает на получение монопольной прибыли.

Следующая группа рисков, возникающих  в процессе инновационной деятельности, — это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловлены техническим и особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью. В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и т. п.

Маркетинговые риски сбыта  разработанного инновационного проекта включают следующие:

  • риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий;
  • риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий в следующих ситуациях:
  • когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;
  • когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;
  • если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена неверно;
  • если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т. п.;
    • риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю.

Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных  предприятий влияют риски, характерные  для всех предпринимательских организаций (политические, кредитные, инвестиционные и др.):

  1. Риск,  связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли
  2. Внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)
  3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе
  4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии
  5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,
  6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий
  7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное)
  8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников
  9. Неполнота  или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том  числе сопутствующих затратах и  результатах. Неопределенность, связанная  с возможностью возникновения в  ходе  реализации  проекта  неблагоприятных  ситуаций и последствий, и характеризуется  понятием риска.      Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:

  1. описание всего множества возможных условий реализации проекта  (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения  основных  технических,  экономических  и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты,  связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности;
  2. преобразование исходной информации о  факторах  неопределенности  в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или  об  интервалах  их изменения;
  3. определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.

Как было отмечено выше, риск инновационной деятельности тем  больше, чем более локализован  инновационный проект, если же таких  проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.

Инновационный риск возникает  также при следующих ситуациях:

  • при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
  • при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
  • при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товаров.

Таким образом, в общем  виде риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность  потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Следовательно, рассмотренные  риски в конечном счете сводятся к риску возможных потерь, т.е. являются коммерческими.

П.Дракер сформулировал «правила эффективных исследований», для  инновационных фирм в целях снижения рисков и повышения эффективности инновационной деятельности5:

  • Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают устаревать в тот день, когда они впервые достигают самоокупаемости.
  • Тот факт, что именно вы признаете свое изделие, процесс или услугу устаревшими, — единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту.
  • Лучше забыть уместное в XIX веке различие между «фундаментальными» и «прикладными» исследованиями. Оно все еще может сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно.
  • В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. — это не «дисциплины», а орудия. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специалиста необходимо привлечь для реализации проекта.
  • Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенствование, управляемая эволюция и нововведение. Они дополняют друг друга, но в тоже время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не прекращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции: «каждое успешное новое изделие — это ступень к следующему изделию».

 

3. Оценка эффективности инновационной деятельности коммерческого банка

Главное внимание в развитии коммерческие банки уделяют разработке новых или модернизации предоставляемых  банковских услуг (продуктовая инновация), так как расценивают это как  важнейшее средство обеспечения  стабильности своего функционирования, экономического роста и конкурентоспособности.          Области применения инновационных процессов в российских банках чрезвычайно широки, они включают такие актуальные задачи, как решения в области совершенствования программного и аппаратного обеспечения банковской деятельности, развитие телекоммуникационных сетей, решение вопросов, касающихся универсализации банковских услуг, ускорение процесса доставки их потребителю, оперативность освоения банками новых продуктов, вопросы информационной безопасности и т.п.      Осуществление инновационной деятельности целесообразно только тогда, когда банк уверен в том, что инновация принесет доход, либо обеспечит повышение качества работы, либо привлечения большего числа клиентов, либо выполнения контрольных показателей. В данном случае речь идет об эффективности нововведений. Однако следует отметить тот факт, что не существует какой-то единой методики оценки экономической эффективности специально для банков.          Плюрализм мнений об оценке результатов внедрения и апробации инноваций в коммерческих банках (имеющий место быть, прежде всего, ввиду различия подходов к анализу процесса – как к инновационному менеджменту либо элементу маркетинга) не позволяет сформировать адекватный, учитывающий все стороны процесса взгляд, оценить эффективность того или иного внедряемого проекта или продукта. Усиленное постоянным ростом конкуренции на российском рынке банковских услуг данное обстоятельство послужило катализатором для описания вышеуказанных проблем в работе и поиск путей их разрешения. Примером услуги, анализ эффективности которой был проведен в работе, стал новый и по-своему уникальный продукт для юридических лиц, обслуживающихся в коммерческом банке – корпоративный прайват-банкинг.         Инновационная деятельность банка подчинена достижению его главной цели – удовлетворение потребностей клиента по количеству и качеству оказываемых услуг при минимально возможных затратах на их разработку, внедрение, предоставление и получение на этой основе прибыли. Особенности инновационных процессов вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.       Эффективность деятельности банка выражается через экономические и финансовые показатели. Каждый банк самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.      Если говорить об эффективности инновационной деятельности, то следует отметить, что внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта6:

  1. экономический эффект;
  2. научно-технический эффект;
  3. социальный эффект;
  4. экологический эффект.

За счет получения экономического эффекта в форме прибыли банк осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников. Экономический эффект разработки, внедрения или продажи новшеств бывает потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. Если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновацию).      В качестве анализируемой услуги в части оценки эффективности был рассмотрен новый продукт в банковском секторе – «корпоративный прайват-банкинг» (КПБ). Данный термин происходит от классического «private-banking», что означает вид банкинга, инвестиционных или других финансовых услуг, создаваемый банками для отдельных клиентов, инвестирующих достаточно крупные денежные суммы. Отличие первоначального термина от вводимого нового в том, что КПБ представляет собой стандарты обслуживания не физических лиц, а построение доверительных отношений с клиентами – юридическими лицами, в том числе с их сотрудниками (учредителями, собственниками, сотрудниками), как с физическими лицами. Согласно проведенным исследованиям рынка российских банковских услуг КПБ не является распространенным продуктом – только несколько банков (Сбербанк, ВТБ, НОМОС-банк) создали институт, который проводит масштабную работу с клиентами именно на принципах «прайват-банкинга».   Сложность оценки эффективности внедрения института КПБ заключается в том, что данная инновация не является осязаемым продуктом – главной целью является улучшение качества обслуживания для увеличения уровня удовлетворения значимых клиентом банка перечнем оказываемых услуг, а также увеличение объема реализуемых как кредитных, так и некредитных продуктов.             В связи с этим, оценка была проведена комплексным путем: эффективность рассматривалась как со стороны выполнения поставленных планов (в части объема реализованных услуг, динамики доли рынка, качества оказываемых сервисов, изменения уровня лояльности), так и со стороны внутреннего контроля за деятельностью института. Подобный дуализм в анализе помогает рассмотреть экономический механизм внедрения инноваций более подробно.           Несмотря на то, что для коммерческих банков в силу наличия различных поставленных предпринимательских целей не представляется возможным унифицировать методику расчета эффективности внедряемых услуг/ инноваций, предлагается использовать для анализа универсальный подход, позволяющий достаточно полно охватить основные аспекты успешности адаптации.            Данный подход заключается в двустороннем анализе как внешней среды с точки зрения реакции на внедрение, так и внутренней среды банка с точки зрения поиска скрытых резервов и «белых пятен» для более эффективной адаптации. Таким образом, предлагается использовать для оценки как финансовые инструменты (инновационный менеджмент, финансовая математика), так и нефинансовые, институциональные в комплексе.

Информация о работе Инновационный менеджмент