Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 11:13, курсовая работа
Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Иностранные инвестиции: понятие и формы………………………………
2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики………
2.1 Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие Республики Беларусь ……………………………..……………………………..
2.2 Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в Республике Беларусь…..……………………………………………………………………….
3 Механизм привлечения иностранных инвестиций и направление его совершенствования в Республике Беларусь…..…………………………..……
3.1 Мировые тенденции в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций………………………………………………………………………..
3.2 Виды, формы прямых иностранных инвестиций и направления их привлечения в Республике Беларусь…………..………………………………..
3.3 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь………………………….....
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Рост международного производства 100 ведущих ТНК, в основном из развитых стран, в 2012 году остановился. Однако 100 крупнейших ТНК, базирующихся в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, увеличили свои иностранные активы на 22%, продолжив экспансию своих международных производственных сетей.
Второй год подряд прибыль на глобальные ПИИ, накопленный объем которых составил 21 трлн. долл., резко выросла в 2011 году до 1,5 трлн. долл. после спада 2008−2009 годов в самый разгар мирового финансового кризиса. Прибыль на ПИИ выросла в каждой из трех основных групп стран − развитых, развивающихся и с переходной экономикой, − при этом наибольший рост отмечался в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Норма прибыли на ПИИ составила 7% во всем мире, причем она выше в развивающихся странах (8%) и в странах с переходной экономикой (13%), чем в развитых странах (5%). Из общей прибыли на ПИИ около 500 млрд. долл. осталось в принимающих странах, а 1 трлн. долл. было репатриировано в страны происхождения или другие страны (что составляет в среднем 3,4% платежей по счету текущих операций). Самая высокая доля нераспределенной прибыли на ПИИ отмечается в развивающихся странах, составляя около 40%, она служит важным источником финансирования ПИИ. Однако не вся эта сумма реинвестируется в капитал; принимающие государства сталкиваются с проблемой того, как направить нераспределенную прибыль на инвестирование в производства. [10]
Таким образом, оказалось, что путь к подъему ПИИ непрост и дольше чем ожидалось; инвесторы ТНК смогут конвертировать свои рекордные объемы денежных резервов в новые инвестиции; приток ПИИ в развивающие страны оказался намного устойчивее, чем их приток в развитые страны; вывоз ПИИ из развивающихся стран достиг рекордного уровня 31% их суммы во всем мире, а приток ПИИ в развитые страны сократился на 32%.
3.2 Виды, формы прямых иностранных инвестиций и направления их привлечения в Республике Беларусь
Прямые иностранные инвестиции включают следующие виды:
-вклад в уставный фонд (в форме материальных и нематериальных активов, денежных средств);
-займы, кредиты, финансовый лизинг, иные виды финансовых инструментов, полученные от инвестора;
-прочие прямые инвестиции (стоимость оборудования, переданного прямым инвестором организации, кроме взносов в уставный фонд, а также суммы задолженности за товары, работы, услуги прямому инвестору, включая задолженность по договорам оперативного лизинга и договорам аренды).
Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Республики Беларусь является создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов «green field», что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики.
Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов «brown field» – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. При этом приватизация в Республике Беларусь проводится в соответствии с трехлетними планами приватизации, а на примере восьми открытых акционерных обществ государственным учреждением «Национальное агентство инвестиций и приватизации» будут внедрены и отработаны передовые технологии осуществления приватизационных сделок по продаже малых и средних предприятий стратегическому инвестору. Конечной целью является создание прозрачной, открытой и понятной системы управления приватизацией, разработка четкой коммуникационной стратегии привлечения прямого инвестора и взаимодействия с ним, популяризация основных преимуществ и выгод, создание положительного имиджа приватизации, внедрение эффективной пошаговой схемы и технологии приватизации государственных организаций – от подготовки к продаже в целях получения максимальной прибыли до постпродажного мониторинга проекта и оценки полученных от него экономических и социальных выгод. [11, C.2]
Республика Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт.
С учетом приоритетности вложения средств иностранных инвесторов определены следующие направления привлечения прямых иностранных инвестиций:
-в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии);
-в создание и развитие кластеров
– объединенной на основе производственно-
-в традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность). [12, С.5-9]
Таким образом, прямые иностранные инвестиции включают в себя 3 вида. Формами привлечения ПИИ являются создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов и продажа зарубежным инвесторам части акций. ПИИ необходимо направить в импортозамещающие производства, имеющие одновременно и экспортоориентированный потенциал (продукция пищевой промышленности, фармацевтика и медицина, автокомпоненты и запасные части, аудио- и видеоэлектроника, пестициды и гербициды).
3.3 Основные направления улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь
Улучшение инвестиционного климата осуществляется на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.
В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация комплекса мер по следующим направлениям:
1-ое направление: реформирование государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.
Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.
Изменение структуры экономики повысит эффективность ее функционирования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках, расширит возможности привлечения прямых иностранных инвестиций.
Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.
Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме.
Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другое. Государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия, и иных. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (в случаях концессии – концессионных договоров).
В целях реформирования отношений собственности планируются предоставление гражданам Республики Беларусь и негосударственным юридическим лицам при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения, определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных экономических зон, предоставление Правительству Республики Беларусь полномочий самостоятельно проводить реструктуризацию задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет, связанным с получением долей (акций), приобретенных в процессе приватизации у государства.
2-ое направление: совершенствование системы налогообложения посредством снижения ставки налога на прибыль до 18 %, а также совершенствование налогового администрирования в целях снижения временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего распространения системы электронного декларирования, расширения сферы его применения.
3-е направление: обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и организация подготовки и переподготовки специалистов в области ведения этого учета, а также проведения дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность использования судебных и досудебных процедур для защиты своих прав.
4-ое направление: развитие финансового рынка (принятие мер по совершенствованию секторов финансового рынка – банковского и страхового, рынка ценных бумаг). В этих целях необходимы внедрение современных стандартов надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала, а также обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, включая снятие ограничений на участие страховых организаций, в том числе с иностранными инвестициями, в проведении отдельных видов обязательного страхования.
5-ое направление: оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. В целях создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования.
6-ое направление: создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси. Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:
- создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики);
- оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами. [13, С.10-11] (Приложение Г)
Таким образом, в результате реализации комплекса мер будут созданы более благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь. Реализация комплекса мер позволит: обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций; достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%; обеспечить вхождение Республики Беларусь в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса. [13, С.20]
Таким образом, цели, поставленные во введении курсовой работы, достигнуты. Раскрыты понятие и формы иностранных инвестиций, их роль в развитии современной экономики, проведен анализ структуры и динамики иностранных инвестиций Республики Беларусь. Текстовые высказывания подкреплены графическими изображениями, приложенными к курсовой работе.
Проведенное исследование приводит к выводам:
1.Вырос приток прямых
2.Возрасло значение частных
фондов прямых инвестиций и
других коллективных
3.Инвесторы ТНК смогли