Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:58, контрольная работа
Правописание безударных гласных в корне- написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем , в которых проверяемый гласный находится под ударением
Непроверяемые безударные гласные в корне- написание безударных гласных, не проверяемых ударением , определяется по орфографическому словарю.
Культура письменной речи………………………….……………3
Орфография…………………………………………......………….3
3. Пунктуация……………………………………………...……….…9
4. Культура устной речи………………………………..………….10
5. Орфоэпия….................................................................................10
6. Лексика........................................................................................11
7. Грамматика………………………………………………..…….12
8. Язык как средство общения……………………………..……..13
9. Список литературы…………………………………………….15
Повторение орфографических правил.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Интеллигенция; интеллектуальный;
врядли ему приснится; никто иной, как Печорин; быть на конференции; винегрет, гуманизм и истинный патриотизм; балованный ребёнок; сведения о предыстории; сентиментальная история; безыскусственный; говорить по-русски; скажи, чтобы он пришёл; будущий декабрист; нравственность; мировоззрение Базарова; в течение лета; надо же разобраться; послушай-ка; наперерез течению; говорить насчёт подписки; кто-либо; кое-какой
Расставьте знаки препинания в тексте.
ИЗ ИСТОРИИ БАНКОВ
Небесполезно помнить, что родоначальниками современных банков были менялы, появившиеся в западноевропейских странах в начале 19 века. Взимая немалые деньги за услуги, менялы помогали разменять крупные деньги, обменять одни на другие, рассчитывали, сколько нужно уплатить за покупку и какими монетами, так как простой человек не всегда мог сориентироваться в огромном количестве разнообразных монет. Однако, постепенно деятельность менял расширялась. В частности, они взялись за перевозку денег, составляя охраняемые караваны и принимая на себя ответственность за сохранность ценностей. Рисковать, безусловно, стоило: небезопасная доставка солидно оплачивалась.
Вскоре, купцы, не желавшие терять время на операции с деньгами, стали поручать менялам производить расчеты, а также хранить у них свои деньги. Вследствие этого и возникла гениальная идея - совершение расчетов без наличных денег.
В сундуках менял денег скопилось отнюдь не мало, и все они лежали без движения. Тогда-то и придумали давать часть денег взаймы на определённый срок, беря за это плату. Взяв на полгода 100 денежных единиц, человек должен был вернуть 120, сделав это вовремя. Меняла знал, что никогда все вкладчики не потребуют денег целиком и что вряд ли заберут их одновременно. Значит, можно не опасаясь неприятностей, пустить деньги в оборот. Поэтому менялы решили давать ссуды, начисляя за них проценты, и деньги стали приносить деньги
Определите тип сложного предложения (союзное, бессоюзное).
Расставьте знаки препинания.
12.Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это всё равно получится скверно, фальшиво.
Орфоэпия – в переводе с греческого языка обозначает: «правильная речь/произношение».
1. Наука, занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
2. Само такое правильное произношение.
Расставьте ударения.
Включит, Включим, Включите, Договоры, Запломбировать, Сироты, Встречаемся по средам, На торгах, Средствами, Свекла, Сок сливовый, Красивые банты, Воспринял, Дозвонишься, Завидно, Занятой человек, Занятое место, Каталог, Некролог, Нувориш, Красивее, Ветеринария, Кулинария, Взрывчатое вещество, Дефис, Документ, Домовая церковь, Зубчатый, Искра, Истекший год, Истёкший кровью, Кашлянуть , Квартал, Коклюш, Нефтепровод, Эксперт, Языковая колбаса, Языковой институт.
Объясните значения слов с разными ударениями.
Броня – закрепление кого/чего-нибудь за кем/чем-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое закрепление.
Видение – призрак, привидение; что-нибудь возникшее в воображении.
Кредит – ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие.
Лоскут – оторванный или отрезанный кусок ткани, кожи; небольшой участок какой-нибудь поверхности.
Расставьте ударения в топонимах.
Река – Анадырь, Селенга.
Горд – Росток, Кимры, Сидней.
Столица Венесуэлы – Каракас.
Столица Колумбии – Богота.
Озеро – Сенеж, Ильмень.
Остров – Кижи.
Страна – Панама, Перу, Шри-Ланка.
.
Разделите данные слова на две группы:
1) согласный звук в позиции перед / е / произносится мягко;
2) согласный звук в позиции перед / е / произносится твердо.
Запишите полученный результат.
1 группа: Резус, рейс, рейд, агрессия, анемия, берет, бекон, кофе, музей, непрезентабельный, купейный, термин, телефакс, юриспруденция, шинель, эфемерный, дегенерат, декада.
2 группа: Интервидение, интервью, интермедия, интернат, интерьер, рейтинг, реквием, адекватный, антитеза, апартеид, диспансер, безе, неологизм, фанера, стратегия, свитер, френч, чартер, кодекс, интервал, резюме, демарш.
Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения – ЧН - :
1 группа «ЧН»: античный, библиотечный, бутылочный, восточный, вечно, подсолнечник, вторично, единичный, лихорадочный, мелочность, научный, ночной, отличник, однозвучный, печной.
2группа «ШН»: бутылочный, нарочно, очечник, почечный, пустячный
3 группа «ЧН/ ШН»: горчичник, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, порядочный.
Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления.
Отредактируйте и запишите предложения.
Задание 2.
Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы).
Запишите исправленные предложения.
Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.
Запишите исправленный вариант.
4.Одинаковое решение было принято студентами второй группы.
Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов.
Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.
Техничный игрок – технический прогресс, террористическая акция – террористская группа, водные коммуникации – водяные жуки, национальные костюмы – националистические взгляды, желанный подарок – желательный исход, гуманная политика – гуманитарная помощь, гордость мужская – обуздать свою гордыню, консервация объекта – консервирование продуктов.
Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.
Как говорят:
10.«На краю пропасти»
11.«Козел отпущения»
Определите род
Женский род: кольраби, салями, авеню, женщина-космонавт, комедия-буфф.
Мужской род: атташе, какаду, хинди, сулугуни, ЛГУ, самолет-амфибия, голосище, братишка.
Средний род: дитя, фойе, хаки, букле, алоэ, кафе-столовая.
Женский/мужской род: плакса, умница, сирота, протеже, визави.
.
Запишите имена
Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.
Запишите их.
Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.
Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).
Подберите образцы текстов (8 – 10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.
А)научный
Б) официально-деловой
В) публицистический
Г) художественный
Прочитайте фрагменты газетных статей.
Найдите ошибки в словоупотреблении.
Запишите отредактированный
Устраните тавтологию, используя синонимы.
Запишите отредактированный вариант.
Список используемой литературы и источников:
М.: Гардарики, 2002