Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 00:50, реферат

Краткое описание

Следует заметить, что во множестве развитых и динамично развивающихся стран применяются различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности в секторе малых предприятий. Здесь и ряд государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных разработок малых предприятий по тематике правительственных организаций. Кроме того, имеется множество законодательных, финансовых, налоговых и имущественных рычагов на государственном и региональных уровнях, способствующих развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах.docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

2 Методы поддержки малых  инновационных предприятий в  зарубежных странах

2.1 Государственные программы

 

 

 

Следует заметить, что во множестве развитых и динамично  развивающихся стран применяются  различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности в секторе малых предприятий. Здесь и ряд государственных  программ финансирования и технической  поддержки инновационных разработок малых предприятий по тематике правительственных  организаций. Кроме того, имеется  множество законодательных, финансовых, налоговых и имущественных рычагов  на государственном и региональных уровнях, способствующих развитию инновационной деятельности во всех сферах бизнеса. В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий:

 

 Государственные программы  финансовой и технической поддержки  инновационных малых предприятий,  выполняющих НИОКР по тематике  правительственных организаций  (США, Япония, Великобритания, Индия,  Китай и др. страны);

 

 Прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают  50% расходов на создание новой  продукции и технологий (Франция,  США и другие);

 

 Предоставление ссуд, в том числе без выплаты  процентов (Швеция); безвозмездные  ссуды на покрытие 50% затрат на  внедрение новшеств (Германия);

 

 Целевые дотации на  научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых  странах);

 

 Создание фондов внедрения  инноваций с учетом возможного  коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

 

 Снижение государственных  пошлин для индивидуальных изобретателей  и представление им налоговых  льгот (Австрия, Германия, США,  Япония и др.), а также создание  специальной инфраструктуры для  их поддержки и экономического  страхования (Япония);

 

 Отсрочка уплаты пошлин  или освобождение от них, если  изобретение касается экономии  энергии (Австрия);

 

 Бесплатные услуги  патентных поверенных по заявкам  индивидуальных изобретателей, освобождение  от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);

 

 Облегчение налогообложения  для предприятий действующих  в инновационной сфере, в т.ч.  исключение из налогообложения  затрат на НИОКР, льготное налогообложение  университетов и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония);

 

 Законодательное обеспечение  защиты интеллектуальной собственности  и авторских прав (во всех развитых  странах);

 

 Государственные программы  по снижению рисков и возмещению  рисковых убытков (США, Япония);

 

 Создание широкой сети  фондов венчурного капитала используемого  для реализации инновационных  проектов силами малых предприятий  (во всех развитых и развивающихся  странах);

 

 Создание сети научных  парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития (во всех развитых и развивающихся странах);

 

 Создание мощных государственных организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных малых предприятий (США, Япония, Индия, Китай и др. страны);

 

 Информационно-поисковые  специализированные сайты по  прогрессивным технологиям и  инновационным разработкам, позволяющие  заинтересованным предприятиям  быстро найти необходимые технические  решения и возможных партнёров. 

 

 Кроме того, во многих  странах одним из важнейших  финансовых инструментов поддержки  инновационных малых предприятий,  являются государственные контракты  от различных организаций на  проведение НИОКР научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Такие контракты, предполагают тщательное согласования всех основных характеристик ожидаемого результата, сроков исполнения и необходимых затрат на выполнение. Обычно цена фиксируется до начала работы, а окончательный расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются для поддержки радикальных и рисковых проектов, реализуемых инновационными малых предприятий, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные контракты обязательно предусматривают следующие важнейшие требования:

 

 получение исполнителем  необходимых результатов по решению  научно-технической проблемы, заявленной  заказчиком, в течение определенного  срока; 

 

 предоставление заказчиком  кредитования, необходимого исполнителю  на весь период выполнения  работ; 

 

 гарантии заказчика  на приобретение будущих результатов  работы исполнителя. 

 

 С целью государственного  регулирования инновационной деятельности  малых предприятий созданы следующие  механизмы: 

 

 Формы кредитования  крупных инновационных проектов (на примере SBIR и STTR).

 

 Обоснованная государственная  научно-техническая политика на перспективный период, определение стратегических приоритетов инновационного развития и их ресурсное обеспечение.

 

 Предоставление государственных  гарантий по привлеченным в  инновационную сферу кредитам.

 

 Развитие механизмов  консолидации финансовых ресурсов  государственного и частного  секторов экономики для реализации  приоритетных научно-технических  задач. 

 

 Содействие формированию  и регулированию партнёрского  взаимодействия государственных  структур, НИИ, ВУЗов, венчурных  фондов и общественных некоммерческих  организаций, специализирующихся  в инновационной сфере деятельности.

 

 Создание действенной  государственной системы защиты  интеллектуальных прав собственности  и механизмов противодействия  производству и продаже подделок  и контрафактной продукции. 

 

 Включение инновационных  задач в основные программы  экономического и социального  развития на федеральном и  региональном уровнях. 

 

 Разработка государственных  программ закупки результатов  НИОКР и наукоемкой продукции,  выполняемых в инновационных  малых предприятиях.

 

 Разработка и сертификация  прогнозных методов оценки эффективности  инновационных программ и проектов  с учётом мирового опыта венчурного  финансирования.

 

 Содействие в создании  центров технического содействия  и передачи технологий малому  бизнесу при университетах и  исследовательских центрах. 

 

 Содействие развитию  частных организаций в сфере  экспертизы инновационных проектов.

 

2.2 Организационные мероприятия

 

 Наиболее существенными  шагами государственных органов  зарубежных стран в отношение создания условий развития малых инновационных предприятий является:

 

 Определение количественных  критериев оценки инновационной  активности предприятия, например, таких как степень вовлечённости  (в % от общего объема деятельности) в НИОКР, в создание новых продуктов и услуг, их производство; модернизацию ранее производимых продуктов и услуг, обновление и модернизацию оборудования, внедрение новых технологий.

 

 Разработка и реализация  программ финансирования инновационных  разработок и НИОКР, нацеленных  на обеспечение преемственности  между стадией исследований и  этапом последующей разработки  рыночного продукта в целях  ускоренной коммерциализации передовых  разработок.

 

 Оказание всесторонней  помощи (финансовой, материально- технической  и консультационной) только предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность  в соответствии с действующими  приоритетами социально-экономического  развития (страны, региона, города).

 

 

 Необходимость оказания  всесторонней помощи (финансовой, материально-  технической и консультационной) только таким предприятиям, которые  осуществляют инновационную деятельность  в соответствии с действующими  приоритетами социально-экономического  развития (страны, региона, города) и  получили экспертное заключение  уполномоченной комиссии.

 

 Финансирование инновационных  проектов осуществляется из соответствующих  бюджетов (федерального, регионального,  местного) с привлечением внебюджетных  средств (включая средства частного  капитала), при обязательном вкладе  не менее 30% (в форме финансовых, материальных и нематериальных  активов) собственных средств предприятия, реализующего данный проект.

 

 Предоставление государственных  гарантий по инвестициям и  кредитам, привлеченным для реализации  инновационных проектов.

 

 Для стимулирования  инновационной деятельности в  малых предприятий обеспечивается  возможность: 

 

 Получения субсидий (до 50% от стоимости проекта) или  льготных кредитов на длительные  сроки (5-10 лет), либо на период  завершения работ по утверждённому  проекту; 

 

 Упрощённого оформления  таможенных процедур и освобождение  от таможенных, пошлин при импорте  необходимого оборудования, комплектующих  изделий и материалов;

 

 Предоставление налоговых  каникул, освобождение от налогообложения  затрат, связанных с реализацией  утвержденных проектов (разработка  или приобретение проектной документации, закупка оборудования, его монтаж  и ввод в эксплуатацию, обучение  персонала, проведение необходимых  исследований по НИОКР, изготовление  опытных образцов и макетов,  консультационные услуги, патентование, сертификация товаров и услуг,  а также оплату услуг других  организаций);

 

 Предоставления налоговых  льгот для стимулирования создания  совместных инновационных малых  предприятий на базе академических  структур, университетов и отраслевых  НИИ в целях осуществления  межведомственных и междисциплинарных  исследований и НИОКР; 

 

 Установления ускоренных  сроков амортизации (~5 лет), на  все закупленное в рамках реализации  проекта оборудование, приборы и  вспомогательную технику; 

 

 Компенсации затрат  на услуги по патентованию  разработок и проведение других  мероприятий по обеспечению защиты  авторских прав;

 

 Оказания бесплатной  государственной технологической  поддержка малых предприятий,  включая предоставление результатов  научно-технических разработок, выполненных  в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной  информационной и консультационной  поддержки предпринимателей;

 

 Обеспечения преимущественного  доступа в технопарки, бизнес-инкубаторы и в производственные зоны для реализации проектов;

 

 Предоставления каникул  по подоходному налогу сроком  до 10 лет. технопаркам и бизнес-инкубаторам, а также находящимся в них предприятиям, занятым инновационной деятельностью;

 

 Оказания технической  и финансовой поддержки выдающимся  индивидуальным новаторам, изобретателям  и предпринимателям, включающей  меры экономического и социального  страхования при возникновении  критических ситуаций;

 

 Получения на льготных  условиях технической и организационной  помощи при осуществлении экспортных  операций и при продвижении  экспортируемых товаров и услуг  на внешние рынки; 

 

 Получения возможности  на льготных условиях осуществлять  регулярное повышение квалификации  управляющего персонала в специализированных  учебных заведениях в целях  активного продвижения новейших  методов управления предприятиями.

 

 Необходимость интенсивного  развития и поддержки инновационной  деятельности в секторе малых  предприятий ставит на первый  план задачи финансирования этих  работ и обеспечения взаимодействия  между разработчиками, НИИ, университетами  и испытательными лабораториями.  В мировой практике достаточно  много примеров объединения финансовых  ресурсов различных государственных  ведомств в целях выполнение  НИОКР по государственной тематике. Наиболее ярким примером может  служить программы «Инновационные  исследования в малых предприятий» (SBIR) и «Распространение технологий  малых предприятий» (STTR), реализуемые  в США. Следует заметить, что  подобные программы существуют  и успешно реализуются во многих  развитых странах. 

 

 Мощным стимулирующим  фактором экономического и инновационного  развития многих стран стало  формирование кластеров, объединяющих  наиболее эффективные и взаимосвязанные  предприятия различных размеров, которые образуют лидирующую  группу компаний и обеспечивают  конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Кластерный подход стал активно  применяться для формирования  общегосударственной промышленной  политики при разработке программ  регионального развития и стимулирования  инновационной деятельности на  основе тесного взаимодействия  крупного и малого бизнеса.  Опыт передовых и развивающихся  стран показал, что кластерный  подход служит основой для  конструктивного взаимодействия  частного сектора, государства,  торговых ассоциаций, исследовательских  и образовательных учреждений  в инновационном процессе.

Информация о работе Методы поддержки малых инновационных предприятий в зарубежных странах