Управление созданием и внедрением нововведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:27, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы обусловлена серьёзными сдвигами в российской экономике последних лет, в осознании властями необходимости поддержания конкурентоспособности российских товаров на должном уровне, что, в свою очередь, повлекло за собой расширение научных исследований и разработок в фирмах и промышленных компаниях .
В основу управления экономикой была положена политика технологического обновления инновационной стратегии и активизации разнообразных форм научных исследований и разработок. Возникла необходимость перестроить организационные структуры НИОКР, расширить спектр направлений исследований, повысить активность промышленных фирм в области фундаментальных исследований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Управление НИОКР………………………………………………...4
Глава 2. Управление созданием и внедрением нововведений…………….16
2.1.Этапы инноваций…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

инновации и инвестиции -.docx

— 43.68 Кб (Скачать файл)

 

                                               Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Управление НИОКР………………………………………………...4

Глава 2. Управление созданием  и внедрением нововведений…………….16

2.1.Этапы инноваций…………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

                                                                 

                                                              Введение:

Актуальность выбранной мною темы  обусловлена  серьёзными сдвигами в  российской экономике последних  лет, в осознании властями  необходимости  поддержания конкурентоспособности  российских товаров на должном уровне, что, в свою очередь,  повлекло за собой  расширение научных исследований и разработок в фирмах и промышленных компаниях .

В основу управления  экономикой  была положена политика технологического обновления инновационной стратегии  и активизации разнообразных  форм научных исследований и разработок. Возникла необходимость перестроить  организационные структуры НИОКР, расширить спектр направлений исследований, повысить активность промышленных фирм в области фундаментальных исследований.

В индустриально развитых странах  промышленные НИОКР за последние  десятилетия XX в. превратились в крупнейшую составляющую национального научного потенциала и в важнейший источник конкурентных преимуществ. В промышленных компаниях наука как главный и практически неисчерпаемый источник нововведений объединилась с конкретным потребителем новшеств. Необходимость активного расширения НИОКР в рамках промышленного сектора подтверждается тем фактом, что через производство и продажи продукции результаты научных исследований коммерциализируются и удовлетворяют реальные потребности общества.

По данным статистики, большинство ведущих промышленных компаний мира расходуют на НИОКР от 5 до 7% суммарного объема продаж, что является астрономическими суммами, одно это уже говорит о значимости НИОКР для развития и просто выживания бизнеса.

В первой главе данной работы будет  подробно  рассмотрено  управление  НИОКР, во второй – управление созданием  и внедрением нововведений.

 

 

Глава 1. Управление НИОКР

Следует начать с  расшифровки термина  НИОКР -  это Научно –исследовательская и опытно-конструкторская работа. Особенностью управления развитием НИОКР является опора на коллективную организацию работ, во главе которых стоит ученый-новатор и организатор.

Очень высокая степень риска  и неопределённости – вот что  является также отличительной чертой любой  инновационной деятельности, и область фундаментальных и  прикладных исследований здесь –  не исключение. При выборе проекта  нововведений и принятии решений  элемент риска также очень  велик, он зависит от полноты информации, качества предлагаемого проекта, методов  и подходов к принятию решений. Рассмотрим весь процесс поэтапно.

 Научные  исследования –  на этом этапе   важен   нетрадиционный управленческий  подход. Один из важнейших критериев  успеха на этой ступени –  удачнее совмещение творческой  индивидуальности, свободы  личных, групповых и предпринимательских  интересов с задачей эффективного  поиска и выбора проекта. Особо стоит рассказать о роли руководителя на данном этапе – он не просто управляет отбором творческих работников, ставит стратегические задачи на будущее и контролирует ход их выполнения, он обязан на данном этапе создать особый творческий климат, который будет стимулировать  риск, обеспечивать в морально – психологическом плане  функционирование налаженных контактов между творческими работниками, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня их взаимной информированности, и, как следствие, создаст все необходимые условия для взаимной терпимости и разумной критичности, создаст дух свободного творчества. Не стоит также забывать, что, кроме вышеупомянутых критериев успешного творчества, для учёных немаловажную роль играют признание и материально – денежное вознаграждение, а также престиж.

Методы решения творческих проблем  уникальны, о них стоит рассказать подробнее – в их числе аналитический  метод, морфологический и 

Среди методов творческого  решения проблем выделяют  аналитический  и морфологический, а также неаналитические  методы, среди которых важное место  занимают "мозговая атака", использование  фантазии, метафор, методов ассоциаций, аналогий и синектики.

Синектика Synectics) - метод стимулирования творческой активности,                                           в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение

неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной



задаче - [3 — С.122].

 




Синектика пытается организовать творческий процесс на основе преодоления ортодоксального мышления. Операционное управление творческим актом объясняется на основе фундаментальных логических и психических процессов. Методы синектики достаточно широко распространены в специализированных научных организациях.

«МОЗГОВАЯ АТАКА -метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе "мозговой атаки", проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок»    -                     [4 — С.302].


 

В управлении НИОКР наиболее важны  две области принятия решений: отбор  проектов и завершение разработки. При этом для прикладных исследований характерна достаточно высокая системность  и целенаправленность. Но в них  все еще велик элемент недетерминированности. Проводится отбор проектов, обеспечивающий сбалансированный портфель, он формируется  с целью решения поставленных фирмой стратегических задач одновременно с оптимальным использованием ресурсов в различные периоды времени. Затраты на НИОКР в современной практике составляют, как правило, от 3 до 5% объема продаж.

Как следует из анализа среднестатистических затрат по этапам НИОКР, наибольшую долю составляет документальное и организационно-технологическое  обеспечение разработки нового образца. Это наводит на мысль о возрастающем влиянии технико-технологических нововведений и стремлении современных фирм иметь собственный научный задел и развитую сеть НИОКР.

Инновационная ориентация промышленных фирм ярко проявляется и в том, что НИОКР рассматривается как  долгосрочная перспектива, сравнительно мало зависящая от краткосрочных  изменений рыночной коңюнктуры. Большинство ведущих промышленных компаний мира расходуют на НИОКР от 5 до 7% суммарного объема продаж.

Развитие инновационной деятельности в странах, где участие государства  в исследованиях и разработках  имеет ограниченный характер и роль бюджетных ассигнований в расходах на НИОКР фактически снижается, представляется безальтернативным вариантом развития национальной экономики.

Исследования и разработки в  современных компаниях можно  классифицировать по 3 группам: фундаментальные  исследования в области новых  технологий, исследования в области  совершенствования и модернизации существующей продукции, освоение новой  продукции и новых методов  производства.

Обновление производства, изменение  номенклатуры выпускаемой продукции, внедрение новых производственных технологий могут осуществляться различными путями: посредством приобретения патентов, лицензий и ноу-хау, проведения собственных  исследований в функциональных подразделениях НИОКР компании, создания внутрифирменных венчурных подразделений для разработки и коммерциализации новшеств.

Перед крупной компанией возникают  различные альтернативы приобретения НИОКР - за счет поглощения мелких фирм, обладающих высоким уровнем научных  разработок, за счет межфирменной исследовательской  и производственной кооперации, путем  создания совместных предприятий и  пр. Крупные компании могут создавать  фонд рискового капитала для финансирования малого инновационного бизнеса с  установлением над ним контроля либо последующего приобретения.

Каждый вариант создания научных  заделов и научного обеспечения  обновления производства в компании рассматривается на альтернативной основе и зависит от конкретной ситуации, учитывающей:

характеристики новшества;

его соответствие профилю деятельности;

особенности и стадии жизненного цикла  новшества;

уровень развития инновационной инфраструктуры;

обеспеченность финансовыми, материальными  и информационными ресурсами;

квалификацию, профессиональные навыки и технический опыт персонала',

технико-организационный уровень  производственных систем;

отраслевую принадлежность фирмы  и пр.

И все же наибольший удельный вес  в "портфеле" форм организации  НИОКР во многих странах, особенно с  низким уровнем участия государства, продолжает занимать внутрифирменная  разработка и внедрение новшеств на базе подразделений НИОКР.

Важную роль в совершенствовании  функционирования системы научно-исследовательских  и конструкторских подразделений  играет создание новых организационных  структур и новых методов управления НИОКР. Так, если традиционному предприятию  свойственна линейно-последовательная разработка новшеств в рамках матричных, дивизиональных или сетевых структур, то в современных компаниях преобладают проектный подход к управлению НИОКР система управления временными целевыми проектными группами, либо создание в рамках крупных корпораций автономных инновационных венчурных подразделений.

Традиционный линейно-последовательный способ разработки нововведений вызывает замедление темпов обновления новшеств вследствие таких объективных причин, как растущая инертность материально-технической базы производства, препятствующая радикальной смене технологий. На качестве и эффективности НИОКР сказывается превалирование, чисто административных методов руководства, снижающих трудовую мотивацию, ухудшающих коммуникации и согласованность действий различных функциональных подразделений, ответственных за разработку и внедрение новшеств. Применение метода проектного управления, создание временных проектных команд и внутрифирменных венчуров позволяют совершенствовать инновационный процесс в крупных компаниях.

На эффективность обновления оказывают  влияние различные факторы инновационной  деятельности: качество инновации-продукта, качество применяемых технологических  решений и характеристика организационно-технических  условий осуществления проекта. Факторами, определяющими качество осваиваемого изделия или новой  продукции, являются технический уровень  изделия, его технологичность, ресурсоемкость, степень унификации и стандартизации, сравнительная технико-экономическая  эффективность старой и новой  моделей.

Показателями качества инновации  могут быть любые параметры и  свойства изделия. Для наиболее исчерпывающего представления о техническом  уровне нововведения показатели подразделяются по свойствам, способу их измерения, стадиям производства и эксплуатации. Для полноты характеристики применяются  как абсолютные показатели свойств  в натуральном или стоимостном  выражении, так и относительные. Причем относительные показатели - это обычно отношение абсолютных показателей старого к показателям нового или улучшенного образца, а также удельные или расходные показатели материалоемкости, трудоемкости, себестоимости на единицу измерения мощности, производительности и т.д. Эти параметры - основа оценки технического уровня и качества новшества.

Если единичные (частные) показатели новшества относятся только к  одному из его свойств, то комплексные  показатели достаточно полно отражают гамму наиболее важных характеристик. Для такой продукции ее техническое  и технологическое совершенство определяется через технический  уровень новинки в сравнении  с базовыми значениями старого продукта. В качестве базовых используют показатели стандартизированной выпускаемой продукции. При этом все фазы жизненного цикла новой продукции подчинены ее конечной стадии - продажи и эксплуатации у потребителя. С этих позиций проектирование нельзя рассматривать как этап научно-технической деятельности, поскольку все этапы НИОКР направлены на перспективное развитие образца нового товара, включая так называемую эксплуатационную эффективность.

Хотелось бы также отметить характерную  особенность — малые предприятия  более успешны в инновационной  сфере, чем крупные. Успех малых  предприятий и инновационной  сфере объясняется следующими причинами:

углубление специализации  при проведении научных разработок привело к тому, что по многих случаях малые предприятия в  состоянии конкурировать с крупными организациями, работая в узкоспециализированном направлении, даже имея ограниченный объем  финансовых средств;

малые предприятия  занимаются разработками и освоением  инноваций в тех областях, которые  кажутся для крупных предприятии или неперспективными, или высокорисковыми;

Информация о работе Управление созданием и внедрением нововведений