Рекламный дискурс: Основные характеристики (на примере американских рекламных слоганов)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 00:05, курсовая работа
Краткое описание
Во введении излагаются цели и задачи работы, определяется её актуальность и структура. В первой главе освещается концепция дискурса с точки зрения лингвистики. Во второй главе говорится о рекламном дискурсе, его признаках и особенностях. В третьей главе рассматривается характер воздействия рекламы на адресата, подробно описывается каждый из четырех определенных характеров воздействия на примере американских слоганов. В заключении подводится общий итог проделанной работы.
Стоит отметить,
что каждый тип дискурса обладает
своими, присущими только ему системно-приобретенными
категориями, которые в другом типе дискурса
будут являться незначимыми.
С точки зрения автора, системно-приобретенными
категориями дискурса являются:
Лингвистические
категории:
• содержательность;
• структурность;
• стилевая
и жанровая принадлежность;
• целостность.
Экстралингвистические
категории:
• участники
общения;
• обстоятельства
общения.
Третий
уровень в представленной классификации
категорий дискурса - системно-нейтральный,
он включает в себя системно-приобретенные
категории и их более узкие аспекты, которые
не имеют решающего значения при формировании
данного дискурса. По причине того, что
категории, которые могут оказаться значимыми
в одном типе дискурса, но иррелевантны
относительно данного, является невозможным
указать классификацию системно-приобретенных
и системно-нейтральных категорий, действительную
для всех типов дискурса. В каждом отдельном
случае эта классификация будет различна.
Таким образом, автор полагает, что только
категории системо-образующего уровня
являются общими для всех типов дискурса.
На последующих стадиях формирования
в зависимости от типа институциональности
дискурс характеризуется своим набором
системно-приобретенных и системно-нейтральных
категорий.
А.А. Кибрик
в своем исследовании предлагает классифицировать
дискурс по следующим параметрам:
• модус (по каналу информации);
• жанр;
• функциональный стиль;
• формальность.
По каналу
передачи информации автор противопоставляет
следующие типы дискурсов:
• устный,
основанный на звуковом воздействии коммуникантов;
• жестовый,
основанный на визуальном взаимодействии;
По мнению
автора, различие в канале передачи
информации несет принципиально
важные последствия для процессов
устного и письменного дискурсов.
Так выявляются различия в скорости, фрагментации
и интеграции высказываний, вовлеченности
говорящего и адресата в коммуникативную
ситуацию. На современном этапе развития
научной мысли автор считает уместным
выявить субмодус на основе типа носителя
информации и предлагает рассматривать
электронный модус на равнее с устным
и письменным.
Любой вид
дискурса реализуется в определенных
жанрах, количество которых свидетельствует
об актуальности данного вида дискурса
для социума. Указывая различия по жанру
автор так же отмечает устный и письменный
дискурсы, выделяя среди жанров устной
речи :
1) интервью
2) дискуссию
3) разговор
4) доклад
5) репортаж
6) рассказ
А.А. Кибрик
утверждает, что не целые дискурсы обладают
устойчивыми морфрсинтаксическими и лексическими
характеристиками, а фрагменты дискурса
или типы пассажей, имеющие типичные языковые
характеристики. Автор выделяет следующие
типы пассажей:
• повествовательный
(нарративный)
• описательный
(дескриптивный)
• объяснительный
(экспозиторный)
• инструктивный
• убеждающий
(агрументивный)
Согласно
мнению автора дискурс каждого жанра
является неоднородным с точки зрения
встречающихся в нем типов пассажей.
Третье
противопоставление существует
независимо от модуса и жанра,
это противопоставление по функциональному
стилю. Так автор выделяет:
• бытовой;
• научный;
• официальный;
• публицистический;
• художественный
дискурсы.
Еще одним
противопоставление является противопоставлением
является противопоставление по формальности,
основанное на характере социальных отношений
между коммуникантами. Стоит отметить
что различе по формальности не совпадает
с различием по функциональному стилю.
Так, например, научный функциональный
стиль может носить неформальный характер.[28,
с. 76]
Выявив
неоднородность классификаций дискурсов,
предложенных учеными, представляющими
разные области знания и их направления
Н.Н.Миронова вывела классификацию на
основе частоты употребления дискурса
в современной специальной литературе.
Итак, по мнению автора, наиболее часто
встречаются такие виды дискурсов, как:
• “педагогический
дискурс”, где определяются общественные
нормы поведения детей и юношества;
• “политический
дискурс”, где актуализируется общественное
сознание;
• “научный дискурс”,
в котором происходит самоустранение
ученого как адресанта ради объективности
изложения;
• “критический
дискурс”, где излагается чаще всего субъективная
критика деятельности человека и интеллектуальных
(духовных) продуктов этой деятельности
в разных сферах: науке, политике, искусстве;
• “этический
дискурс”, в котором освещаются вопросы
“добра” и “зла”, “хорошего” и “плохого”;
• “юридический
дискурс”, в котором аргументируются
положения о правовых нормах человека
в обществе;
• “военный
дискурс”, где излагаются толкования
конфликтов и войн;
• “прагматические
дискурсы”, к которым принадлежат все
названные выше дискурсы на том основании,
что в каждом из них актуализируются определенные
коммуникативные стратегии или, как их
называет Т.А. ван Дейк, “контекстуальные
макросгратегии”
Выделяются
также “интердискурс” и “специальные
дискурсы”, их можно также обозначить
как “общий дискурс” и “частные дискурсы”.[6,
с. 35].
Таким образом,
следует вывод, что наиболее релевантной
является классификация В.И.Карасика,
так как она описывает этот лингвистический
феномен с различных точек зрения и рассматривает
наибольшее количество категорий дискурса,
а также дает наиболее полную классификацию
видов дискурса, с учетом внутри- и внешнетекстовых
характеристик речи. Исследователь выделяет
два основных вида дискурса: личностно-ориентированный
и институциональный. Персональный, или
личностно-ориентированный, дискурс подразумевает,
что говорящий выступает как личность,
со всеми присущими ей личностными характеристиками
и особенностями, персональный дискурс
сориентирован либо на диалогичное общение
либо на монологическое общение. В случае
институционального дискурса говорящий
выступает как представитель определенного
социального института в рамках установленных
статусно-ролевых и ситуационно-коммуникативных
норм. Институциональный дискурс выделяется
на основании двух системообразующих
признаков: цели(ей) и участников общения.
1.3 Текст и дискурс
В современной
лингвистике понятия дискурс и текст
не получили пока единого общепринятого
определения. В связи с емкостью и сложностью
понятий трудно разграничить эти явления
и определить их соотношение.
Вопрос о соотношении категорий
«текст» и «дискурс» следует причислить
к широко обсуждаемым в лингвистике. Рассмотрение
взглядов на соотношение категорий «текст»
и «дискурс» можно кратко представить
следующими тремя тезисами:
• текст нетождествен дискурсу;
• текст тождествен дискурсу;
• текст и дискурс взаимозависимы.
Что касается
рассмотрения проблемы рядом ученых с
позиций отождествления понятий «текст»
и «дискурс», то оно стало возможным, по
мнению М.Н. Кожиной, в связи с появлением
лингвистики текста: именно тогда номинация
«дискурс» начинает использоваться параллельно
с термином «текст», хотя, как добавляет
исследователь, дискурсы – это тексты,
но «далеко не только тексты» [Кожина 2004:21].
В частности, Ю.С. Степанов говорит о «связном
и достаточно длинном тексте в его динамике
– дискурсе», соотнесенном с творящим
текст человеком, о дискурсе «как расширении
текста» с акцентуацией его парадигматического
аспекта [21, с. 36].
В начале
70-х годов Г. Виддоусон предпринял
попытку дифференцировать практически
взаимозаменяемые до этого в европейской
лингвистике понятия текст и дискурс,
с помощью включения в данную пару категории
ситуация. Так, автор предлагал трактовать
дискурс как «текст плюс ситуация»,
при этом определяя текст как «дискурс
минус ситуация» [16, с. 57].
Обратимся
к ЛЭС: текст (от лат. Textus – ткань, сплетение,
соединение) – объединенная смысловой
связью последовательность знаковых
единиц, основными свойствами которой
являются связность и цельность.
В семиотике под текстом понимается любая
последовательность знаков, любая
форма коммуникации (танец, ритуал,
вербальный текст). В языкознании текст
– это последовательность вербальных
(словесных) знаков. Вербальный текст
может быть письменным и устным.
(Т.М .Николаева) [34, стр.87]
Согласно
статье Н.Д Арутюновой в этом
же словаре дискурс – это речь, «погруженная
в жизнь»; связанный текст в связи с экстралингвистическими,
социокультурными и другими факторами.
В связи с этим, в отличие от термина «текст»,
не применяется к древним и другим текстам,
связи которых с жизнью непосредственно
не восстановлены.[26, стр. 34-35]
Таким образом,
дискурс – это сложное коммуникативное
явление, кроме текста, включающее еще
и экстралингвистические факторы, необходимые
для понимания текста. Так дискурс всегда
является текстом, но не всякий текст является
дискурсом.
Согласно
определению И.А. Сыроева «Текст – это
определенная обобщенно-абстрактная модель,
которая является матрицей для реализации
в речи единичных авторских устных и письменных
текстов – дискурсов» [23, с.27], т.е. дискурс
– частный случай текста.
Макаров
в своей работе подчеркивает,
что в трактовках некоторых
лингвистов дискурс - интерактивный
способ речевого взаимодействия, в то
время как текст, обычно принадлежащему
одному автору, это сближает данное противопоставление
с оппозицией диалог / монолог. Иногда
«текст» и «дискурс» разграничивают
по оппозиции письменный текст / устный
дискурс, что значительно сужает объем
данных терминов, сводя их к двум формам
языковой деятельности. Однако, данный
подход является неактуальным в целом
ряде случаев, например, доклад можно рассматривать
одновременно и как письменный текст,
и как коммуникативное событие.
Е.И. Шейгал
отмечает, что в современных работах наблюдается
тенденция к противопоставлению дискурса
и текста по ряду оппозиций:
• функциональность
— структурность;
• процесс
— продукт;
• динамичность
— статичность;
• актуальность
— виртуальность;
• устный
— письменный. [33, с. 18]
В.Е. Чернявская
утверждает, что в одном из
возможных пониманий дискурс обозначает
текст в неразрывной связи с контекстом,
определяющим все то, что существенно
для порождения высказывания/текста, в
связи с системой коммуникативных когнитивных
целеустановок автора, взаимодействующего
с адресатом. В этом смысле дискурс характеризует
коммуникативный процесс, приводящий
к образованию определенной структуры
— текста. Так очевидным становится разделение
понятий «текст» и «дискурс» и задач традиционного
текстового анализа и анализа дискурса.
[31, стр. 120]
Таким образом, за широкой трактовкой
дискурса кроется его понимание как коммуникативного
события, происходящего между говорящим
и слушающим (наблюдателем) в процессе
коммуникативного действия в определенном
временном, пространственном и прочем
контексте; текст же больше актуализирует
структурные признаки.
Выводы к Главе 1
Изучив
теоретический материал по теме
«дискурс» мы пришли к следующим выводам:
1) Соглашаясь
с В.Е. Чернявской, под дискурсом понимаются
тексты в неразрывной связи с ситуативным
контекстом: в совокупности с социальными
факторами, с системой целеустановок автора,
взаимодействующего с адресатом, обусловливающим
уникальную упорядоченность языковых
единиц. В зависимости от исследовательских
задач дискурс, в одном случае, обозначает
конкретный коммуникативный акт в определенном
коммуникативном пространстве, в другом,
подразумевает содержательно-тематическую
общность группы текстов