3. Научно-технические
критерии осуществления Проекта Соответствие проекта стратегии НИОКР в компании.
Оправданность потенциала проекта изменений
в стратегии НИОКР. Вероятность технического
успеха. Стоимость и время разработки.
Патентная чистота. Наличие научно-технических
ресурсов. Возможные будущие разработки
продукта и будущие применения новой генерируемой
технологии. Воздействие на другие проекты
4. Финансовые критерии Стоимость
НИОКР. Вложения в производство. Вложения
в маркетинг. Наличие финансов в нужные
периоды времени. Влияние на другие проекты,
требующие финансовых средств. Время достижения
точки равновесия и максимальное отрицательное
значение кумулятивной оценки расходов
и доходов. Потенциальный годовой размер
прибыли. Ожидаемая норма прибыли. Соответствие
проекта критериям эффективности капитальных
вложений, принятым в компании
5.Производственные возможности
осуществления проекта Необходимость внедрения новых процессов.
Наличие производственного персонала
(по численности и квалификации) Соответствие
имеющимся мощностям Цена и наличие материалов.
Издержки производства. Потребность в
дополнительных мощностях Безопасность
производства
6. Внешние и экологические
критерии Возможные вредные воздействия продуктов и производственных процессов.
Влияние общественного мнения. Текущее
и перспективное законодательство. Воздействие
на уровень занятости
Классификация
рисков
Выделяются
следующие виды рисков:
- собственно инновационные, т. е. риски неполучения ожидаемых результатов НИР, научных и инженерных разработок;
- технико-технологические, обусловленные трудностями технической и технологической реализации новшества и т. п.;
- производственные, связанные с необходимостью адаптации технологии, остановками и перерывами в производстве, задержкой в поставках сырья и т.п.;
- экономические (рост затрат, прежде всего на стадии НИОКР, увеличение цен на сырье и комплектующие, инфляция и т. п.);
- коммерческие (отторжение новшества потребителем, уменьшение емкости рынка, риск появления товара-аналога, обладающего патентной защитой и т. п.);
- финансовые (кредитные, валютные, процентные и другие риски, связанные с биржевыми операциями);
- социальные (несоответствие новшества культурным ценностям потребителей и т. д.);
- политические (изменение законодательства, приоритетов, административные ограничения и т. д.);
- отраслевые, т.е. специфические риски отраслевой деятельности (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, финансы и т. п.);
- экологические и природно-климатические;
- риски умышленных противоправных действий (мошенничество и т. п.).
Бизнес-план инновационного проекта
Бизнес-план представляет собой документ, дающий
представление о целях, методах осуществления
и ожидаемых результатах инновационного
проекта.
Бизнес-план является элементом
любого проекта и включает следующие
разделы.
1. Характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства
его выгодности: сущность проекта, преимущества
продукции (услуг) в сравнении с лучшими
отечественными и зарубежными аналогами;
объем ожидаемого спроса на продукцию;
потребность в инвестициях и срок возврата
заемных средств; срок окупаемости инвестиционных
затрат; риски и варианты их предотвращения.
2. Анализ возможностей
компании с учетом положения
дела в отрасли:
- оценка потребности и спроса на продукцию (услугу), производимую в соответствии с проектом, объемы производства подобной продукции в регионе и в России, значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона, демографические, экономические, социальные, политические тенденции и отраслевые факторы, которые могут оказать влияние на развитие рынка предлагаемой продукции (услуги); ожидаемый объем выпускаемой продукции после выхода на проектные мощности инвестиционного проекта в процентном отношении к выпуску подобной продукции в регионе и в России; потенциальные конкуренты, сравнение уровня используемых технологий конкурентов и предприятия, реализующего проект; какие и где появились аналоги продукта за последние три года, их патентная защищенность; достижения фирмы в отрасли, ее возможности в области исследований , разработок (наличие патентов и ноу-хау), освоения новой продукции (услуг), преодоления неблагоприятных социально-экономических и технических факторов.
3. Производственный план:
программа производства и реализации
продукции с учетом наиболее
вероятных сроков оплаты реализованной продукции, принятая технология
производства; требования к организации
производства, степень готовности организации
к серийному производству продукции, в
том числе состояние конструкторско-технологической
подготовки производства, наличие сертификатов
и лицензий, изготовленных опытных образцов;
состав основного оборудования, его поставщики
и условия поставок (покупка, аренда, лизинг),
обоснование выбора поставщиков оборудования,
с учетом производительности оборудования,
его качества, цены и т. п.; поставщики сырья,
материалов и покупных комплектующих
изделий и ориентировочные цены, обоснование
выбора поставщиков; численность работающих
и затраты на оплату труда;
4. План маркетинга:
- существующие и потенциальные потребители; уровень удовлетворенности спроса, его характер (равномерный или сезонный); сравнительные потребительские и ценовые характеристики продукции конкурентов и предприятия, реализующего проект; особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения; отличительные свойства продукции или дополнительные услуги по отношению к конкурентам; планируемая доля рынка и стратегия маркетинга;
5. Организационный план:
- финансовое положение, расчеты коэффициентов оценки структуры баланса: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и их отношения к величине заемных средств в составе средств финансирования проекта, восстановления (утраты) платежеспособности;
- распределение обязанностей между членами руководящего состава;
- стратегические альянсы.
6. Финансовый план:
- объем финансирования проекта с указанием источников;
- согласие коммерческих банков или других заимодателей (указываются условия предоставления кредитов: наличие государственной гарантии, процентная ставка, сроки предоставления и погашения кредита, дополнительные требования);
- финансовые результаты реализации (план по прибыли) проекта, данные плана денежных поступлений и выплат;
- эффективность проекта (оценивается по показателям срока окупаемости, точки безубыточности, чистого дисконтированного дохода);
- поправка на риск проекта;
эффект от реализации
проекта в смежных областях, например,
изменение рыночной стоимости имущества
граждан (жилья, земельных участков
и др.); снижение уровня розничных
цен на отдельные товары и услуги, обусловленное
увеличением предложения этих товаров;
влияние реализации проекта на объемы
производства продукции (работ, услуг)
сторонними предприятиями; воздействие
проекта на здоровье населения; экономия
населения на коммуникации, обусловленная
реализацией проекта
Цели и задачи
государственной инновационной
политики
Цель госуд-ой иннов-ой
политики:
1.Развитие и рациональное
использование научно-технич-го
потенциала.
2.Формирование его
структуры.
3.Увеличение вклада
науки и техники в развитие
экономики страны.
4.Реализация важнейших
соц задач в обеспечении прогрессивных
структурных преобразований в
след сферах:
- материального пр-ва и увеличение
его эффектив-ти и конкурентосп-ти
- укрепление обороноспособности
страны
- укрепление безопасности
личности, общества и государства.
22. Задачи государственной
инновационной политики.
Задачи госуд-ой иннов-ой
политики:
1.Обеспеч-е скоординированной
деятельности гос органов, хоз-ых
и научных организаций для
организации и реализ-ии структурной перестройки
экономики
2.Обеспечение эффективного
использования научно-технич-го
потенциала.
3.Сохранение научного потенциала
и обеспечение инновац-ых исследований.
4.Углубление специализации
и повышение надежности связей
по кооперации общественного
пр-ва с наукоемкими технологиями.
23. Принципы государственной
инновационной политики.
Принципы госуд-ой иннов-ой
политики:
1.Опора на отечественный
научный потенциал
2.Свобода научного
творчества, последовательная демократизация
научной сферы.
3.Открытость и гласность
при формировании научной политики.
4.Сохранение и развитие
ведущих отечественных школ.
5.Создание условий
для здоровой конкуренции и
предпринимательства в сфере
науки и техники.
6.Защита прав интеллектуальной
собственности исследователей.
7.Обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации.
8.Развитие научно-исслед-их
и опытно-конструкторских организаций.
9.Поддержка малого
инновационного предпринимательства
10.Повышение престижности
научного труда, создание достойной
жизни и работы ученых и
специалистов.
11.Пропаганда современных
достижений науки и их значимости
для будущего России
Основные этап
инновационного процесса
Инновационным
называют социально-технико-экономический
процесс, приводящий через выявление
общественных потребностей к разработке
научно-технической продукции, практическое
использование которой способствует развитию
социально-экономической системы, поддерживает
намеченный режим ее функционирования
по заданной схеме. Следовательно, ИП охватывает
весь спектр деятельности — от выявления
потребностей в назревающем изменении
до их практической реализации в сфере
применения. ИП и нововведение часто рассматриваются
как идентичные понятия.
ИП состоит из
следующих этапов:
-
возникновение
идеи
о
необходимости
создания
научно-техничес-кого
новшества;
- генерация альтернативных идей о способах его создания (формирование «портфеля идей»);
- организация
отбора
приоритетных
идей;
-
проведение
научных
исследований
и
разработок,
направленных
на
апробацию (испытание)
идей;
- формирование «портфеля» исследований и разработок и проведение работ по отбору и распределению ресурсов между направлениями;
- выполнение
исследований
и
разработок
по
выбранным
направлениям;
- формирование «портфеля» опытно-конструкторских работ и проведение работ по отбору и распределению ресурсов между проектами новшеств;
- отбор
проекта
новшества
для
его
освоения
в
производстве;
- создание новшества и его освоение в производстве;
- серийное производство новшества и его распространение на рынке;
- модернизация производства и самого новшества путем локальных инноваций, ориентированных на улучшение потребительских свойств и уменьшение себестоимости его производства(снижение стоимости единицы потребительских свойств);
- исчерпание технологических возможностей новшества и снижение масштабов его применения.