Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:33, реферат
В последнее десятилетие в мире наблюдается настоящий бум физиотерапии, который обусловлен бурным научно-техническим прогрессом в области электроники, развитием нанотехнологий и созданием принципиально новых источников различных физических полей, которые нашли свое применение и в физиотерапии.
Инновационные технологии в физиотерапии включают в себя высокотехнологичные физиотерапевтические технологии; управляющие (маркетинговые, информационные и обучающие) технологии и физиоэкономику.
БОС, основанная на измерении электрического сопротивления кожи. Реализована в аппаратах динамической элсктронейростимуляции и биоуправляемой низкочастотной магнитотерапии.
В первом из них проводится воздействие на нервные проводники импульсными токами, параметры которых меняются в зависимости от импеданса тканей в зоне воздействия.
Серии импульсов тока различной частоты, которая изменяется в зависимости от величины емкостного сопротивления тканей в зоне воздействия, избирательно воздействуют на чувствительные и двигательные нервные проводники кожи и проходящие в их составе трофические волокна. При воздействии импульсами переменного тока, сопоставимыми по своим параметрам (форме, амплитуде и частоте) с потенциалам действия одиночных нервных волокон определенного типа, происходит их возбуждение, что приводит к локальным изменениям микроциркуляции и трофики кожи как за счет местных (развивающихся по механизму аксон-рефлекса), так и сегментарно-рефлекторных реакций. Следующее за ними нарастание емкостного сопротивления подэлектродных тканей приводит к снижению частоты импульсов переменного тока. Следовательно, динамика параметров биоуправляемого воздействия определяется изменениями электрических свойств тканей больного (ДЭН АС-технология).
Во втором индукторы преобразуют импульсные сигналы в сложномодулированное электромагнитное поле, параметры которого автоматически изменяются блоком биорегуляции, включенным последовательно с датчиком обратной связи. В результате на ткани пациента воздействуют сложномодулированные электромагнитные поля с изменяющимися амплитудно-частотными характеристиками. Датчик обрат ной связи может работать автономно (в режиме биорегуляции), при этом по шкале импеданса тканей оценивать функциональные характеристики тканей, определяемые скоростью микроциркуляции и уровнем метаболизма.
БОС, основанная на измерении мышечного напряжения. Принципиальной особенностью метода ЭМГ-БОС является то, что восстановление функционального состояния мышц, ответственных за двигательный дефект, проводится под контролем специальных аппаратов с биологической обратной связью по электромиограмме. Аппараты воспринимают биопотенциалы контролируемой мышцы и отражают изменения амплитуды огибающей элсктромиограммы при её сокращении и расслаблении соответствующими изменениями сигналов обратной связи (светового, звукового, графики компьютерной игры). Все аппараты имеют градуированный усилитель ЭМГ-сигнала, благодаря которому возможен точный подбор уровня нагрузки в соответствии с сократительной способностью тренируемой мышцы.
Такая связь реализована в аппаратах-комбайнах в качестве фактора, автоматически дозирующего параметры процедур по тремору и фибрилляциям стимулируемых мышечных волокон.
БОС, основанная на измерении качества биоэлектрической волновой активности мозга. Основана на изменении параметров центральной импульсной электротерапии в зависимости от спектральных характеристик волновой активности головного мозга. Такие воздействия позволяют достичь у пациентов быстрой и глубокой релаксации, улучшения качества ночного сна.
Под действием периодической синхронизированной компрессии нижних конечностей от периферии к центру в раннюю диастолу происходит увеличение скорости кровотока в венозном русле. В результате усиливается ретроградный артериальный кровоток и увеличивается диастолическое давление в аорте, а в раннюю систолу при быстром спуске воздуха из манжет увеличивается венозный возврат к правым отделам сердца, снижается сосудистое сопротивление и уменьшается нагрузка на сердце. Периодические растяжение кардиомиоцитов приводит к повышению перфузионного давления в коронарных артериях усилению их сократительной способности (закон Франка-Старлинга) и активации ангионеогенеза коронарных артерий с формированием новых коллатералей, улучшения эндотелиальной функции и увеличения коронарной перфузии ишемизированной участка миокарда.
При локальном увеличении атмосферного давления (барокомпрессия) снижается градиент гидростатического давления и происходит уменьшение фильтрации жидкости и транспорта газов через стенку эндотелия. За счет увеличения локального кровотока и лимфотока происходит дренирование межклеточных пространств и уменьшение отека тканей. Сочетание периодов локального повышения атмосферного давления способствует улучшению тонуса сосудов мышечного типа и селективной проницаемости капилляров. Это приводит к увеличению скорости транскапиллярного обмена веществ и конвекционного потока жидкости между кровью и интерстицием и улучшению кровоснабжения скелетных мышц и эндотелия артерий эластического типа и вен.
По окончании курса процедур значимо снижается потребность в медикаментах, уменьшается функциональный класс стенокардии напряжения, улучшается качество жизни пациентов кардиологического профиля.
БОС, основанная на измерении температуры кожи. Температура кожи является интегральным показателем уровня метаболизма и кровотока в кожных покровах. Метод реализуется при использовании высокоинтенсивной электромагнитотерапии и „ азеротерапии.
Робототизированная физиотерапия. Включает использование для выполнения процедур роботов.
Сегодня в физиотерапии имеются успешные попытки применения основные компоненты интеллектуальных роботов — от сенсорных систем до систем приводов.
Тенденциями развития интеллектуальной робототехники в физиотерапии являются миниатюризация, бионическая робототехника, групповое управление.
Среди успешно апробированных направлений следует отметить роботы-массажеры, роботы тренажеры и многофункциональные мехнокинетические системы.
УПРАВЛЯЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Физиотерапевтический маркетинг. Слово «маркетинг» происходит от английского слова market - рынок (сбыт) и определяет систему мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров. Принципы и алгоритм действий по выбору оптимального физиотерапевтического аппарата (устройства) составляют основу маркетинга аппаратов в физиотерапии.
Физиотерапевтический маркетинг — анализ взаимосвязанного процесса разработки, производства, ценообразования, распределения и продвижения физиотерапевтических аппаратов и услуг с целью их оптимальной реализации.
Предметом физиотерапевтического маркетинга являются аппараты и опосредованно реализуемые с их помощью услуги.
Специфика производства физиотерапевтической аппаратуры состоит в выделении двух групп аппаратов - для профессионального и бытового (домашнего) использования. Их кардинальное отличие состоит в том, что аппараты первой группы формируют лечебные физические факторы, которые пациентам назначает врач- физиотерапевт. Именно он определяет необходимость и эффективность применения тех или иных методов у пациентов с определенными заболеваниями.
Напротив, аппараты второй группы используются пациентами самостоятельно. И хотя в инструкциях к этим аппаратам содержится призыв к их применению после консультации со специалистами, он остается, во-многом, декларативным. Его еще в большей степени дискредитируют рекламные «агитки» и статьи в периодической печати, а также некоторые популярные издания по домашней физиотерапии.
Объектом маркетинга профессиональной физиотерапевтической аппаратуры является врач-физиотерапевт, а бытовой - пациент (рис.). Такое положение определяет наличие двух различных рынков - профессиональных и бытовых аппаратов. В этих условиях производители профессиональных аппаратов должны проводить продуманную и хорошо скоординированную политику завоевания рынка, а компании, занятые производством бытовых аппаратов, свои основные усилия тратят на завоевание новых потребителей. В условиях нестабильности развития рынка, некоторые отечественные и зарубежные компании реализуют концепции маркетинга как профессиональных, так и бытовых физиотерапевтических аппаратов.
Диалектика взаимоотношений рынков профессиональной и домашней бытовой аппаратуры состоит в четком позиционировании потенциальных потребителей. История развития мирового приборостроения свидетельствует о том, что идеи и прототипы многих аппаратов не получили своего развития не только из-за малой надежности и сложности в эксплуатации, но и из-за 1рубых ошибок в анализе рынка и маркетинга. Они были связаны с отсутствием обучения потенциальных покупателей, слабым сервисом и пр. В физиотерапии даже явно полезный профессиональный аппарат может существенно не увеличить эффективность лечения, если анализ его возможностей не вызовет изменений в мышлении врачей и стратегии лечения пациентов.
Помимо рынка аппаратов, маркетинг в физиотерапии охватывает и обширнейший рынок услуг, динамичный рост которых является одной из глобальных тенденций современной медицины. Несмотря на быстрое развитие сферы услуг в медицине, до сих пор не выработано общепринятого определения понятия «услуга». Поэтому большинство медиков сегодня под услугой понимают «объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений».
Некоторые исследователи не рассматривают услугу как понятие, эквивалентное товару. Однако К. Маркс определял услугу как “особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги», потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...». При неосязаемости медицинских услуг они оставляют после их окончания осязательный результат восстановленных функций различных органов и тканей. Сегодня ряд исследователей справедливо рассматривают медицинскую услугу как товар.
Отдельную отрасль услуг, осуществляемых с использованием преимущественно природных лечебных физических факторов, составляют санаторно-курортные и оздоровительные услуги.
Рынок услуг имеет ряд принципиальных отличий от рынка аппаратов. Во-первых, услуга создается в процессе ее предоставления, и, следовательно, услуги, предоставляемые разными производителями (учреждениями и врачами), невозможно сравнить до их покупки и потребления. Во-вторых, оказание большинства физиотерапевтических услуг требует высокоспециализированных и профессиональных знаний врачей-физиотерапевтов и медицинских сестер, не поддающихся оценке и пониманию пациента. Исходя из этого для медицинского учреждения (производителя услуг) очень важны психологические аспекты продаж, формирование благоприятного имиджа и другие материальные приемы.
Для уменьшения диапазона вариабельности услуг в мировом медицинском сообществе используются стандарты (консенсусы, протоколы) оказания медицинской (в том числе и физиотерапевтической) помощи, под которыми понимают комплекс обязательных для исполнения процедур, призванный гарантировать установленный методами доказательной физиотерапии уровень эффективности лечения пациентов.
Таким образом, анализ рынка физиотерапевтических аппаратов и услуг свидетельствует о том, что его аппаратная часть ориентирована на вкусы и желания пациентов (потребителей) в полной мере лишь в сегменте домашних (бытовых) физиотерапевтических аппаратов. Вместе с тем и сегмент профессиональных аппаратов также определяется вкусами пациента, но не прямо, а косвенно — через сферу физиотерапевтических, косметических, оздоровительных и прочих услуг'. Поэтому физиотерапевтический маркетинг как рыночно ориентированная па вкусы пациента концепция определяет процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление и удовлетворение потребностей пациентов в определенном уровне качества жизни.
Различия по форме, характеристикам, областям применения и цене физиотерапевтической аппаратуры и услуг привели к формированию разноуровневого потребительского и гетерогенного производственного секторов. Взаимоотношения между ними и регулирует физиотерапевтический маркетинг со своими универсальными функциями: покупка, продажа, логистика, стандартизация, финансирование и другие.
Сегодня все ведущие компании по производству физиотерапевтической аппаратуры направили свои маркетинговые усилия на нужды потребителей. В условиях глобализации рынков производства и сбыта ведущие компании сосредотачивают усилия на маркетинговой деятельности и стремятся к тому, чтобы производимые ими аппараты и реализуемые с их помощью услуги продавались в максимальном количестве регионов по конкурентной цене и в надлежащем функциональном ассортименте.
Физические методы лечения играют все более возрастающую роль в медицине, поэтому компании стремятся к изобретению, разработке, производству и распространению новых физиотерапевтических аппаратов и устройств. В этом контексте маркетинг можно рассматривать как одну из специфических форм управления компанией в условиях рынка.
Физиотерапевтический маркетинг играет ведущую роль в современной системе аппаратного оснащения физиотерапевтических подразделений различной ведомственной принадлежности и клинического профиля. Он необходим для правильной организации работы руководителей лечебно-профилактических учреждений.
Маркетинг профессиональной физиотерапевтической аппаратуры включает в себя несколько этапов.
Первый этап - определение типа комплектуемого кабинета (отделения) физиотерапии. С учётом финансовых возможностей покупателя, предполагаемой специализации кабинета (отделения) и его пропускной способности, а также особенностей регионального рынка физиотерапевтических услуг выделяют три линии целевых кабинетов:
Информация о работе Применение инновационных технологий в современной физиотерапии