Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:32, реферат
Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры России и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.
2. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................................................................................................................4
1.1 ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА..............................................4
1.2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ..................................................................................................4
1.3 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................8
1.4 СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ..............................................16
1.5 ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РФ..............................................................................18
Выводы...................................................................................................................19
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ.................................................19
2.1. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО»................................................................19
2.2. ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ МГУ им. М. В. Ломоносова...........................27
Выводы...................................................................................................................31
Заключение............................................................................................................33
Список использованной литературы...................................................................34
План:
Введение......................
Глава 1. Инновационная
инфраструктура РОссийской федерации.....................
1.1 ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИОННАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА................
1.2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В
РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ: КОМПАРАТИВНЫЙ
АНАЛИЗ........................
1.3 ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................8
1.4 СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РФ............................
1.5 ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
РФ............................
Выводы........................
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ........................
2.1. ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО»....................
2.2. ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
МГУ им. М. В. Ломоносова....................
Выводы........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Формирование национальных инновационных систем (далее – НИС) в практике мирового развития стало свидетельством перехода от исчерпавшей себя индустриальной модели экономики к постиндустриальной. Наука и образование, сфера разума превращаются в определяющие факторы экономического роста. При оценке конкурентоспособности продукции на первое место перемещаются её межстрановые технологические преимущества.
Актуальность выбранной
темы очевидна. Российская федерация
издавна располагает
В отличие от стран-мировых
лидеров инновационная сфера
нашей страны отличается повышенной
заинтересованностью в развитии
НИС. Необходимым условием реализации
перехода страны на инновационный путь
социально-экономического развития является
развитие инновационной системы (НИС),
предполагающей формирование эффективно
действующего механизма генерации,
распространения и
Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры России и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия
инноваций, инновационной
2. Подробно рассмотреть
организации, занимающиеся
ГЛАВА 1. Инновационная инфраструктура РОссийской федерации
Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально- техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.
Задачи инновационной инфраструктуры:
1. отбор проектов на
основе системы объективной
2. поддержка механизмов
взаимодействия с крупными
3. формирование материально-
4. создание информационных сетей обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;
5. обучение предпринимательству в научно-технической сфере и т. д.
1.2 ИННОВАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА В РАЗВИТЫХ И
По выводам экспертов
ЮНКТАД «процессы технологических
изменений в развитых странах, в
которых транснациональные
В контексте технологического
навёрстывания процесс
Нынешней научной
политике России не удалось не только
сохранить положительные
Частный сектор также неохотно инвестирует
в высокорисковые активы и проекты на
территории Российской Федерации. По данным
Росстата, компании финансировали 18,7%
внутренних затрат на исследования и разработки
в 2000 г. и 19,5% в 2009 г. В то же время в развитых
странах этот показатель достигает 50-80%
от затрат на ИиР. При этом большая часть
потерь персонала, задействованного в
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работах (НИОКР), была также зафиксирована
в частном секторе. В то время как компании
сократили количество соответствующих
рабочих мест на 26,8% (с 590646 занятых в 2000
г. до 432415 занятых в 2009 г.), число занятых
в ИиР в госсекторе увеличилось на 1,8% и
в некоммерческом секторе на 260% (Скачок
числа занятых в ИиР в некоммерческом
секторе произошел после 2006 года, что скорее
всего связано с ужесточением российского
законодательства для иностранных некоммерческих
организаций (НКО) – Федеральный закон
от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ – которое, однако,
привело к росту числа НКО отечественного
происхождения, возможно, связанных с
или учрежденных государством).
Судя по всему, эти процессы необратимо
ведут к потере Россией своего инновационного
потенциала, как унаследованного от Советского
Союза, так и сформировавшегося в последние
два десятилетия вопреки печальному состоянию
отечественной науки и катастрофическому
недостатку внимания к ней со стороны
государства. Уровень экспорта высокотехнологичной
продукции остается весьма низким: 4,6 млрд
долл. США в России против 8,3 млрд в Бразилии,
10,1 млрд в Индии и 348,3 млрд в Китае в 2009
году. Российский экспорт продолжает быть
большей частью сырьевым. По данным Федеральной
таможенной службы РФ, в 2009 году 66,65% экспорта
составили энергетические ресурсы и только
5,83% были обеспечены за счет продукции
машиностроения.
Учитывая эти недостатки современной
инновационной системы Российской Федерации,
органы госудаственной власти ведут усиленную
работу по разработке политических решений,
способных в корне изменить сложившуюся
ситуацию, диверсифицировать экономику
страны и перевести ее на «инновационные
рельсы». При этом они часто прибегают
к советам западных экспертов и организаций.
Так, в июне 2011 года Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно
с Министерством образования и науки России
подготовила Обзор инновационной политики
Российской Федерации. Всемирный экономический
форум также постоянно проводит оценку
научно-технического потенциала нашей
страны в ежегодных отчетах о конкурентоспобности
стран мира (Global Competitiveness Report).
Следуя рекомендациям
западных специалистов, в последнее
время Российская Федерация реализовала
несколько инициатив, направленных
на поддержку инновационной
услуг. »1
На сегодняшний день основное препятствие на пути эффективного инновационного развития Российской Федерации видится не в недостатке финансирования академического сектора, а в не отвечающих требованиям времени институциональных и культурных условий научной деятельности.
1.3 ИННОВАЦИОННАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ
Инфраструктура
инновационной системы - совокупность субъектов инновационной
деятельности, способствующих осуществлению
инновационной деятельности, включая
предоставление услуг по созданию и реализации
инновационной продукции.
В настоящее время в России зарегистрировано
более 80 технопарков, еще больше - инновационно-технологических
центров, более 100 центров трансфера технологий,
10 национальных инновационно-аналитических
центров, 86 центров научно-технической
информации, свыше 120 бизнес-инкубаторов,
15 центров инновационного консалтинга
и другие организации инновационной инфраструктуры.
Национальный информационно-аналитический
центр по мониторингу инновационной инфраструктуры
научно-технической деятельности и региональных
инновационных систем (НИАЦ МИИРИС http://www.miiris.ru/)
в настоящее время поддерживает информацию
о 688 организациях инновационной инфраструктуры.
К интернет-ресурсам, предоставля
Федеральный
портал по научной и инновационной деятельности (www.sci-innov.ru
Портал
информационной поддержки инноваций и
бизнеса «Инновации и предпринимательство» (www.
Центры трансфера
технологий (ЦТТ). В 2003 году в шести федеральных
округах были созданы первые центры трансфера
технологий (ЦТТ) на базе институтов РАН,
университетов и государственных научных
центров Российской Федерации. ЦТТ были
призваны стать тем недостающим звеном
инфраструктуры, которое квалифицированно,
на правовой основе обеспечит коммерциализацию
результатов научно-технической деятельности,
получаемых при использовании бюджетных
средств. В первую очередь – через создание
малых высокотехнологичных предприятий
и заключение лицензионных соглашений.
В настоящее время, по сведениям Национального
центра по мониторингу инновационной
инфраструктуры научно-технической деятельности
и региональных инновационных систем,
в стране насчитывается более 100 ЦТТ, большая
часть которых создана Минобрнауки России.
Более 60% центров приходится на Центральный,
Приволжский и Северо-Западный федеральные
округа.
Особые экономические
зоны (ОЭЗ) являются перспективным механизмом
государственно-частного партнерства
и стимулирования инвестиций. Федеральным
законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации»
предусмотрено предоставление резидентам
ОЭЗ таможенных льгот, освобождение от
уплаты налога на имущество организаций
и земельного налога в течение 5 лет с момента
регистрации в качестве резидентов ОЭЗ,
значительное снижение ставки единого
социального налога. В соответствии с
законом на территории России могут создаваться
ОЭЗ трех типов – промышленно-производственные,
туристско-рекреационные и технико-внедренческие.
Именно технико-внедренческие ОЭЗ должны
стать одним из важных инструментов инновационного
развития , предусматривающего ГЧП в инновационной
сфере. В 2005 году победителями конкурса
по выбору технико-внедренческих ОЭЗ стали
4 региона России: Москва (Зеленоград),
Санкт-Петербург, Московская область (Дубна)
и Томск. В 2007 году завершены основные
работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ
– инженерных сетей, включая информационно-коммуникационные
сети, и транспортных коммуникаций. Получение
статуса резидента ОЭЗ осуществляется
на конкурсной основе.
Консалтинговая инфраструктура
Следующий блок инфраструктурных
предприятий включает консалтинговые
организации. Важность этих структур для
обеспечения инновационной
Информация о работе Развитие инновационных технологических центров в России