Контрольная работа по "Инновационный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие, сущность и функции инноваций
Источники и формы финансирования инноваций……………….13
2.1Государственный бюджет и собственные средства предприятия………………………………………………………16
2.2Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса……………………………………………………………..20
Инновационная деятельность как объект инвестирования……25
Заключение………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Приведенная выше классификация  свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными  авторами. Среди них такие известные  зарубежные специалисты в области  экономики и менеджмента как  Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др.

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые;

Инновация как экономическая  категория отражает наиболее общие  свойства, признаки, связи и отношения  производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется  в ее функциях. Функции инновации  отражают ее назначение в экономической  системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Инновация выполняет следующие  три функции:

воспроизводственную;

инвестиционную;

стимулирующую.

Воспроизводственная функция  означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл  воспроизводственной функции состоит  в получении прибыли от инновации  и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том  числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким  образом, использование прибыли  от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль  служит стимулом для предпринимателя  для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать  спрос, совершенствовать организацию  маркетинговой деятельности, применять  современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка  производители продукции или  услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные  инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

 

Инновация является реализованным  на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт  или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации является привлечение инновационных  инвестиций в достаточном объеме.

 

  1. Источники и формы финансирования инноваций.

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами  финансовой поддержки.Источниками  финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные  фонды, органы местного управления, частные  лица и т.д. Все они участвуют  в хозяйственном процессе и тем  или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.В развитых странах финансирование инновационной  деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных  источников. Для большинства стран  Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным  и частным капиталом.Принципы организации  финансирования должны быть ориентированы  на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное  внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.К  сожалению, сегодняшнее состояние  инновационной деятельности и инвестиционного  климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся  объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у  предприятий и отсутствие стратегического  мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

По видам собственности  источники финансирования делятся  на:

* государственные инвестиционные  ресурсы (бюджетные средства, средства  внебюджетных фондов, государственные  заимствования, пакеты акций,  имущество государственной собственности);

* инвестиционные, в т.ч.  финансовые, ресурсы хозяйствующих  субъектов, а также общественных  организаций, физических лиц и  т.д. Это инвестиционные ресурсы  коллективных инвесторов, в том  числе страховых компаний, инвестиционных  фондов и компаний, негосударственных  пенсионных фондов. Сюда же относятся  собственные средства предприятий,  а также кредитные ресурсы  коммерческих банков, прочих кредитных  организаций и специально уполномоченных  правительством инвестиционных  банков.

На уровне государства  и субъектов Федерации источниками  финансирования являются:

    * собственные  средства бюджетов и внебюджетных  фондов,

    * привлеченные  средства государственной кредитно-банковской  и страховой систем,

    * заемные средства  в виде внешнего (международных  заимствований) и внутреннего  долга государства (государственных  облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия  источниками финансирования являются:

    * собственные  средства (прибыль, амортизационные  отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно  свободные основные и оборотные  средства);

    * привлеченные  средства, полученные от продажи  акций, а также взносы, целевые  поступления и пр.;

    * заемные средства  в виде бюджетных, банковских  и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые  комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.Высоки шансы получения финансирования и у инноваций — имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.

В мировой практике под  проектным финансированием обычно подразумевают такой тип организации  финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.

Если венчурный (рисковый) капитал может быть использован  для организации финансирования научной деятельности на любом ее этапе, то организатор проектного финансирования не может идти на такой риск.

Инновационный венчурный  бизнес допускает возможность провала  финансируемого проекта. Как правило, первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед  финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним  процентов. Инвесторы рискового  капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой  созданной фирмы. Если инновационная  фирма начинает давать прибыль, то она  становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Зачастую венчурный капиталист становится собственником  инновационного предприятия.

Как правило, инвестору бывает весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов. Поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта наиболее широко применяется портфельный подход.

Портфель инноваций должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и  близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инновации с высокой  результативностью финансово-экономических  показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.

Тщательный и многосторонний анализ и отбор инновационных  проектов позволяют оптимизировать состав портфеля. Анализ и отбор  инновационных проектов осуществляются на основе совокупности методов и  способов, позволяющих прогнозировать затраты для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом различных  технических решений и финансово-экономических  факторов.

 

2.1 Государственный бюджет и собственные средства предприятия.

Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать  их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности  использования ресурсов, формированию инновационного климата.

В целом законодательным  путем закреплено положение о  том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере  не менее 3 % от расходной части годового федерального бюджета.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания  двух форм прямой поддержки: в форме  базового финансирования научной организации  и в форме конкурсного распределения  средств на проведение фундаментальных  и поисковых исследований (система  грантов) и реализацию заданий государственных  научно-технических программ (система контрактов). Грант - денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юридическому) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

Применение базового финансирования имеет своей задачей сохранение современной материально-технической  базы, а также высококвалифицированных  и творческих кадров организации. Этот принцип распространяется как на научные организации, нацеленные на обеспечение государственных (национальных) приоритетов, так и на организации, обладающие высоким научным авторитетом, но переживающие период структурной  перестройки, формирования новой тематики работ в области фундаментальных  исследований.

Более приоритетной является форма распределения бюджетных  средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки и техники - форма конкурсного распределения  средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной  сфере.

Возможна двоякая форма  проведения конкурсов на получение  государственных заказов для  проведения исследований и разработок.

Во-первых, практика выделения  госзаказа на конкурсной основе. В  этом случае на предварительном этапе  из круга претендентов на получение  госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное  решение, которой и выделяется госзаказ.

Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В  этом случае несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного  освоения выбирается наиболее эффективное  решение. Поэтому данный вариант  размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений.

Форма госзаказа на основе конкурса предложений является более  экономной с точки зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор  единственного из поступивших предложений  по решению стоящих проблем может  и не оказаться оптимальным в  силу его предварительного характера.

Форма госзаказа на основе конкурса готовых решений позволит выбрать наиболее эффективное решение  и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим  государственный заказ.

При этом в отечественной  практике находит применение порядок  финансирования проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с  нарастающим итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска и неопределенности, характерных для инновационных процессов. Поэтому на начальном этапе, сумма выделяемых средств, как правило, минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастает.

Еще одним способ снижения риска является поиск заказчика, непосредственно заинтересованного  в результатах исследований, финансируемых  из бюджета, который бы контролировал  ход и качество работ, отвечал  за целевое использование средств. В качестве таких заказчиков выступают  специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия  и организации, а также непосредственно  государственные органы, «курирующие» научно-техническую политику.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационный менеджмент"