Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:27, контрольная работа
Актуальность выбранной мною темы обусловлена серьёзными сдвигами в российской экономике последних лет, в осознании властями необходимости поддержания конкурентоспособности российских товаров на должном уровне, что, в свою очередь, повлекло за собой расширение научных исследований и разработок в фирмах и промышленных компаниях .
В основу управления экономикой была положена политика технологического обновления инновационной стратегии и активизации разнообразных форм научных исследований и разработок. Возникла необходимость перестроить организационные структуры НИОКР, расширить спектр направлений исследований, повысить активность промышленных фирм в области фундаментальных исследований.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Управление НИОКР………………………………………………...4
Глава 2. Управление созданием и внедрением нововведений…………….16
2.1.Этапы инноваций…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Управление НИОКР………………………………………………...4
Глава 2. Управление созданием и внедрением нововведений…………….16
2.1.Этапы инноваций……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...24
Актуальность выбранной мною темы
обусловлена серьёзными сдвигами в
российской экономике последних
лет, в осознании властями необходимости
поддержания
В основу управления экономикой
была положена политика технологического
обновления инновационной стратегии
и активизации разнообразных
форм научных исследований и разработок.
Возникла необходимость перестроить
организационные структуры
В индустриально развитых странах промышленные НИОКР за последние десятилетия XX в. превратились в крупнейшую составляющую национального научного потенциала и в важнейший источник конкурентных преимуществ. В промышленных компаниях наука как главный и практически неисчерпаемый источник нововведений объединилась с конкретным потребителем новшеств. Необходимость активного расширения НИОКР в рамках промышленного сектора подтверждается тем фактом, что через производство и продажи продукции результаты научных исследований коммерциализируются и удовлетворяют реальные потребности общества.
По данным статистики, большинство ведущих промышленных компаний мира расходуют на НИОКР от 5 до 7% суммарного объема продаж, что является астрономическими суммами, одно это уже говорит о значимости НИОКР для развития и просто выживания бизнеса.
В первой главе данной работы будет подробно рассмотрено управление НИОКР, во второй – управление созданием и внедрением нововведений.
Глава 1. Управление НИОКР
Следует начать с расшифровки термина НИОКР - это Научно –исследовательская и опытно-конструкторская работа. Особенностью управления развитием НИОКР является опора на коллективную организацию работ, во главе которых стоит ученый-новатор и организатор.
Очень высокая степень риска и неопределённости – вот что является также отличительной чертой любой инновационной деятельности, и область фундаментальных и прикладных исследований здесь – не исключение. При выборе проекта нововведений и принятии решений элемент риска также очень велик, он зависит от полноты информации, качества предлагаемого проекта, методов и подходов к принятию решений. Рассмотрим весь процесс поэтапно.
Научные исследования –
на этом этапе важен
нетрадиционный управленческий
подход. Один из важнейших критериев
успеха на этой ступени –
удачнее совмещение творческой
индивидуальности, свободы личных,
групповых и
Методы решения творческих проблем уникальны, о них стоит рассказать подробнее – в их числе аналитический метод, морфологический и
Среди методов творческого решения проблем выделяют аналитический и морфологический, а также неаналитические методы, среди которых важное место занимают "мозговая атака", использование фантазии, метафор, методов ассоциаций, аналогий и синектики.
Синектика Synectics) - метод стимулирования
творческой активности,
неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной
задаче - [3 — С.122].
Синектика пытается организовать творческий процесс на основе преодоления ортодоксального мышления. Операционное управление творческим актом объясняется на основе фундаментальных логических и психических процессов. Методы синектики достаточно широко распространены в специализированных научных организациях.
«МОЗГОВАЯ АТАКА -метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе "мозговой атаки", проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок» - [4 — С.302]. |
В управлении НИОКР наиболее важны
две области принятия решений: отбор
проектов и завершение разработки.
При этом для прикладных исследований
характерна достаточно высокая системность
и целенаправленность. Но в них
все еще велик элемент
Как следует из анализа среднестатистических
затрат по этапам НИОКР, наибольшую долю
составляет документальное и организационно-
Инновационная ориентация промышленных фирм ярко проявляется и в том, что НИОКР рассматривается как долгосрочная перспектива, сравнительно мало зависящая от краткосрочных изменений рыночной коңюнктуры. Большинство ведущих промышленных компаний мира расходуют на НИОКР от 5 до 7% суммарного объема продаж.
Развитие инновационной
Исследования и разработки в
современных компаниях можно
классифицировать по 3 группам: фундаментальные
исследования в области новых
технологий, исследования в области
совершенствования и
Обновление производства, изменение
номенклатуры выпускаемой продукции,
внедрение новых
Перед крупной компанией возникают различные альтернативы приобретения НИОКР - за счет поглощения мелких фирм, обладающих высоким уровнем научных разработок, за счет межфирменной исследовательской и производственной кооперации, путем создания совместных предприятий и пр. Крупные компании могут создавать фонд рискового капитала для финансирования малого инновационного бизнеса с установлением над ним контроля либо последующего приобретения.
Каждый вариант создания научных заделов и научного обеспечения обновления производства в компании рассматривается на альтернативной основе и зависит от конкретной ситуации, учитывающей:
характеристики новшества;
его соответствие профилю деятельности;
особенности и стадии жизненного цикла новшества;
уровень развития инновационной инфраструктуры;
обеспеченность финансовыми, материальными и информационными ресурсами;
квалификацию, профессиональные навыки и технический опыт персонала',
технико-организационный
отраслевую принадлежность фирмы и пр.
И все же наибольший удельный вес в "портфеле" форм организации НИОКР во многих странах, особенно с низким уровнем участия государства, продолжает занимать внутрифирменная разработка и внедрение новшеств на базе подразделений НИОКР.
Важную роль в совершенствовании
функционирования системы научно-
Традиционный линейно-
На эффективность обновления оказывают
влияние различные факторы
Показателями качества инновации могут быть любые параметры и свойства изделия. Для наиболее исчерпывающего представления о техническом уровне нововведения показатели подразделяются по свойствам, способу их измерения, стадиям производства и эксплуатации. Для полноты характеристики применяются как абсолютные показатели свойств в натуральном или стоимостном выражении, так и относительные. Причем относительные показатели - это обычно отношение абсолютных показателей старого к показателям нового или улучшенного образца, а также удельные или расходные показатели материалоемкости, трудоемкости, себестоимости на единицу измерения мощности, производительности и т.д. Эти параметры - основа оценки технического уровня и качества новшества.
Если единичные (частные) показатели новшества относятся только к одному из его свойств, то комплексные показатели достаточно полно отражают гамму наиболее важных характеристик. Для такой продукции ее техническое и технологическое совершенство определяется через технический уровень новинки в сравнении с базовыми значениями старого продукта. В качестве базовых используют показатели стандартизированной выпускаемой продукции. При этом все фазы жизненного цикла новой продукции подчинены ее конечной стадии - продажи и эксплуатации у потребителя. С этих позиций проектирование нельзя рассматривать как этап научно-технической деятельности, поскольку все этапы НИОКР направлены на перспективное развитие образца нового товара, включая так называемую эксплуатационную эффективность.
Хотелось бы также отметить характерную
особенность — малые
углубление специализации
при проведении научных разработок
привело к тому, что по многих
случаях малые предприятия в
состоянии конкурировать с
малые предприятия занимаются разработками и освоением инноваций в тех областях, которые кажутся для крупных предприятии или неперспективными, или высокорисковыми;
Информация о работе Управление созданием и внедрением нововведений