Финансирование хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время тема инноваций необычайно актуальна. В передовых странах разработка и внедрение инноваций - решающий фактор социального и экономического развития, залог экономической безопасности. Экономики промышленно развитых стран, основанные на критических, базисных и высоких технологиях, продолжают устойчиво расти. По оценкам зарубежных экспертов, ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты и газ. Речь идет не о миллиардах, а о триллионах долларов. Россия, к сожалению, при всем своем научно-техническом потенциале сегодня на этом рынке представлена более чем скромно – 0,3 %, тогда как США — 39 %, Япония — 20 %, Германия — 16 %.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности……………………………………………......................................5
1.1 Понятие, сущность и функции инноваций…………………......................5
1.2 Источники и формы финансирования инновационной деятельности.......11
1.3 Методы коммерческого финансирования…….......................................13
2. Оценка эффективности финансирования инновационной деятельности …………………………………………..............................................................21
2.1 Необходимость оценки эффективности инновационных проектов.........21
2.2 Анализ методов оценки инноваций...............................................................21
2.3Организация анализа эффективности инновационной деятельности………………………………………………….............................26
3. Анализ эффективности инновационного проекта на примере ЗАО "Силикатный завод"..............................................................................................28
3.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО "Силикатный завод"..............................................................................................................28
3.2 Основные параметры инновационного проекта по производству блоков из ячеистого газопенобетона ЗАО "Силикатный завод"........................................29
3.3 Анализ эффективности инновационного проекта по производству блоков из ячеистого газопенобетона................................................................................33
Заключение.............................................................................................................38
Список использованных источников...................................................................41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по инновациям.docx

— 225.73 Кб (Скачать файл)

Из вышеизложенного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю [9, с.49].

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

Инновационная деятельность какого-либо предприятия означает инновационный процесс. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

·  инициация инновации;

·  маркетинг инновации;

·  выпуск (производство) инновации;

·  реализация инновации;

·  продвижение инновации;

·  оценка экономической эффективности инновации;

·  диффузия (распространение) инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.

Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в Приложении Б.

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу появления (источнику) можно выделить:

·  инновации, вызванные развитием науки и техники;

·  инновации, вызванные потребностями производства;

·  инновации, вызванные потребностями рынка.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

·  инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);

·  инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

·  инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

·  радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;

·  улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

· модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии          Приведенная выше классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др.

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые;

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Инновация выполняет следующие три функции:

·  воспроизводственную;

·  инвестиционную;

·  стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

1.2 Источники и формы финансирования инновационной деятельности

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Система финансирования инновационной деятельности весьма обширна, и источниками финансирования могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования, и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций и последующий рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

В России существуют на сегодняшний день несколько источников финансирования инновационной деятельности. По видам собственности они делятся следующим образом:

- государственные инвестиционные  ресурсы (бюджетные средства, средства  внебюджетных фондов, государственные  заимствования, пакеты акций, имущество  государственной собственности);

- инвестиционные, в т.ч. финансовые  ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

- собственные средства  бюджетов и внебюджетных фондов,

- привлеченные средства  государственной кредитно – банковской  и страховой систем,

- заемные средства в  виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных  и прочих займов).

Информация о работе Финансирование хозяйственной деятельности