Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:27, контрольная работа
Образ мира – предмет исследования многих наук, заинтересованных в человекознании. На протяжении веков образ мира выстраивался, раскрывался и обсуждался мыслителями, философами, учеными с различных точек зрения. Картина образа мира позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей и др. Различные подходы к пониманию образа мира раскрывают его зависимость от различных внешних и внутренних переменных.
Введение
1. Понятие этнической картины мира.
2. Образ мира – меняющаяся реальность.
2.1Образ мира – психологическая реальность.
2.2Образ мира – изменчивая реальность.
3. Миф как способ построения образа мира.
4. Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина мира как основа менталитета.
4.1 Раскрытие образа мира методом бинарных оппозиций.
5. Образ мира – мировоззрение человека в контексте реалий бытия.
Заключение
Литература
Через описания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени.
Благодаря этнической культуре
человек получает такой образ
окружающего, в котором все элементы
мироздания структурированы и соотнесены
с самим человеком, так что каждое человеческое
действие является компонентом общей
структуры. Этнос соотносит человека с
конкретикой реального мира тем. Этнос
поименует все значимые реалии мира для
человека, определяет их значение и место
в мироздании по отношению к человеку.
Этническая картина мира определяет для
человека систему взаимодействия с миром,
характер отношения к различным реалиям
мира.
Этническая картина
На современном этапе
развития этнологии под этнической
картиной мира понимают некоторое связное
представление о бытии, присущее
членам данного этноса. Это представление
выражается через философию,
литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. По результатам экспедиционных исследований
автора в
различные регионы с
Зачастую, присутствующая в
этнической картине мира внутренняя
логика может восприниматься членами
этноса как нормативная, но на деле
таковой оказывается лишь отчасти.
В один и тот же период различные
группы внутри этноса могут иметь
разные картины мира, у которых наблюдается
общий каркас, но различаются сами схемы,
и логика поведения, исходящая из одного
источника, на практике проявляется совершенно
различным, порой даже противоположным
образом. В наибольшей степени это проявляется
в современных этносах при рассмотрении
межпоколенных различий, а также при детальном
сопоставлении различий между образами
мира и культурными традициями людей в
селениях одного региона. [9]
Большое значение в этнической
картине мира несет разделение окружающего
человека пространства на «свое» и «чужое».
По сути дела, как показал в своих исследованиях
Б.Ф. Поршнев, родовой человек открыл самого
себя в мире через разделение мира на «они»
и «мы» [9]. В настоящее время в традиционных
культурах разделение мира на «свой» и
«чужой» можно наблюдать в виде так называемого
матрешечного принципа. При этом «чужому»
пространству приписываются отчужденные
от человека свойства, «хозяева», силы,
с которыми необходимо уметь выстроить
отношения,
соблюдая систему существующих нормативов, за нарушение которых от «хозяев» или «высших сил» следует неминуемое наказание. «Свое» пространство определяется системой знаково-предметной опосредованности, своеобразной меточной системой. Человек ограждает «свой» мир от «чужого» различными знаковыми предметами и действиями, создавая своеобразные границы и пороги, определяющие точную границу между мирами.
4.1 Раскрытие образа
мира методом бинарных оппозиций
В работах, посвященных воссозданию
способов мировидения людей различных
культур (исследования первобытного мышления
методом бинарных оппозиций К. Леви-Строса,
реконструкции модели мира славян В.И.
Топорова, реконструкции средневекового
образа мира А.Я. Гуревича и др.), модель мира представляется
как набор взаимосвязанных универсальных
понятий либо как ряд основных семантических
противопоставлений, смысловых оппозиций.
Их набор, необходимый и достаточный для
описания мира (макро- и микрокосмоса),
состоит из 10–20 пар противопоставленных
признаков. Они связаны, прежде всего,
со структурой пространства (верх/низ,
правый/левый, близкий/далекий и др.), времени
(день/ночь, вчера/сегодня, зима/лето, свет/мрак
и др.). Среди других оппозиций существенны:
жизнь/смерть, природа/культура, чет/нечет,
белый/черный, мужской/женский, старший/младший,
свой/чужой, я/другой, сакральный/мирской
и др. Набор признаков проецируется на
аксиологическую ось (оппозиции добро/зло,
хороший/плохой). Ряд категорий имеет амбивалентный
характер, включая в себя одновременно
противопоставленные признаки (например,
солнечное затмение, северное сияние).
На основе набора двоичных признаков конструируются
универсальные знаковые комплексы, с помощью
которых усваивается и описывается мир.
Эти комплексы реализуются в различных
кодовых системах (астральный, вегетативный,
зооморфный, числовой, акустический и
др. коды). Весь этот сложный – но одновременно
и простой – классификационный аппарат
на семантическом уровне един, поскольку
описывает один и тот же объект – мир –
с точки зрения одного и того же субъекта
– человека. Это есть своеобразная «сетка
координат, при посредстве которых люди
воспринимают действительность и строят
образ мира, существующий в их сознании»
(Шуклин В. В.). Таким образом, сложная и
изменчивая система образа мира, имеющая
этнокультурные детерминанты, становится
доступна для сопоставительного исследования.
[7]
5. Образ мира – мировоззрение человека в контексте реалий бытия
Особое место для
В.С. Мухиной выявлено, что
во внутреннем психологическом пространстве
рожденного в этот мир человека посредством
идентификации выстраивается
Происходящие в мире перемены,
трансформации реалий бытия человека
содержательно изменяют наполнение структурных
звеньев
самосознания личности и модифицируют образ мира. При этом структура самосознания и образ мира выступают устойчивой системой связей человека
с миром, позволяющей ему сохранять целостность и тождественность самому себе и миру вокруг.[4]
Обсуждая проблему образа мира
в понимании различных областей знаний
о человеке, можно выделить следующие
наиболее существенные моменты. При исследовании
традиционных культур и этносов образ
мира обсуждается в связи со спецификой
мифологического и этнического сознания.
Образ мира в мифе рассматривается через
его функцию упорядочения значимых для
человека реалий бытия, определение места
человека в мире и системы взаимодействий
человека с миром. Отмечается, что формирование
образа мира в различных этнокультурных
условиях происходит во многом по единому
механизму противопоставления «мы» –
«они», на основе которого формируются
образы «своего» и «чужого» мира. При исследовании
особенностей образа мира в различных
этносах и культурах в гуманитарных науках
широко используется метод бинарных оппозиций.
В контексте обсуждения проблемы
образа мира значимо понимание того, что
каждая историческая эпоха порождала
свои концепции образа мира. В процессе
становления научного познания действительности
в постоянном развитии находится так называемая
научная картина мира, которая структурирует
мир в системе понятий и идей, свойственных
определенному этапу развития человечества.
В большинстве концепций «образ
мира» понимается, прежде всего, как отображение
реального мира, в котором живет и действует
человек, одновременно являясь частью
этого мира. Образ мира – субъективная
реальность, неотрывно взаимосвязанная
с объективными реалиями бытия человека.
Образ мира, с одной стороны, исторически
изменчивый процесс приспособления к
меняющейся реальности, а с другой – основа
выстраивания человеком адекватного взаимодействия
с окружающей действительностью.[10]
Раскрытие особенностей содержательного
наполнения образа мира дает возможность
лучше понять внутренний мир человека
во взаимосвязи с реалиями бытия. Для проведения
исследований особенностей образа мира
как психологической реальности в контексте
бытия человека в мире важно учитывать
обсужденные выше подходы к данной проблеме.
Литература
1. Берулава Г.А. Образ мира как
мифологический символ. М., 2001.
2. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные
различия // Феноменология развития и бытия
личности. Избранные психологич. труды.
М.; Воронеж, 1999.
3. Петренко В.Ф. Личность человека
– основа его картины мира // Модели мира
/ Отв. ред. Д.А. Поспелов. М., 1997. С. 9–24.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.
Человек и мир. СПб., 2003.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет
познания. М., 2000.
6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное
образование. – М.: Народное образование,
1999.
7. Кочетков В.В. Психология межкультурных
различий: Учебное пособие для вузов. –
М., 2002.
8. Лурье С.В. Историческая этнология.
– М.: Аспект Пресс, 1998.
9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология:
Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс,2004.
10. Крысько В. Г. Этническая психология
– М.: Издательский центр «Академия», 2002.
11. Лебедева Н. М. Введение в этническую
и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С,
1998.
12. Уорд Д. Азбука аккультурации
// Психология культуры / Под ред. Д. Мацумото.
Спб.: Питер, 2003.