Развитие визуального мышления в школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».

Вложенные файлы: 1 файл

развитие мышления в школьном возрасте.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

По данным ряда исследований, у младших школьников наблюдается значительное развитие в способности умозаключения. В первом школьном возрасте (7 - 10 лет) формируются индуктивные и дедуктивные умозаключения, раскрывающие более глубокие объективные связи, чем трансдукция у дошкольника. Но и в этом периоде: 1) умозаключения ограничены преимущественно предпосылками, данными в наблюдении. Более абстрактные умозаключения оказываются большей частью доступными, главным образом лишь, поскольку они могут быть совершены при помощи наглядной схемы, как, например, умозаключения о соотношении величин. Не исключена, конечно, и в этом возрасте возможность более отвлеченных умозаключений (но они носят лишь более или менее спорадический характер); целая система отвлеченных умозаключений (например, дедуктивная математическая система) без наглядной основы в этом возрасте, как общее правило, малодоступна; 2) умозаключения, поскольку они объективны, совершаются в соответствии с определенными принципами или правилами, но не на основе этих принципов: эти общие принципы не осознаются. Поскольку логическая необходимость умозаключения не осознана, весь путь рассуждения большей частью недоступен еще пониманию[13].

Все эти данные свидетельствуют о большом качественном сдвиге в мышлении школьника по сравнению с мышлением дошкольника; вместе с тем они обнаруживают и границы этой новой ступени мышления; мысль еще с трудом выходит за пределы сопоставления ближайших фактов; сложные системы опосредований ей еще мало доступны. Овладение ими характеризует следующую ступень развития мысли.

Оперируя уже на этой ступени многообразными понятиями вещей, явлений, процессов, мышление ребенка подготовляется, таким образом, к осознанию самих понятий в их свойствах и взаимоотношениях. Тем самым внутри этой ступени мышления создаются предпосылки, возможности для перехода на следующую ступень. Эти возможности реализуются у ребенка по мере того, как в ходе обучения он овладевает системой теоретического знания.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Процедура исследования особенностей мышления

 

Были проведены диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала и диагностика уровня развития логического мышления. В эксперименте участвовали два 3х класса МОУ «Кадетская школа №82», всего 38 человек, 19 мальчиков и 19 девочек. Выбирая третьи классы, мы руководствовались тем, что в следующем году они переходят в среднее звено. Было интересно, сформирован ли тот уровень мышления, который является нормой для среднего звена. Эксперимент проводился на 2-3их уроках. Время проведения с 1 февраля по 1 марта.

Были проведены тесты:

1. «Группировка».

Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого материала.

Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов, всего 5 групп по 4 слова в каждой (см. приложение 1). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).

Инструкция. Для первого воспроизведения: «Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!»

Для второго воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»

Для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»

Обработка. Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.

Нормативы. Ограничение объема кратковременного запоминания сказывается обычно при первом и втором воспроизведении. Первое воспроизведение характеризуется нижним пределом нормального распределения, т. е. 3 слова для 6-7 лет и 5  слов для 14 лет. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы и при третьем – 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп. В старшем – четыре группы.

Данные по исследованию приведены в таблице № 1 (см. Приложение 4).

2. Таблица Равена

С помощью теста Равена исследователи судят о способности систематизированной, планомерной, методической, интеллектуальной деятельности. Методика состоит из невербальных заданий, следовательно, можно считать, что она меньше учитывает приобретенные обследуемые в жизненном опыте умения. Методика помогает определить уровень интеллекта, интеллектуальную инициативу, уровень обучаемости школьников. Учащимся были предложены 30 таблиц (четные номера) из 5-й серии: А, В, С, Д, Е. Проверяли уровень интеллекта младших школьников. Данные по исследованию приведены в таблице № 2 (см. Приложение 5).

3. Методика «Четвёртый лишний».

Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.

Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Cтимульный материал:  11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее (см.приложение 2).

Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»

Ход проведения. В первом задании нужно добиться от ребёнка правильного ответа. Оно не оценивается. В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь  взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10-8 баллов – высокий уровень  развития логического мышления;

7-5 баллов – средний уровень  развития логического мышления;

4 и менее баллов – логическое  мышление развито слабо.

Полученные результаты приведены в таблице 3 (см. Приложение 6).

  1. Методика «Закономерности числового ряда».

Анализ индуктивного мышления, способности оперировать с числами.

Детям предъявлялись письменно ряды чисел (см. приложение 3). Испытуемым необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения.

Все показатели переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития логического мышления предполагался при показателе низкий – от 20 баллов, средний – от 40 баллов, высокий – от 70 баллов.

Полученные результаты приведены в таблице 4 (см. Приложение 7).

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

 

 

«Группировка»

Таблицы Равена

«Четвертый лишний»

«Закономерность числового ряда»

Высокий уровень

10

0

22

2

Средний уровень

26

38

11

19

Низкий уровень

2

0

5

17


 

Для диагностики возможностей обработки материала использовали методику «Группировка». После первого запоминания слов ребята разделились на 2 группы, половина ребят воспроизвела слова, выделяя по одной группе (6 чел. – по 2 группы), а половина запоминала слова в той последовательности, в которой их произносили. Особых приемов запоминания учащиеся не использовали. После второго прослушивания слов 34 человек догадались, что для полного воспроизведения слов их следует разбить на группы по признакам. При третьем воспроизведении появилось от 3 до 5 групп. За счет группировки слов увеличилось количество запоминаемых слов.

При предъявлении методики Равена дети продемонстрировали средние интеллектуальные способности, что вполне соответствует их возрасту.

Проанализируем уровень развития понятийного мышления. Для большинства детей характерен высокий уровень развития понятийного мышления (64%), 26% детей имеют средний уровень развития интеллекта, а у 10 % учеников понятийное мышление развито слабо.

Методика «Закономерность числового ряда» показала, что испытуемые распределились по уровню развития индуктивного мышления в пяти подгруппах:

  1. Низкий – 17 человек;
  2. Средний – 19 человек;
  3. Высокий – 2 человека.

Два ребенка из всех испытуемых быстро пришли от частных выводов к общему и смогли быстро составить числовые ряды. У 17 испытуемых числовые ряды вызвали затруднения – они долго думали и часто приходили к неверным выводам.

Из данных результатов можно сделать следующий вывод.

В данных классах имеются большие перспективы для работы по развитию логического, индуктивного и понятийного мышления как у детей со слабым и средним уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Эта работа будет направлена на развитие и совершенствование многих операций мышления.

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Испытуемые показали хорошие результаты в смысловой обработке запоминаемого материала, это значит, что дети хорошо оперируют образами и могут выявить общие черты и признаки, определяя их по группам.
  2. У всех испытуемых средний уровень интеллектуального развития. Нет детей опережающих свое развитие.
  3. Высокий уровень понятийного мышления. Испытуемые могут отнести образы предметов к определенному классу понятий.
  4. Средний уровень развития индуктивного мышления, но многие испытуемые не могут из частных суждений прийти к общему.
  5. В целом уровень развития мышления соответствует оптимальному уровню. Дети подготовлены к переходу из младшего звена в среднее, что подтверждает нашу гипотезу.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из курса дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.

Включение этих операций в процесс усвоения содержания  обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.

Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные  типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.

С одной стороны - засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существовало, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, логического мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.

Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.

Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребенка способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.

Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился из животного мира и достиг высокого уровня.

В рамках исследования проблемы состояния и развития форм мышления у младших школьников был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены вопросы развития форм мышления. В рамках проведения диагностики были подобраны методы диагностики мышления применительно к младшему школьному возрасту, проведен анализ полученных результатов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9.
  4. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.
  5. Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.– М.: Педагогика, 1987. – Т.1.
  6. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
  7. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1985.
  8. Мухина В.С. “Детская психология” - М: Просвещение, 1985 г.
  9. Немов Р.С. “ Психология” в 3 кн. Кн. 2 Психология образования изд. - М: Просвещение: Владос. 1995 г.
  10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – ч.1 - М: Просвещение, 1980 г.
  11. Обухова Л.Ф “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г
  12. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. -М.: Просвещение, 1963.
  13. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. Гамезо. -М.: Просвещение, 1982.
  14. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва. «Просвещение», «Владос». 1994 г.
  15. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 1991 г.
  16. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001.
  17. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - №11.
  18. Эльконин Д.Б. “Детская психология” - М: Педагогика 1960 г.
  19. Эльконин Д.Б. “Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии” П.ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 1995.
  20. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.
  21. Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова. – М., 1966.

Информация о работе Развитие визуального мышления в школьном возрасте