Инновационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

Содержание

Инновационный процесс 3
1.1. Классификация инноваций и инновационных процессов 5
1.2 Общая характеристика инновационных процессов 10
1.3 Научно-технический прогресс, его общие и приоритетные направления 11
1.4 Организационный прогресс 13
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.docx

— 30.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Инновационный процесс                                                                         3

1.1. Классификация инноваций и инновационных процессов     5

1.2 Общая характеристика инновационных процессов                   10

1.3 Научно-технический прогресс, его общие и приоритетные направления                                                                                               11

1.4 Организационный прогресс                                                              13

Список литературы                                                                                   16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Инновационный процесс

 

Инновация (нововведение) - конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации  производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Процесс создания, освоения и распространения  инноваций называется инновационной  деятельностью или инновационным  процессом.

 В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

Инновационный процесс (ИП) - совокупность состояний инновации, сменяющих  друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или  технологической идеи новшества) в  конечное состояние (поступившие в  потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс  охватывает создание новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование  потребителем и поддержку у потребителя. Инновационный процесс может  осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом. По охвату и масштабу он может быть кластерный (межотраслевой) и отраслевой.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

 Инновационный процесс включает  в себя семь элементов, соединение  которых в единую структуру  инновационного процесса.

 К этим элементам относятся: 

зарождение идеи инновации;

маркетинг инновации;

оценка экономической эффективности  инновации;

освоение инновации;

коммерческая реализация инновации;

продвижение инновации.

Термины «инновация» и  «инновационный процесс»  близки,  но  не  однозначны. Инновационный процесс  связан  с  созданием,  освоением  и  распространением инноваций.   Создатели   инноваций   (новаторы)    руководствуются    такими критериями, как жизненный цикл изделия  и  экономическая  эффективность.  Их стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов,  создав  новшество, которое будет признано  уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и  нововведения  выступают  как  промежуточный результат   научно-производственного   цикла   и   по   мере   практического применения  превращаются   в   научно-технические   инновации   –   конечный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Классификация инноваций и инновационных процессов

 

Нововведения  делят на материальные (могут быть представлены в виде материального  объекта, например, продуктовые и  технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые).

По сфере  функционального применения выделяют технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные  и прочие нововведения.

Рассмотрим  особенности различных видов  инноваций.

Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений. Модифицирующие инновации – решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон – кассетный магнитофон). Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками).

Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая  методика, новая организация труда).

Масштаб применения инновации характеризует  ее значимость. Чем шире область  диффузии (внедрения), тем выше эффективность  нововведения. В случае осуществления  внутриорганизационной инновации  новшество создается и используется в рамках предприятия или его  отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи).

При осуществлении  межорганизационной инновации функции  разработчика и производителя новшества  отделены от функций его потребителя, увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики  существенно повышает значимость новшества.

В зависимости  от рыночной ситуации и выбранной  стратегии предприятие может  осуществлять реактивные или стратегические нововведения.

Реактивная инновация – инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии.

Стратегическая инновация – инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Фирма – инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций.

Процесс создания и использования  инновации (инновационный процесс) – это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новшества.

Для нематериальных инноваций характерна следующая схема:

1-я стадия: Возникновение инновационной идеи.

2-я стадия: Разработка.

3-я стадия: Реализация.

Таким образом, инновационный процесс состоит  из стадий создания новации и коммерциализации инновации. Этап разработки новшества  включает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. Изданной стадии осуществляется научно-техническая деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца). Коммерциализация новшества представляет собой превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии. Под диффузией инновации понимают процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.

Совокупность всех стадий процесса нововведений носит название жизненного цикла инновации.

Этапы инновационного процесса, связанные с разработкой  и первоначальным размещением нововведения на рынке (внедрением), являются капиталоемкими и характеризуются повышенными  рисками, которые возникают вследствие неопределенности конечных результатов  процессов нововведений. Поэтому  инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, считается рисковой (венчурной). Если жизненный цикл инновации  охватывает целый ряд взаимодействующих  между собой организаций: научно-исследовательских  институтов, проводящих фундаментальные  и прикладные исследования, финансовых организаций и внедренческих  компаний, тогда это глобальный инновационный  цикл.

В процессе преобразования инноваций  последние проходят ряд промежуточных  состояний: идея потребности; конструкторское  и технологическое выражение  идеи; экспериментальный, опытный и  серийный образцы; новый товар, новый  элемент технологического процесса или новая технология у потребителя; новый социально-экономический эффект. Все это относится к основному  ИП. Кроме того выделяют процесс  обслуживания (обеспечения) и процесс  регулирования.

ПРОЦЕСС РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Государственное (федеральное)

2. Отраслевое

3. Региональное

4. Муниципальное

5. Корпоративное

 

ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС

1. Создание, распространение (диффузия) и потребление (рутинизация) новшеств

2. Разработка и реализация инновационных  проектов

2. Инвестиционный процесс

 

ПРОЦЕСС ОБСЛУЖИВАНИЯ (инфраструктура)

1. Коммерческое, правовое и организационное

3. Информационно-технологическое  и образовательное 

4. Финансовое и материально-техническое

5. Набор и подготовка кадров

6. Консультационное 

            По характеру продвижения новшества различают также три логические формы основного инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный  или внутрифирменный (натуральный),  2) простой межорганизационный или межфирменный (товарный) и (3) расширенный.

    Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

    При простом межорганизационном (товарном) ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма ИП означает отделение функции создателя и производителя новшества (функции новатора) от функции его потребления (функции инноватора).

В условиях товарного ИП действуют  как минимум два хозяйствующих  субъекта:

создатель/производитель (новатор) и  потребитель/пользователь (инноватор) новшества. Если новшество - технологический  процесс, его производитель и  потребитель могут совмещаться  в одном хозяйствующем субъекте.

Простой внутрифирменный ИП переходит  в товарный за две фазы:

 

1) создание новшества и его  распространение (продвижение идеи  новшества по технологической  цепочке создания новшества/товара, продвижение новшества/товара до  первого инноватора);

 

2) диффузия нововведения (продвижение  новшества после первого опыта  использования на одной фирме,  в одном месте, в одной отрасли  на ряд фирм, во многие места,  в другие отрасли). Первая фаза - это последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства.

 

Расширенный ИП проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию  потребительских свойств выпускаемого товара. ИП имеет черты дискретности и непрерывности, цикличности, нестабильности и неопределенности.

Участники инновационного процесса - совокупность новаторов и инноваторов (отечественных и зарубежных), государственных, региональных, отраслевых и муниципальных  учреждений, звеньев инновационной  инфраструктуры, то есть всех субъектов  инновационного процесса, выполняющих  функции создания, продвижения и  использования новшеств, регулирования  и обслуживания инновационного процесса.

1.2 Общая характеристика инновационных процессов

 

Инновационные процессы — совокупность прогрессивных, качественно новых изменений, непрерывно возникающих во времени и пространстве.

Новшества — результат инновационных процессов.

Нововведения  — введенные в хозяйственную практику (деятельность) новшества.

Новшества (нововведения) делятся на такие  основные группы:

  • технические — проявляются в форме новых продуктов (изделий), технологий их изготовления, средств производства (машин, оборудования, энергии, конструкционных материалов);
  • организационные — охватывают новые методы и формы организации всех видов деятельности предприятий и других звеньев общественного производства (организационные структуры управления сферами науки и производства, формы организации разных типов производства и коллективной работы и т. п.);
  • экономические — методы хозяйственного управления наукой и производством с реализацией функций прогнозирования и планирования, финансирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда, оценки результатов деятельности;
  • социальные - разные формы активизации человеческого фактора (профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала; стимулирование его творческой деятельности; улучшение условий труда; здравоохранение и охрана окружающей природной среды; создание комфортных условий жизни);
  • юридические — новые и измененные законы, разные нормативно-правовые документы, которые определяют и регулируют все виды деятельности предприятий;
  • локальные — внутрипроизводственные или внутрирегиональные новшества, которые обусловливают преимущественно эволюционные преобразования в сфере деятельности и потому не оказывают особенно заметного влияния на эффективность функционирования и развития предприятий;

Информация о работе Инновационный процесс