Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:37, реферат
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).
Введение 2
Определение инновационного процесса и инновационной деятельности 3
Основные виды и субъекты инновационной деятельности 6
Циклический характер инновационного процесса 13
Научно-техническая и инновационная деятельность 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Условно принимая типологию Роджерса, исследователь К. Ангеловски [3, 49] высказывается в пользу других названий, которые, по его мнению, более соответствуют выделенным категориям: новаторы, передовики, умеренные, предпоследние, последние. В понятие «новаторы» (1 категория) включены преподаватели, смело воспринимающие, внедряющие и распространяющие все новое.
Вторую категорию Ангеловски назвал «передовиками», т.к. они идут впереди других в восприятии инноваций. Эта категория педагогов считает, что в наших социальных условиях новшества нужно внедрять немедленно, сразу же после их появления.
Третья категория находится в середине и была названа «умеренной», поскольку восприятие новшеств этой категорией учителей осуществляется очень умеренно, они не стремятся быть среди первых, но в то же время и среди последних, верные своему лозунгу - золотой середине. Новое не воспринимают до тех пор, пока оно не будет воспринято большинством коллег.
Сторонники
четвертой модели мышления названы
«предпоследними», т.к. они действительно
принимают новшества
Пятая категория - те, кто принимает новшества послед ними, руководствуясь принципом: «Лучше поздно, но надежно».
Позиция руководителя в инновационном процессе
Одним
из важнейших факторов, детерминирующих
успех внедрения новшеств, является
отношение руководителя организации
к данному новшеству, характер его
позиции в инновационном
Итак, инициатива
сверху может носить двоякий характер:
директивы и совета. При инновационной
директиве тип поведения
Экспертизу
организации на предмет готовности
к инновациям может проводить
как сам руководитель, так и
экспертная группа, но в обоих случаях
роль руководителя чрезвычайно важна:
окончательная установка «
Инновационному
процессу сопутствуют различные
социальные явления, выступающие в
качестве факторов, оказывающих на
него в целом специфическое
Из вышеизложенных
характеристик необходимо выделить
две важнейшие: первый - характер и
степень идентификации
Ю.Л. Неймер выделяет 5 типов руководителей по их отношению к инновационному процессу:
Разумеется, в «чистом» виде указанные типы руководителей встречаются редко.
Циклический характер инновационного процесса
Инновационный
процесс имеет циклический
По мере
развития деятельность, представляющая
ИП, распадается на отдельные, различающиеся
между собой участки и
В общем
виде ИП можно представить в
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб, где
ФИ - фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ - прикладные исследования;
Р - разработка;
Пр - проектирование;
С - строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М - маркетинг;
Сб - сбыт.
Анализ
этой формулы требует
Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств. Научная работа - исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме 1:
Только
некоторые фундаментальные
Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это - "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Научно-техническая и инновационная деятельность
Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.
Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.
Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.
В отличие
от фундаментальных исследований,
Разработки - это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта. (это находит отражение в технической документации по применению нововведений).
Таким образом, научные исследования и разработки включают:
- конструкторские работы;
- проектные работы;
- технологические работы;
- создание опытных образцов;
- проведение испытаний.
Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям и отраслям науки.
Рассмотрим теперь понятие научно-технической услуги.
Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:
- научные организации в качестве неосновной деятельности;
- самостоятельные организации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).
К научно-техническим услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.
Информация о работе Инновационный процесс и его основные субъекты