Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:54, реферат
Согласно мнению британского эксперта по российской экономике, в России действует «грабительское законодательство о банкротстве предприятий». Так называемый «банкротный» бизнес, когда происходит искусственное банкротство жизнеспособных предприятий и их последующая скупка по бросовым ценам путем проведения конкурсов или дополнительной эмиссии акций, стал в конце 90-х годов в России чуть ли не более выгодным, чем добыча нефти и газа или производство цветных металлов. Однако, слияния весьма рискованный, особый инвестиционный проект, требующий больших капитальных затрат. В мировой практике 55% слияний распадаются в течение 3-х лет. По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% слияний не окупает вложенных в них средств.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятия и классификация основных типов слияния компаний.....................4
2. Основные мотивы слияния компаний...............................................................7
3. Последствия слияния компаний.......................................................................10
4. Особенности слияния компаний в России......................................................12
5. Эволюция логотипов компаний после слияния..............................................15
Заключение.............................................................................................................21
Список используемой литературы
По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% всех слияний компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.
10 крупнейших сделок слияний в мире за 2009 год
(суммы в млрд.долл.сша)
1. Pfizer приобрел Wyeth за $64.5
2. Merck приобрел Schering-Plough за $46
3. MTN приобрел Bharti за $23
4. Lloyd's Banking Group приобрел HM Treasury за $22.3
5. Royal Bank of Scotland HM Treasury за $18.6
6. Petro-Canada приобрел Suncor Energy за $18.2
7. Liberty Entertainment приобрел DirecTV за $14.5
8. Endesa приобрел Enel за $14.2
9. Essent приобрел RWE AG за $12.4
10. Nuon приобрел Vattenfall за $10.9
Как видно из данных таблицы ни одна российская компания и сделка с ее участием, не вошла в топ лист крупнейших сделок в мире. В первом полугодии 2007 года по данным Dealogic Россия названа самой крупной по объему слияний. Этот рынок оценивается в $58,8 миллиарда. При этом в рейтинг не вошла ни одна российская компания.
Отдельно стоит отметить, что 2 высшие строчки рейтинга заняли фармацевтические компании, перевалив в общей сумме за 100 млрд. долларов. Это объясняется прежде всего тем, что рынок лекарств наименее пострадал из-за финансового кризиса и сумел сохранить стабильные денежные потоки необходимые для наступления на фронте M&A.
Второе место заняли представители
топливно-энергетического
В настоящее время сделки слияний играют важную роль в российской экономике. По данным ИКГ «КонсалтПром» (2005 г.), объем сделок M&A составил порядка 32,9 млрд. долларов. Конечно, значительную часть в этом объеме занимает сделка по приобретению «Газпромом» ОАО «Сибнефть» за 13,09 млрд. долларов. В то же время, в России нет ни одной отрасли, в которой не протекали бы процессы M&A, и нет практически ни одного предприятия, которому не поступало бы предложение о покупке либо которое не было бы подвергнуто атаке рейдеров.
В ведущих российских корпорациях
осуществление сделок M&A даже превратилось
в самостоятельное
Интенсивное развитие рынка слияний способствует развитию предприятий малого и среднего бизнеса с предоставлением им возможности для дальнейшего роста.
Инвесторы рассматривают их как выход на новые рынки, создание предпосылок для диверсификации существующего портфеля продукции и услуг и достижение компанией качественно нового уровня. Интенсивная конкуренция между основными игроками (например, в потребительском секторе и розничной торговле), ограниченные возможности дальнейшего роста в центральных регионах (сектор телекоммуникаций), необходимость развития филиальной сети (сектор финансовых услуг) и значительный потенциал региональных рынков будут способствовать активизации сделок по слиянию и поглощению в регионах. Можно ожидать, что вскоре и в нашем регионе во многих привлекательных секторах пройдет волна покупок средних игроков.
Очевидно, что высокая степень неопределенности результатов реструктуризации бизнеса в форме M&A требует наличия всеобъемлющего критерия оценки эффективности этого процесса. В качестве такого критерия как раз и выступает эффект синергизма.
В настоящее время одними из наиболее
часто указываемых экспертами причин
неудачных слияний являются неверная
оценка поглощающей компанией
Кроме того, нередко покупатели не учитывают снижение доходов в результате объединения компаний, связанных со сбоями в управлении компанией, иначе говоря, «диссинергию» доходов. В результате многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе оценки эффективности осуществляемой сделки.
Эволюция любой отрасли, по мнению экспертов "A.T. Kearney", подобна игре в шахматы: из всех фигур, участвующих в игре, до стадии эндшпиля доживают лишь несколько, остальных "съедают". Вывод: либо компания купит конкурента, либо будет куплена сама, либо разорится.
4. Особенности слияния компаний в России.
Проводимые в России в последнее время слияния обладают рядом существенных отличий от того, что мы рассмотрели выше, то есть нормальной практики проведения слияний в развитой рыночной экономике.
В последние годы в России наблюдался резкий скачок активности проведения сделок по слияниям. Комичность и абсурдность российской действительности заключается в том, что до этого, в начале девяностых, этой волне слияний предшествовала приватизация, сопровождающаяся стихийным процессом по разукрупнению собственности. В то время, не ради, а вопреки здравому смыслу, крупные предприятия со сложившейся инфраструктурой дробились на мелкие с целью удовлетворения сугубо субъективных интересов, а отнюдь не во имя повышения эффективности ведения бизнеса.
Можно с достаточной долей
Первыми в волне слияний оказались
компании нефтяной и нефтеперерабатывающей
промышленности. Создаваемые в то
время вертикально
В принципе нефтяная промышленность стала поистине одной из самых "популярных" отраслей по количеству проводимых слияний и поглощений. Это легко объяснимо в условиях того, что эта отрасль, как и другие экспортоориентированные добывающие отрасли российской промышленности, одна из немногих, которая выпускает конкурентоспособную продукцию на мировом рынке.
При этом существует еще одна деталь: практически у всех нефтяных компаний отсутствует баланс добытой и переработанной и реализованной нефти. У одних он отрицательный, у других - положительный. Объединяясь, нефтяные компании дают возможность друг другу избежать значительных потерь.
Говоря об интегральных слияниях,
можно сказать, что они, пожалуй,
более всех других типов слияний
распространены в России. Вертикально
интегрированная схема
Еще одной отличительной чертой российских слияний является их чрезмерная политизированность.
Большинство из них выражают политические интересы либо местных администраций, либо других уровней власти, то есть о стремлении к достижению приоритетной цели в рыночной экономике - увеличению благосостояния акционеров - не может быть и речи. Как правило, подобные сделки идут вообще вразрез с интересами акционеров.
5. Эволюция логотипов компаний после слияния
Слияние - это объединение двух компаний в одну, и оно может создать проблему для обоих участников слияния: «Чьё имя и логотип использовать?». Некоторые создают совершенно новый бренд, с новым логотипом, когда другие берут по немного у обоих брендов.
Citi
Citigroup Inc. - главная корпорация в сфере финансового обслуживания в США, базирующаяся в Нью-Йорке. Citigroup была создана после одного из самых крупнейших слияний в истории: банковского гиганта Citicorp и финансового конгломерата Travelers Group седьмого апреля 1998 года. Сейчас у Citigroup самая большая в мире сеть финансового обслуживания с охватом в 140 стран и с почти 16 000 офисами по всему миру.
Wachovia
Wachovia предоставляет широкий спектр банковских услуг, услуг управления активами и капиталом, а также корпоративные и инвестиционные услуги. Это один их крупнейших поставщиков финансовых услуг в Соединённых Штатах.
JPMorganChase
JPMorgan Chase - одна из самых старых фирм оказывающих финансовые услуги, с представительствами в 60 странах. Эта компания является частью Большой Четвёрки банков Соединённых Штатов и её нынешняя структура - результат слияния нескольких крупных банков в течение последнего десятилетия, включая Chase Manhattan Bank, J.P. Morgan & Co., Bank One, Bear Stearns и Washington Mutual.
ABInbev
Anheuser-Busch Inbev - самая крупная в мире пивоваренная компания с почти 25% мирового рынка, к тому же это одна из пяти крупнейших компаний по производству потребительских товаров. 18 Ноября 2008 года, слияние Anheuser-Busch и InBev закончилось, создав Anheuser-Busch InBev. Эта компания, это те самые люди, которые производят такое пиво как Stella Artois, Beck’s и Budweiser.
Sprint
Sprint Nextel Corporations - телекоммуникационная компания, базирующаяся в Оверленд Парк, штат Канзас. Эта компания была образована в 2005 году путём покупки Nextel Communications корпорацией Sprint. Сейчас у Sprint 48 миллионов клиентов и это делает её третей по величине беспроводной телекоммуникационной сетью в США после AT&T Mobility и Verizon Wireless.
GDFSuez
GDFSuez - французская энергетическая компания, работающая в области производства и распределения электроэнергии, природного газа и возобновляемых источников энергии. Компания была образована путем слияния компаний Gaz de France и Suez 22 июля 2008 года.
Chevron
Chevron Corporation - энергетическая компания
со штаб квартирой в Сан Рамон, Калифорния,
США. Эта компания работает в более чем
180 странах и занимается всеми аспектами
нефтяной и газовой промышленности.
Standard Oil of California (SoCal) и Gulf Oil произвели своё
слияние в 1984 году.Затем SoCal сменили своё
название на Chevron Corporation.
Commerzbank
Commerzbank - второй по величине банк Германии, после Deutsche Bank. Банк наиболее активен в депозитах, розничных банковских услугах и ипотеке. Штаб-квартира компании находится во Франкфурте, Германия. Commerzbank был образован путем слияния Dresdner Bank и Commerzbank, сохраняя название Commerzbank.
CenturyLink
CenturyLink было создано путем слияния Embarq и CenturyTel 1 июля 2009 года. Это один из четырёх крупнейших телефонных провайдеров в США и крупнейший независимый провайдер интернета, обслуживающий клиентов в 33 штатах и предоставляющий услуги местной и междугородней телефонии, а также высокоскоростную и беспроводную передачу данных для частных и корпоративных клиентов.
Sanofi Aventis
Sanofi-Aventis - базирующаяся в Париже многонациональная фармацевтическая компания, четвёртая в мире по объёму продаж. Компания занимается исследованиями и разработкой, производством и маркетингом фармацевтических продуктов для продажи в основном по рецептам врачей, но она также разрабатывает медикаменты для продажи без рецепта. Компания была образована 20 августа 2004 года путем слияния компании Sanofi-Synthelabo и Aventis.
Aviva
Aviva - крупнейшая британская страховая компания, входящая в пятёрку самых крупных страховых компаний мира, а также занимающая второе место в Канаде, работая там под названием Aviva Canada. Aviva является лидером в области страхования жизни и пенсионного страхования в Европе и имеет представительства в 28 странах. Компания была создана слиянием Norwich Union и CGU plc.
Заключение
Слияния являются очень эффективным инструментом реструктуризации компании. С помощью этого внешнего пути развития компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития.
Слияния обладают целым рядом преимуществ
по сравнению с внутренними
Эффект от проведения слияний носит, скорее, долгосрочный характер, поэтому важным моментом является приоритет долгосрочных ориентиров развития над стремлением извлечения краткосрочных выгод, который должен соблюдаться руководством сливающихся компаний.
Основной проблемой при