Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 11:00, реферат
Термин «средства обучения» по-разному трактуется в дидактике. И.Я. Лернер к средствам обучения относит, например, содержание обучения, так как с помощью содержания достигаются цели и задачи обучения в школе. Другие авторы к средствам обучения наряду с учебно-наглядными пособиями, относят и слово учителя, тексты, упражнения (Р.К. Миньяр-Белоручев). М.В. Ляховицкий, предлагая классификацию средств обучения иностранным языкам, называл их вспомогательными средствами и относил к ним традиционные (нетехнические) и технические средства обучения. Н. М. Шахмаев средствами обучения называл «материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в учебно-воспитательном процессе».
1. Классификация современных средств обучения.
2. Новые технологии в обучении иностранным языкам.
3. Возможности Интернета в обучении иностранным языкам.
4. Комплексное использование средств обучения на уроках иностранного языка.
Тема: Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам.
ПЛАН
1. Классификация современных средств обучения.
2. Новые технологии в обучении иностранным языкам.
3. Возможности
Интернета в обучении
4. Комплексное
использование средств
Литература:
1. Назарова
Т.С., Полат Е.С. Средства обучения.
Технология создания и
2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования/УИностранные языки в школе.-2004. - №6.
3. Новые
педагогические и
4.
Полат Е.С. Некоторые
5. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе//Иностранные языки в школе. - 2002.- №2.
6. Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против//Иностранные языки в школе. - 1997. - №5.
Термин
«средства обучения» по-
Т.С. Назарова и
Е.С. Полат рассматривают понятие
«средства обучения» несколько
шире, чем это было принято раньше.
Они вводят в обиход такое понятие,
как «информационно-
Е.С. Полат к средствам обучения как к самостоятельной категории
дидактики относит материальные средства в первую очередь носители
учебной информации, предназначенные для достижения целей образования.
К информационно-образовательной
среде относятся: а) информационные
ресурсы Интернет; б) средства массовой информации, содержащие полезную для обучения иностранным языка.
В этом контексте важно определить и такие понятия, как «дидактические свойства» и «дидактические функции». Дидактические свойства - это «признаки, стороны средств обучения, отличающие их от других; особенности, проявляющиеся в дидактических функциях, которые отражают потенциальные возможности, имплицитно присущие средству обучения».
Функция - это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Дидактические функции характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Дидактические функции могут играть разную роль -а) информационную; б) адаптивную; в) интегративную; г) интерактивную; д) компенсаторную; е) мотивационную. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представляются всегда комплексно. Они решают существенные методические проблемы обучения.
Средства обучения иностранному языку должны учитывать специфику самого учебного предмета, и они как бы «создают предмет для обсуждения» на занятиях по языку.
За последнее десятилетие номенклатура средств обучения сильно изменилась: нет кинофильмов, диафильмов, грампластинок. Им на смену пришли современные электронные средства обучения: видеозаписи, аудиокассеты, СД-РОМ диски, информационно-образовательные средства типа Интернет.
Средства обучения можно классифицировать следующим образом: а) по способу восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные); б) по способу проявления информации (технические, нетехнические); в) по характеру визуального изображения (статичные, динамичные); г) по способу применения на уроке (демонстрационные, раздаточные).
К нетехническим средствам обучения относят так называемые традиционные средства обучения, раздаточные и демонстрационные. К техническим средствам обучения относятся средства обучения, требующие для проявления заложенной в них учебной информации специальных технических устройств. К числу устройств можно отнести: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, графопроектор, компьютер, лингафонное оборудование и др.
Для учебных целей можно использовать аудиокассеты, которые входят в состав УМК, видеофильмы, компьютерные обучающие программы, обучающие курсы по немецкому языку зарубежных издательств и т.д.
Под телекоммуникацией понимается передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефон, телеграф, радио, телевидение) В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это компьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и прием информации в КТК могут быть прямыми с компьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (сервер) (асинхронная связь). Сервер позволяет накапливать сообщения, а затем передавать их на персональные компьютеры по мере запроса информации пользователем.
Различают два вида связи: а) синхронную связь и б) асинхронную связь. При синхронной связи пользователь работает в сети в режиме реального времени, например, чат, видеоконференция. При этом виде связи партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно, если речь идет о партнерах, находящихся в разных временных поясах, качество связи плохое.
При асинхронной связи пользователь «входит» в сеть и забирает информацию с сервера. Этот вид связи используется в таких видах взаимодействия, как форум, электронная почта. В этом режиме связи информация не сразу поступает на компьютер партнера, а на промежуточный компьютер (сервер). Сервер специально предназначен для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты. Электронная почта - наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире, стала также широко использоваться, как телефон, радио, факс.
Электронная почта используется
для пересылки текстовых
Для того чтобы два компьютера смогли связаться между собой, необходим физический носитель информации. Это может быть радиоволна, световодныи или электрический кабель. В условиях современного города информация передается через обычную телефонную сеть. Информация из компьютера преобразовывается и передается на расстояние. Информацию в виде импульсов можно передавать дальше. Телефонные сети не имеют еще такой возможности. Специализированные компьютерные сети еще не созданы в полном объеме, по крайней мере, в нашей стране, хотя и говорят о мировой (глобальной) компьютерной сети.
Человек может услышать разговор
двух компьютеров. Чтобы этот разговор
поддерживать, у компьютера должны
быть особые устройства -модемы (модуляторы/демодуляторы),
преобразующие передаваемые данные
в электрические колебания
Модем - это микро-компьютер,
у которой имеется собственный
язык команд, память, процессор и
другие устройства, отсутствующие у
обычных компьютеров и
Есть программы, например, ICQ - I seek you, которые могут работать в обоих режимах. Если пользователь в сети, то сообщения или иная информация (файлы, звук, видео), доставляются ему в реальном времени, если пользователь в режиме off-line, то сообщения сохраняются для него на сервере, пока он снова не окажется в сети.
Для организации общения большое значение имеют телекоммуникационные системы. В условиях современного города используются технологии, например, ADSL (Asymmetrical Subscriber Line) -выделенная телефонная линия с высокой пропускной способностью; GPRS (General Packet Radio Services) - технология, позволяющая выходить в сеть через сотовой телефон, спутниковый канал, Dial-up - популярный, но признанный бесперспективным медленный канал связи с провайдером Интернет-услуг. К каждому из названных каналов возможно подсоединить целые группы компьютеров, объединенных между собой локальной высокоскростной (очень недорогой) сетью (витая пара).
В зависимости от выбранного канала сигнал-запрос от клиентской ЭВМ по-разному преобразуется и поступает на обработку на север провайдера, который отправляет запрос по вызванному адресу в Интернет (например, на отображение страницы yahoo.com). После того как адрес получил запрос, он его выполняет и отправляет информацию обратно на сервер провайдера, а далее - к пользователю. Как видим, провайдеры - это поставщики услуг Интернет, они обеспечивают своим клиентам возможность связи с абонентами.
Компьютер можно широко использовать при овладении лексикой. Эта работа проводится в три этапа: а) ознакомление; б) тренировка в употреблении лексических единиц; в) самостоятельное употребление ЛЕ.
Рецептивный аспект работы над лексикой включает: 1. Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов. 2. Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер
произносит слово, учащиеся находят соответствующую картинку (или слово родного языка). 3. Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, школьники подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка). 4. Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку (или слово родного языка), ученики находят слово иностранного языка, соответствующее картинке (или слову родного языка). 5. Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слово учащимся, следует подобрать к каждой картинке слово из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки.
Рецептивно-продуктивный аспект. Актуализация графического образа слова по его звуковому образу: компьютер производит слово, школьнику следует написать его. Продуктивный аспект. Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово.
Аналогичная работа может проводиться и на примере грамматического материала. Для этого используются грамматически направленные (языковые и условно-речевые) упражнения.
Компьютер можно с успехом использовать и для выполнения различных тестов, например, для контроля языковых и речевых лексических и грамматических навыков. Контроль понимания текстов для аудирования и чтения может осуществляться через тестовые задания с привлечением компьютерных заданий.
Развитие систем связи в экономически развитых странах привело к появлению такой уникальной сети, как Интернет. Интернет - это глобальная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Интернет создан по аналогии с сетью Министерства обороны США (Пентагона).
Работа в сети Интернет обычно осуществляется в двух режимах: а) в диалоговом режиме; б) в автономном режиме. При работе в автономном режиме «перекачка информации» из сети проводится автоматически с помощью специальных программ без вмешательства абонента. Автономный режим на сегодняшний день практически отсутствует. Главным способом работы является система «запрос-ответ». В последнее время все больше провайдеров предлагает оплачивать не время нахождения в сети, а количество мегабайт информации, полученной из Интернет.
Диалоговый режим требует постоянного участия абонента в управлении поиском информации в сети. Время нахождения в этом режиме в сети больше, чем в автоматическом режиме.
В сети Интернет можно получать самые разнообразные образовательные услуги. Услуга - это комплекс средств, продуктов и деятельности, удовлетворяющих некоторую потребность пользователя (абонента сети Интернет). Интернет полезен в любой системе образования. Это связано с тем, что он обеспечивает: а) способность передавать информацию различных типов (текст, изображение, звук) на значительные расстояния; б) способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютере фирмы-поставщика (провайдера) данной услуги; в) способность хранить и структурировать переданную информацию на компьютерах отправителя и получателя электронных писем; г) способность компьютера провайдера данной услуги отслеживать судьбу электронных писем (выявлять и сообщать о задержке доставки писем, о неверной адресации и т.п.); д) способность программного обеспечения компьютеров отправителя и получателя электронных писем разобраться в структуре хранения полученных писем, удалять или архивировать потерявшие'актуальность, вести базу данных адресов корреспондентов и т.п.; е) совместимость аппаратного и программного обеспечения компьютеров провайдеров данной услуги и компьютера его абонента и т.п.