Понятие инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, тема данной работы является весьма актуальной и интересной для рассмотрения.
Следует отметить, что инновационная деятельность - это не феномен перестройки или российских реформ. Этот вид деятельности существовал со времен зарождения цивилизации и именно он определял действительный прогресс в развитии человечества, поскольку приводил не просто к повышению уровня жизни, а к улучшению ее качества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…….3
Понятие инноваций и инновационной деятельности……………………...4
Субъекты инновационной деятельности………………………………..…10
Структура инновационной деятельности………………………………….13
Инфраструктура инновационной деятельности…………………………..16
Факторы, влияющие на реализацию инновационной деятельности…..…19
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ККР Понятие инноваций и инновационной деятельности.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

1) научные исследования  и разработки;

2) научно-техническое образование  и подготовку кадров;

3) научно-технические услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников (рисунок 2), классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в  свою очередь делятся на:

a) ранее большинство;

b) отстающие.

Рисунок 2 - Субъекты инновационной деятельности

 

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях.

Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).

Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:

• биржи, банки;

• инвестиционные и финансовые компании;

• средства массовой информации;

• информационные технологии и средства деловой коммуникации;

• патентные организации;

• органы сертификации;

• библиотеки;

• ярмарки, аукционы, семинары;

• система страхования;

• рекламные агенства;

• система образования;

• консалтинговые компании.

    1. Структура инновационной деятельности

 

Каждая конкретная инновация появляется как результат научно-производственного цикла (НТЦ) и проходит определенные стадии развития – создания, освоения и распространения.

Инновационный процесс состоит в разработке и реализации результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В ходе инновационного процесса новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку и образует структуру инновационного процесса (рисунок 3). К этим элементам относятся:

  1. инициация инновации;
  2. маркетинг инновации;
  3. выпуск (производство) инновации;
  4. реализация инновации;
  5. продвижение инновации;
  6. оценка экономической эффективности инновации;
  7. диффузия (распространение) инновации.

Рисунок 3 - Схема инновационного процесса

 

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и далее в материализации идеи в новом продукте или технологии.

После обоснования выбора нового продукта (технологии) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт (технологию), определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли, стимулирование спроса и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

С точки зрения распространения инноваций различают три формы инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (натуральный), когда создание и потребление происходит внутри одной и той же организации, нововведение не принимает товарной формы;

- простой межорганизационный (товарный) – нововведение – предмет купли продажи, функция создателя и производителя отделена от функции потребителя;

- расширенный – создание новых производителей нововведения.

Распространение инноваций – информационная фаза, когда распространяется не сама инновация, а информация о ней, это информационный процесс, зависящий от мощности информационной системы и способностей субъектов хозяйствования к восприятию информации об инновациях.

Диффузия (лат. diffusio – распространение, растекание) инноваций - процесс, посредством которого нововведения передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени; это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии

возрастает число как производителей, так и потребителей.

Следует заметить, что выше описана достаточно упрощенная (условно линейная) схема инновационного процесса в виде последовательной цепочки элементов (или стадий). Практика инновационной деятельности показывает, что некоторые стадии продолжаются непрерывно и проникают друг в друга. Так стадия маркетинга или оценки эффективности инноваций осуществляются постоянно (или периодически) с учетом непрерывно изменяющихся внешних и внутренних условий хозяйствования. Стадия инициации является следствием оценки результатов деятельности фирмы по реализации инноваций и т.д.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс.

 

 

    1. Инфраструктура инновационной деятельности

 

В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы.

Рыночная ориентация этой инфраструктуры будет определять ее способность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной рыночной экономики и возможности быстрой адаптации к постоянным динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-технической и инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического потенциала. В соответствии с этим инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности должна представлять собой комплекс следующих взаимосвязанных систем:

  1. информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, дающая возможность доступа к составляющим ее базам и банкам данных на различных условиях (в том числе коммерческих) для всех заинтересованных в этом организаций и ИП независимо от их форм собственности; 
  2. экспертизы (включая государственную) научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений и заявок, обеспечивающая высокопрофессиональное и качественное проведение различных видов их независимой оценки (научная, финансово-экономическая, экологическая и другие виды экспертизы); 
  3. финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, активно использующая различные внебюджетные источники средств (прежде всего ресурсы местных предпринимательских структур, а также инвестиции из других регионов и стран) и одновременно предусматривающая прямую и косвенную государственную поддержку этой деятельности; 
  4. производственно-технологической поддержки создания новой конкурентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий и их практического освоения на ИП, в том числе с использованием лизинга; 
  5. сертификации наукоемкой продукции и предоставления осваивающим и производящим ее ИП услуг в области метрологии, стандартизации и контроля качества; 
  6. продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на региональные, межрегиональные, федеральный и зарубежный рынки, включающая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патенто-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности; 
  7. подготовки и переподготовки кадров для научно-технической и инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение целевых “менеджерских команд” для управления реализацией конкретных предпринимательских проектов; 
  8. координации и регулирования развития научно-технической и инновационной деятельности, позволяющая через экономические методы и информационное воздействие управлять этими видами деятельности для их более эффективного осуществления. 

Каждая из перечисленных систем должна иметь механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные элементы в виде специализированных ИП, учреждений или организаций, для обеспечения функционирования данных механизмов. При этом необходимо иметь в виду, что создаваемая в регионе инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности должна быть общей для всех хозяйствующих в нем субъектов, связанных со сферой науки и техники, будь то крупные и средние научные организации, ИП и вузы или субъекты малого предпринимательства в научно-технической сфере, т. к. функциональное предназначение составляющих ее систем носит единый характер. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы, влияющие на реализацию инновационной деятельности

 

Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности, приведены в следующей таблице 2.

 

Таблица 2 - Факторы, влияющие на реализацию инновационной деятельности

 

Группа факторов

Факторы, препятствующие

инновационной деятельности

Факторы, способствующие

инновационной деятельности

Экономические,

технологические

Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-

технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование

интересов текущего производства

Наличие резерва финансовых и материально-технических

средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической

инфраструктуры.

Политические,

правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного

законодательства

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие

инновационную деятельность,

государственная поддержка

инноваций

Социально-

психологические,

культурные

Сопротивления переменам, которые

могут вызвать такие последствия

как изменение статуса сотрудников,

необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов

деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности,

опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание,

обеспечение возможностей самореализации, освобождение

творческого труда. Нормальный психологический климат

в трудовом коллективе.

Организационно-

управленческие

Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная

замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании,

ориентация на сложившиеся рынки,

ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования

интересов участников инновационных процессов.

Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия,

формирования целевых рабочих групп.

Информация о работе Понятие инновационной деятельности