Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:27, контрольная работа
Образ мира – предмет исследования многих наук, заинтересованных в человекознании. На протяжении веков образ мира выстраивался, раскрывался и обсуждался мыслителями, философами, учеными с различных точек зрения. Картина образа мира позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей и др. Различные подходы к пониманию образа мира раскрывают его зависимость от различных внешних и внутренних переменных.
Введение
1. Понятие этнической картины мира.
2. Образ мира – меняющаяся реальность.
2.1Образ мира – психологическая реальность.
2.2Образ мира – изменчивая реальность.
3. Миф как способ построения образа мира.
4. Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина мира как основа менталитета.
4.1 Раскрытие образа мира методом бинарных оппозиций.
5. Образ мира – мировоззрение человека в контексте реалий бытия.
Заключение
Литература
Костанайский Государственный Педагогический Институт
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного, начального и специального образования
Гудзь Оксана Григорьевна
Специальность: 5В010100«Дошкольное обучение и воспитание», 1 курс (ускоренный).
Зачетная книжка № 821812
Дисциплина: «Этнопедагогика»
Тема: «Этнической картины мира»
Проверил: ст. преподаватель Т.Н.Олейникова
Дата выполнения: 7.02.2013.
Дата подачи на проверку: 8 .02.2013
План
Введение
1. Понятие этнической картины
мира.
2. Образ мира – меняющаяся реальность.
2.1Образ мира – психологическая
реальность.
2.2Образ мира – изменчивая реальность.
3. Миф как способ построения образа
мира.
4. Образ мира в пространстве этносов
и культур. Этническая картина
мира как основа менталитета.
4.1 Раскрытие образа мира методом
бинарных оппозиций.
5. Образ мира – мировоззрение человека в контексте реалий бытия.
Заключение
Литература
Образ мира – предмет исследования
многих наук, заинтересованных в человекознании.
На протяжении веков образ мира выстраивался,
раскрывался и обсуждался мыслителями,
философами, учеными с различных точек
зрения. Картина образа мира позволяет
лучше понять человека во всех его связях
и зависимостях от окружающего мира. Категория
образа мира значима для раскрытия особенностей
сознания человека через контекст этносов,
культур, ментальностей и др. Различные
подходы к пониманию образа мира раскрывают
его зависимость от различных внешних
и внутренних переменных.[ 9]
Образ картина мира – достаточно
разработанные категории отечественной
психологии. Исследования в этом направлении
проводили Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава,
Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, Е.А. Климов,
А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Ф. Петренко,
В.В. Петухов, С.Д. Смирнов и многие другие.
Что представляет
собой этнической картины мира, присущая
тому или иному народу? Прежде всего, очевидно,
что — это некоторое связное представление
о бытии, присущее членам данного этноса.
Это представление выражается через философию,
литературу, мифологию (в том числе и современную),
идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя
через поступки людей, а также через их
объяснения своих поступков. Оно, собственно,
и служит базой для объяснения людьми
своих действий и своих намерений. Но при
этом важно подчеркнуть, что картина мира
осознается членами этноса лишь частично
и фрагментарно. Фактом сознания является
не ее содержание, а ее наличие и целостность.
В этом смысле она является неким фантомом.
Человеку скорее кажется, что он имеет
некоторую упорядоченную систему представлений,
тем более представлений общих с его социокультурным
окружением, чем он имеет ее в действительности.
Имеет он нечто совсем иное: ощущение наличия
такой целостной, упорядоченной и гармоничной
системой. Это закономерно. Ведь основная
функция этнической культуры — это функция
психологической защиты. В действительности
же разрозненные элементы картины мира
присутствуют в сознании человека в качестве
фрагментов, не вполне стыкующихся между
собой. Это становится ясно при попытке
облечь картину мира в слова.
Однако это не означает, что
опираясь на осознаваемые фрагменты, картину
мира нельзя реконструировать как логическую
целостность, мифологему реальности, стройную
и взаимосвязанную. Но при попытке такой
реконструкции окажется, что исходные
пункты этой мифологемы, на которых, собственно,
и держится весь каркас реконструкции,
абсолютно необъяснимы изнутри ее самой
и в них содержатся значительные внутренние
противоречия. Более того, несмотря на
то, что присутствующая в данной картине
мира внутренняя логика может восприниматься
членами этноса как нормативная, на деле
она оказывается таковой лишь отчасти.
В один и тот же период различные группы
внутри этноса могут иметь разные картины
мира, у которых имеется общий каркас,
но различаются сами здания (схемы), и логика
поведения, исходящая из одного источника,
на практике проявляется совершенно различным,
порой даже противоположным образом.
Кроме того, этническая картина
мира сильно меняется с течением времени,
причем люди не всегда осознают культурные
разрывы, которые могут быть очевидны
для исследователя. Неизменными оказываются
лишь логически необъяснимые, принятые
в этнической картине мира за аксиому,
блоки, которые внешне могут выражаться
в самой разнообразной форме. На их основе
этнос выстраивает новые и новые картины
мира — такие, которые
обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования. [10]
Этническая картина мира —
единая когнитивная ориентация, являющаяся
фактически невербализованным, имплицитным
выражением понимания членами каждого
общества (в том числе и этнической общности)
«правил жизни», диктуемых им социальными,
природными и «сверхъестественными» силами.
Этническая картина мира представляет
собой свод основных допущений и предположений,
обычно не осознаваемых и не обсуждаемых,
которые направляют и структурируют поведение
представителей данной общности почти
точно так же, как грамматические правила,
неосознаваемые большинством людей, структурируют
и направляют их лингвистическое поведение.
Считается, что все нормативное поведение
группы или общности есть функция особой
этнической картины мира. Согласно Р. Рэдфилду,
ни один человек не держит всего, что он
знает о мире и чувствует, целиком в сознании,
но в то же время осведомленный мыслящий
информатор может описать свою этническую
картину мира так, что исследователь в
состоянии ее понять. А. Холлоуэл, напротив,
рассматривал этническую картину мира
в виде такой когнитивной ориентации,
которую люди не осознают и не могут абстрактно
сформулировать. В последнее время этническая
картина мира обозначается и исследуется
через понятие ценности и ценностной ориентации.
Под ценностью в данном случае понимается
серия предположений о мире, стимулирующая
и регулирующая предпочтительный тип
поведения. Попытка эмпирического изучения
этнической картины мира через описание
базовых ценностных ориентаций была предпринята
Ф. Клакхон и Ф. Стродбеком. [8]
2. Образ мира – меняющаяся
реальность
2.1Образ
мира – психологическая реальность
При взаимодействии
человека с миром образуется особая
психологическая реальность – образ мира или картина
мира. Человек с древнейших времен обладал
целостной системой представлений о себе
и окружающем мире, о своей роли и месте
в нем, о пространственной и временной
последовательности событий, их причинах,
значении и целях. Такой целостной системой
мироустройства обладает каждая культура,
внутри которой формируется мировоззрение
отдельной личности. С развитием цивилизации
и накоплением огромного объема разнородной
информации посредством научных открытий,
образ мира потерял свою внутрикультурную
целостность и стал чрезвычайно вариативен.
Образ мира стал представлять собой целостную
конструкцию мира из выделенных сознанием
элементов, актуально значимых, ценностных
и относительно непротиворечивых для
отдельной человеческой личности. Образов
мира существует столько, сколько их носителей,
и каждый человек является конструктором
собственного мира. В обыденной жизни
мир и образ мира слиты в единое целое.
Субъективный образ мира имеет
базовую, инвариантную часть, общую для
всех ее носителей, и вариативную, отражающую
уникальный жизненный опыт субъекта. Инвариантная
часть формируется в контексте культуры,
отражая ее систему значений и смыслов.
Изменчивость ее определяется той социокультурной
реальностью, в которую погружен человек.
Реалии современного мира затрудняют
использование традиционных паттернов
культуры вследствие его изменчивости.
Поэтому каждое новое поколение «создает»
такой образ мира, который позволяет ему
адекватно адаптироваться в мире и адекватно
воздействовать на этот мир. [11]
2.2Образ
мира – изменчивая реальность
Проблема специфичности образа «своего» мира у определенного поколения и возраста – постоянно меняющаяся реальность. Именно «свой» образ мира, включающий осознаваемый и неосознаваемый уровень, непосредственно влияет на регуляцию всей жизнедеятельности человека и играет определяющую роль в развитии личности.
Формирование и
Благодаря особенностям
той культуры, в которую вошел
ребенок фактом своего рождения, у
него формируется особенное представ
Чем динамичнее культура, тем
заметнее, что каждое новое поколение
имеет отличный от других поколений
свой образ мира. Понимание особенностей
«своего» образа мира наиболее наглядно
через противопоставление с другим (в
первую очередь «чужим») образом мира.
В этом контексте особенности образа мира
более детально раскрываются через бинарную
оппозицию «свой / чужой». [11]
3. Миф как способ построения
образа мира
Период, в котором сложилась
единая и стабильная картина мира, обычно
называют космологическим или мифопоэтическим.
Началом этого периода принято считать
эпоху, непосредственно предшествующую
возникновению цивилизаций Ближнего Востока,
Средиземноморья, Индии и Китая. В этот
период миф становится основным способом
осмысления мира. Исследователи традиционных
обществ (Леви-Строс К., Элиаде М., Франкфорт
Г. и др.) отмечают, что миф надо понимать
как особый тип мышления, хронологически
и по существу противостоящий историческому
и естественнонаучному типам мышления,
и ритуал, ориентированный на непрерывное
и целостное. [1]
В традиционных культурах образ
мира имеет символическую природу и воплощен
в мифологических представлениях о мире.
В самом общем виде мифологическая картина
мира (модель мира), определяется как сокращенное
и упрощенное отображение всей суммы представлений
о мире внутри конкретной традиции. Носители
этой традиции могут не осознавать картину
мира во всей ее полноте и системности.
Под «миром» понимается человек и среда
в их взаимодействии, т.е. мир есть результат
переработки информации о среде и самом
человеке с помощью знаковых систем. Картина
мира реализуется в различных семиотических
воплощениях, скоординированных между
собой и образующих единую универсальную
систему, которой они и подчинены. [1]
Люди традиционных культур
имеют особую картину мира, в рамках
которой они рассматривают человека
как часть общества, а общество – включенным
в природу и зависящим от космических
сил. Природа и человек не противостоят
друг другу: природные явления мыслятся
в понятиях человеческого опыта, а человеческий
опыт – в понятиях космических явлений.
Мир для человека традиционной культуры
«представляется не пустым или неодушевленным,
но изобилующим жизнью. Эта жизнь проявляется
в личностях – в человеке, звере и растении,
в каждом явлении, с которым человек сталкивается
. В любой момент он может столкнуться
с любым явлением не как с «Оно», а как
с «Ты». В этом столкновении «Ты» проявляет
свою личность, свои качества, свою волю»
[2]. Мир и человек, таким образом, единое
целое, а не противопоставленные действительности.
Образ мира в мифе выражает
попытку упорядочения актуально значимой
для человека области. Установленный порядок
в мире идентифицируется с закономерностями
мира, в связи с чем картина мира подлежит
постоянному воспроизведению: картина
мира рассматривается и «каркасом» жизнедеятельности,
и точкой опоры, от которой начинает отсчитывать
свою жизнь человек.
6
4. Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина мира как основа менталитета
Мифологическое