Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования
«Казанский Национальный Исследовательский
Технологический Университет»
Реферат
По дисциплине Теоритическая
Инноватика
на тему: Развитие технопарковых
структур в Российской Федерации
Выполнил: студент Гилязов Д.А.
Гр. 5121-3
Проверил: ассистент - Кафедры
инноватики
в химической технологии , Дубовик
И.В.
Казань , 2014
Введение
Мировой опыт становления
технологического рынка в США, Японии,
Швеции, Тайване и др. показывает, что основным
элементом государственной политики в
развитых странах являются программы
устойчивого развития и создания техноэкополисов
и технопарковых структур как инновационных
центров.
Экономическое развитие по
типу техноэкополисов и технопарков превращает
отдаленные области с относительно отсталой
экономикой в высокоразвитые регионы,
обеспеченные высокими технологиями в
разных сферах промышленного и сельскохозяйственного
производства, транспорта, связи. При этом
решаются региональные задачи социального
развития, в т.ч. создание дополнительных
рабочих мест, подготовка собственных
специалистов, создание инфраструктуры
и др.
Технопарковые структуры
В настоящее время в мире существует
большое множество разнообразных форм
технопарковых структур: научные парки,
технологические и исследовательские
парки, инновационные, инновационно-технологические
и бизнес-инновационные центры, центры
трансферта технологий, инкубаторы бизнеса
и инкубаторы технологий, виртуальные
инкубаторы, технополисы и другие. Можно
выделить основные три группы технопарковых
структур: инкубаторы, технопарки, технополисы.
Технологический парк — это
научно-производственный территориальный
комплекс с достаточно сложной функциональной
структурой, главная задача которого состоит
в формировании максимально благоприятной
среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов.
Структурной единицей технопарка является
центр, а к числу наиболее важных центров
относятся: исследовательский центр, инкубатор,
научно-технологический комплекс (инновационный
центр), промышленная зона, маркетинговый
центр, центр обучения и др. Каждый из центров
технопарка предоставляет специализированный
набор услуг, например, услуги по переподготовке
специалистов, поиску и предоставлению
информации по определенной технологии,
юридические консультации и т.п. В состав
технопарка в качестве его отдельного
структурного элемента может входить
инкубатор.
Научно-технопарковые структуры
(НТС) рассматриваются в реферате как эффективный
инструмент ускорения развития и реализации
имеющегося научно-технического потенциала.
Поэтому эффективное управление развитием
НТС актуально и имеет важность для активизации
инновационной деятельности и преодоления
отставания научно-технического и производственного
потенциалов России от потенциалов промышленно
развитых стран.
Научно-технический прогресс
в последние десятилетия приобретает
ряд новых черт. Изменяется взаимодействие
науки с производством: раньше техника
и производство развивались в основном
путем накопления эмпирического опыта,
теперь они стали развиваться на основе
науки - в виде наукоемких технологий.
В наукоемких технологиях способ производства
конечного продукта включает в себя многочисленные
вспомогательные производства, использующие
новейшие технологии и достижения фундаментальных
и прикладных наук.
Выход России из системного
кризиса и интеграция экономики в мировое
хозяйство требуют глубоких социально-экономических
преобразований на основе нового типа
воспроизводства, базирующегося на применении
эффективных технологий, на использовании
инновационных механизмов.
Одной из важнейших функционально-организационных
структур, определяющей активное вовлечение
национальных экономик в мировое хозяйство,
в том числе в общемировые научно-технические
связи, в конце XX века становится такая
специфическая форма интеграции науки,
промышленности и капитала, как технопарки.
Эти структуры являются основой инновационного
механизма, соединяющего в единый поток
генерирование научных идей, прикладные
разработки и реализацию научных результатов
в производство.
Технопарки, содействуя образованию
наукоемкого сектора в сфере высокотехнологичной
промышленности, и, являясь его своеобразным
катализатором, формируют научно-техническое
ядро мирового хозяйства. Именно технопарки
должны стать механизмом, превращающим
разработки в коммерческие продукты за
счет соединения в одной точке достижений
науки, образования и бизнеса.
На сегодняшний день технопарки
являются одним из важнейших элементов
современной экономики:
а) технопарк - определённый
вид свободной экономической зоны, внутри
которой усиленно разрабатывается наукоемкая
продукция и формируются новые кадры;
б) технопарк - форма поддержки
малого предпринимательства, развитие
которого позволяет выйти на качественно
новую ступень общественного воспроизводства;
в) именно в технопарках науке
предоставлены финансовые и прочие дополнительные
возможности для проведения исследований.
В связи с этим технопарки являются привлекательной
формой поддержки отечественной науки.
Деятельность технопарка представляет
собой процесс, определяющий последовательность
разработки и реализации стратегии. Он
включает постановку целей, разработку
стратегии, определение необходимых ресурсов
и поддержание взаимоотношений с внешней
средой, которые позволяют технопарку
добиваться поставленных задач.
Представители социальных слоёв
направляют свои накопленные людские,
финансовые, природные, образовательные
и другие ресурсы в структуру технопарка
с целью их преобразования в готовые продукты
или услуги счёт различных инструментов,
таких как опытный персонал, различные
производственные мощности и основные
средства и последующий их вывод на соответствующий
рынок.
Вообще, определение приоритетных
направлений деятельности технопарков,
а также формирование оптимальной организационно-функциональной
инфраструктуры (в частности, отбор наукоемких
фирм) требует особой тщательности и
высокого профессионализма в
принятии решений. В случае
успеха деятельность технопарка
может принести ощутимый
социально-экономический эффект. Этот
эффект проявляется в следующем:
• развитие наукоемкого производства
и распространение новых технологий;
• освоение и широкое внедрение
новейших технологий;
• стимулирование экономически
неразвитых районов;
• появление новых рабочих мест;
• увеличение прослойки высококвалифицированных
специалистов;
• подъем экономически отсталых
отраслей;
• интернационализация экономики;
• формирование социальной
инфраструктуры повышения качества жизни;
Государственное регулирование
инновационной деятельности
Конкурентоспособность
России на мировых рынках определяется
темпами внедрения новейших научно-технических
решений и развития наукоемких производств,
эффективностью инновационных процессов.
В современном мире широкое использование
инноваций в хозяйственной деятельности
становится одним из основных источников
повышения конкурентоспособности и устойчивого
экономического роста.
В Основах политики Российской
Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2015 года и дальнейшую
перспективу, утвержденных Президентом
Российской Федерации 30 марта 2002 г., переход
к инновационному развитию страны определен
как основная цель государственной политики
в области развития науки и технологий,
достижение которой является необходимой
предпосылкой модернизации экономики
и, в конечном счете, обеспечения конкурентоспособности
отечественного производства. В соответствии
с Основными направлениями политики Российской
Федерации в области развития инновационной
системы на период до 2010 года целью государственной
политики в области развития инновационной
системы является формирование экономических
условий для вывода на рынок конкурентоспособной
инновационной продукции в интересах
реализации стратегических национальных
приоритетов Российской Федерации.
Стратегией развития науки
и инноваций в Российской Федерации на
период до 2015 года определены следующие
основные задачи государственной научно-технической
и инновационной политики:
• создание конкурентоспособного
сектора исследований и разработок и условий
для его расширенного воспроизводства;
• создание эффективной инновационной
системы;
• развитие институтов использования
и правовой охраны результатов исследований
и разработок;
• модернизация экономики на
основе технологических инноваций.
Среди проблем, требующих программного
решения на федеральном уровне, целесообразно
выделить следующие:
• Россия обладает одним из
лучших в мире интеллектуальным кадровым
потенциалом в ряде областей фундаментальной
науки, однако отсутствуют условия для
его воспроизводства и развития, что обуславливает
высокий риск деградации отечественной
фундаментальной науки и утраты престижа
России как научной державы;
• существуют разрывы в инновационном
цикле и в переходе от фундаментальных
исследований через научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы к коммерческим
технологиям. Низкий уровень развития
сектора прикладных разработок и неразвитость
инновационной инфраструктуры в части
коммерциализации передовых технологий
приводят к тому, что за рубеж поставляются
знания при крайне недостаточном уровне
экспорта технологий;
• ресурсы предпринимательского
сектора ориентированы в основном на закупку
импортного оборудования, при этом предлагаемые
сектором исследований и разработок знания
в большей степени востребованы за рубежом.
Таким образом, капитализация высокого
интеллектуального ресурса происходит
преимущественно за пределами России,
а значительные средства предпринимательского
сектора исключены из процессов воспроизводства
отечественного сектора исследований
и разработок.
Отбор этих проблем для программной
разработки и их решения на федеральном
уровне определяется необходимостью обеспечения
инновационного развития российской экономики,
наличием достаточно эффективных механизмов
для решения этих проблем в рамках федеральных
целевых программ.
Достигнутая в настоящее время
макроэкономическая стабилизация и повышение
действенности системы государственного
регулирования позволяют сосредоточить
внимание органов государственного управления
на проблемах улучшения структуры экономики,
вывода ее на высокие темпы роста. За последние
годы стало очевидно, что улучшения предпринимательского
и инвестиционного климата недостаточно
для обеспечения желаемых темпов и направлений
роста российской экономики - необходима
концентрация ресурсов на направлениях,
реализующих конкурентные преимущества
Российской Федерации в научной и инновационной
сферах. Следовательно, при отсутствии
программной государственной поддержки
в сфере развития науки и инноваций, вероятный
сценарий развития событий будет состоять
не в развитии имеющегося государственного
инновационного сектора, а лишь в его сохранении
.
Формирование технопарков в
Северо-Западном федеральном округе:
• Уникальное геополитическое
положение региона;
• Мощный инновационно-промышленный
и кадровый потенциал;
• Сложившаяся система законодательного
обеспечения для стимулирования инвестиционной
деятельности;
• Информационная прозрачность
и открытость;
• Высокий уровень политической,
социальной и экономической стабильности;
• "Российские ворота в Европу"
и "Европейские ворота в Азию";
• Наличие первого и единственного
в России специализированного пассажирского
порта;
• Мощный транспортный узел;
• Пересечение морских, речных,
железнодорожных, автомобильных, воздушных,
трубопроводных и телекоммуникационных
трасс;
• Приграничное положение (граница
с Евросоюзом). Активная инвестиционная
политика, проводимая Правительством
Ленинградской области и направленная
на эффективное использование имеющегося
потенциала.
Поскольку «нанотехнологичность»
объявлена государственным приоритетом,
власти хотят гордиться инновационной
сферой. Однако темпы реализации проектов
технопарковых структур на сегодняшний
день оставляют желать лучшего.
Государственная программа
«Создание в Российской Федерации технопарков
в сфере высоких технологий» рассчитана
на поддержку инновационных предприятий,
работающих в сфере био-, нано-, ядерных
технологий, космоса, авиации, машиностроения
и нефтехимии. Подготовка к строительству
технопарков ведется в Санкт-Петербурге,
Московской, Новосибирской, Нижегородской,
Калужской, Тюменской областях и Республике
Татарстан.
В Северной столице с начала
2000-х гг. реализуются нескольких таких
проектов. В рамках госпрограммы развития
инновационной экономики город совместно
с инвесторами создает технологический
парк на базе Санкт-Петербургского государственного
университета телекоммуникаций им. проф.
М. А. Бонч-Бруевича. Технико-внедренческим
звеном формирующегося ИТ-кластера города
являются особые экономические зоны .
Соглашение между Правительством
РФ и правительством Санкт-Петербурга
от 18 января 2006 г. предусматривало создание
ОЭЗ (Особой Экономической зоны) на двух
участках территории общей площадью 129,4
га: участок № 1 - «Нойдорф», площадь 18,99
га (пос. Стрельна, Петродворцовый район);
участок № 2 - «Новоорловская», площадь
110,41 га (Приморский район). Пригород Петербурга
- Петергоф, известный всему миру по знаменитым
фонтанам, получил статус наукограда.
В Северо-Западном Федеральном
Округе до сих пор нет ни одного технопарка
в классическом понимании этого слова
- специально созданной территории, на
которой расположены инновационные предприятия,
учебные и научные учреждения, сопутствующая
инфраструктура (офисные здания, производственные
помещения, объекты инженерного, транспортного,
жилого и социального назначения). А проекты,
реализуемые частными инвесторами, или
потерпели неудачу, или далеко ушли от
классической модели.