Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:56, контрольная работа
Цель работы – определить, для чего необходимы различные методы прогнозирования, в каких случаях их использовать.
Задачи:
охарактеризовать основные методы прогнозирования;
рассмотреть из чего они состоят.
Введение……………………………………………………………………...…3
1. Методы прогнозирования…………………………………………….…….4
1.1. Экспертное прогнозирование ………………………………………....4
1.2. Описательные (дескриптивные) методы прогнозирования………….9
1.3. Статистические методы прогнозирования ………………………….12
1.4. Корреляционно-регрессионные модели прогнозирования ………...13
2. Задача……………………………………………………………………….14
3. Заключение………………………………………………………………...16
4. Список литературы
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Челябинский филиал Финуниверситета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Инновационный менеджмент
на тему Методы прогнозирования, их классификация, характеристика,
область применения.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Процесс прогнозирования
достаточно актуален в настоящее
время. Широка сфера его применения.
Прогнозирование широко используется
в экономике, а именно в управлении.
В менеджменте понятие «планиро
Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера. Не подмена и противопоставление плана и прогноза, а их правильное сочетание – таков путь планомерного регулирования экономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.
Актуальность данной темы заключается в том, что прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой долей риска. Под прогнозированием понимается предплановая стадия работы. Если план отвечает на вопрос, что надо сделать для достижения цели, то прогнозирование главное внимание уделяет вопросу, какие будут последствия в результате того или иного решения? При прогнозировании целесообразно использовать различные методы. Для каждого отдельного случая необходимо подобрать свой метод. В работе рассмотрены основные методы, их плюсы и минусы.
Цель работы – определить, для чего необходимы различные методы прогнозирования, в каких случаях их использовать.
Задачи:
Методы прогнозирования
Методы прогнозирования весьма разнообразны. Среди основных можно выделить следующие.1
1.1. Экспертное прогнозирование.
Одна из задач прогнозирования – снижение неопределенности, которое может быть достигнуто разными способами. В данном случае снижение неопределенности достигается в результате использования генерации прогнозных оценок на основе суждений специалистов.
Сущность экспертных
методов прогнозирования
При проведении групповой экспертизы предполагается, что организованное взаимодействие между специалистами позволит компенсировать смещенность оценок отдельных членов группы и что сумма информации, имеющаяся в распоряжении группы экспертов, больше, чем информация любого специалиста, входящего в группу. Смещенные оценки – это заведомо искаженные оценки. Оценки, которые сильно отличаются от истинных оценок.
Задачи, решаемые в процессе экспертного технологического прогнозирования:
подбор экспертов;
организация и проведение экспертного оценивания;
обобщение результатов экспертизы и выработка соответствующих рекомендаций.
При подборе экспертов надо иметь в виду, что:
затраты на проведение экспертизы ограничены;
достоверность результатов должна быть достаточно высокой.
Поэтому надо таким образом подобрать количественный и качественный состав экспертов, чтобы при заданном уровне достоверности прогноза обеспечить наименьшие затраты на экспертизу либо при заданных затратах максимизировать достоверность результатов. При подборе экспертов нужно определить области знаний, информации из которых будет необходима при решении данной экспертной оценки.2
При подборе экспертов следует учитывать их:
Существуют три основных метода определения компетентности эксперта: анкетирование, метод самооценки, метод коллективной оценки.
При анкетировании эксперт заполняет анкету, на основе которой рассчитывается коэффициент его компетентности.
Метод самооценки.3 Процедура метода:
Метод коллективной оценки. Каждый эксперт оценивает по бальной шкале других экспертов. Далее все оценки обобщаются и выводится общее мнение об эксперте.
Обработка и анализ экспертной информации. Генерирование экспертной информации может осуществляться с помощью различных показателей: рангов, баллов, времени, уровней, вероятности.
Ранжирование – распределение
каких-либо объектов или явлений
в порядке возрастания и
Если эксперты присваивают одинаковые ранги различным объектам, то эти объекты называются эквивалентными. Ранг эквивалентных объектов – средняя арифметическая величина из последовательных ранговых оценок этих объектов. Недостаток ранговой оценки в том, что при ней нельзя измерить разрыв между характеристиками объектов. Этот недостаток нивелируется. Если использовать балльный метод.
В случае балльного метода предпочтительность объекта определяется на основе балльной оценки. Балльный метод применяется для того, чтобы определить разрыв между характеристиками объектов.
Временная оценка – экспертный прогноз совершения события в будущем.
Оценка уровня объекта – определение значения того или иного показателя к заранее установленной дате.
Определение вероятности совершения события – оценка вероятности совершения события в будущем.
Обобщение и анализ экспертных оценок. Целью обобщения экспертной информации является получение обобщенных данных и новой информации, содержащейся в скрытой форме в экспертных оценках. При этом решаются следующие основные задачи:
Среди множества экспертных методов технологического прогнозирования рассмотрим два основных – метод «мозговой атаки» и метод Дельфи.
Метод «мозговой атаки» - метод получения новых идей посредством коллективной работы экспертов, которая осуществляется по установленным правилам. Используется в тех случаях, когда нужно получить необходимое решение сложной проблемы, если трудно применить формальные процедуры. Процедура «мозговой атаки» осуществляется в ходе совещания экспертов.
Данный метод реализуется в 2 этапа – генерации идей и анализа и отбора плодотворных идей. Соответственно формируются 2 группы специалистов:
Основные правила метода:
Разновидности метода:4
Главный недостаток рассматриваемого метода в том, что эксперты находятся в одном помещении и возможно оказание психологического давления одних экспертов на других. Кроме того, в данном методе не применяются процедуры статистического анализа, отсутствует многоэтапность процедуры экспертного оценивания.
Метод Дельфи. Данный метод разработан в США в 60-е гг. ХХ в. Основные черты метода:
Обычно процедура
1-й этап – перед
экспертом стоит задача дать
перечень событий с точки
2-й этап – эксперты получают сводный перечень событий, предсказанных всеми экспертами. Теперь эксперты должны оценить даты и возможности совершения всех событий. Также эксперт обосновывает, почему событие произойдет именно в те сроки, которые он указал. Эти данные также обобщаются. Для полученных оценок выводятся медиана и квартили;
3-й этап – его
задача заключается в
4-й этап – повторная генерация и уточнение оценок (как и в 3-м этапе) с целью дальнейшего их согласования.
1.2. Описательные (дескриптивные) методы прогнозирования
Данная группа методов основана на логическом анализе технологических процессов и словесном описании их развития в будущем. Рассмотрим следующие из них:5
Случайная аналогия – сходство двух событий по некоторым частным аспектам, но не сходство в других свойствах (аспектах).
Формальная аналогия – сходство некоторых аспектов явления, приводящее к сходству этих явлений во всем остальном.
Суть метода аналогий состоит в сравнении процесса, который прогнозируется, со сходными процессами в прошлом и выработка на этой основе суждений о будущем состоянии этого процесса.
Информация о работе Методы прогнозирования, их классификация, характеристика, область применения.