Методы анализа рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ выживания российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиями жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.
Инновационная деятельность происходит в условиях высокой неопределенности и связана с высокими рисками по сравнению с обычными процессами производственно-хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика инновационных рисков
2 Классификация инновационных рисков
3 Методы анализа рисков
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный риск.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение

1 Общая характеристика  инновационных рисков

2 Классификация инновационных рисков

3  Методы  анализа рисков

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Риск в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, существенно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.

Развитие рыночных отношений в России определило инновационную  деятельность как единственный способ выживания российских предприятий  независимо от формы собственности  и сферы их деятельности по всем стадиями жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.

Инновационная деятельность происходит в условиях высокой неопределенности и связана  с высокими рисками по сравнению  с обычными процессами производственно-хозяйственной  деятельности.

В общем виде, риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Развитие рыночных отношений в России определило инновационную  деятельность как единственный способ выживания российских предприятий  независимо от формы собственности  и сферы их деятельности по всем стадиям жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.

 

 

 

 

1 Общая  характеристика инновационных рисков

Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих  при вложении предприятием средств  в производство новых товаров  и услуг, которые возможно не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный риск возникает в следующих ситуациях: при внедрении более дешёвого метода производства по сравнению с существующим, что, в общем, имеет временный характер и ведёт к риску неправильной оценки на спрос товара; создание нового товара на старом оборудовании, что может отразиться на его качестве; производстве нового товара на новом оборудовании или использование новой технологии, что может привести к невостребованности продукции и невозможности продать новое оборудование в случае неудачи.

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных, малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

Риск инновационной  деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.

В общем виде, риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Инновационный риск непосредственно связан с инвестициями. Среди инновационных инвестиций ведущую роль имеют интеллектуальные инвестиции. Здесь риск состоит в  следующем:

 Риск продажи  изобретения;

 Риск внедрения  изобретения;

 Риск эффективного использования нововведения;

Уменьшение  доходов в связи с инновациями;

Сокращение  объема продажи;

 Сокращение  объема сбыта.

Инновационная деятельность связана с повышенным уровнем риска.

Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров (услуг), которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

Инновационный риск возникает при:

внедрении более  дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже  использующимся. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В подобной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

создании нового товара (услуги) на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или  услугу добавляется риск несоответствия качества товара (услуги) в связи  с использованием старого оборудования;

производстве  нового товара (услуги) при помощи новой  техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риски: того, что новый товар (услуга) может не найти покупателя; несоответствия нового оборудования и  технологии необходимым требованиям для производства нового товара (услуги); невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции в случае неудачи.

Неизбежным  условием хозяйствования является неопределенность. Инновационная деятельность в большей степени, нежели другие направления предпринимательства, сопряжена с риском. В условиях нестабильности экономической конъюнктуры проблема риска возникновения потерь при вложении фирмой средств в инновации становится особенно актуальной.

В целом, риск, возникающий в инновационной  деятельности, включает в себя следующие  основные виды рисков:

1 Риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки;

2 Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:

риск неполучения  средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация  не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной  эффективности инновационного проекта);

риск при  использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться  без достаточных финансовых средств  в силу невыполнения организацией финансового  плана по прибыли и внереализационным  доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта);

риск при  использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может  оказаться дефицитным по причине  ликвидации, банкротства, либо наложения  ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления  платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов);

риск при  использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация, использует одновременно несколько источников (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);

3 Маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:

риск недостаточной  сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров  и услуг высокого качестве и высокой  стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий;

риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий, когда спрос на новшество на выбранном  сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность  в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.;

риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества  из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения  новшества к потребителю;

риск проведения неэффективной рекламы новых  товаров и услуг либо товаров  с усовершенствованными характеристиками;

4 Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:

риск отказа партнера от заключения договора после  проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера);

риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций  данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях);

риск заключения договоров (контрактов) с неплатежеспособными  партнерами (контрагентами);

риск невыполнения партнерами договорных обязательств в  установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта;

риск нанесения  ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта;

5 Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

6 Риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие:

утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;

несовершенство  маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или  отсутствие достоверной информации о конкурентах;

замедленное внедрение  нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств  для проведения НИР, внедрения новых  технологий, освоения производства новых  высококачественных и конкурентных товаров;

недобросовестность  конкурентов (использование методов  недобросовестной конкуренции);

появление на рынке  производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос  потребителей;

выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация;

появление новых  местных организаций-конкурентов;

экспансия на местный  рынок производимого продукта или  его аналогов со стороны зарубежных экспортеров;

7 Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;

8 Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам:

Информация о работе Методы анализа рисков