Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:41, реферат

Краткое описание

Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. Таким образом, суть современных методов заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать их активным участниками образовательного процесса. Цель исследования: выявить специфику современных методов и приемов, используемых на уроках иностранного языка. Задачи исследования: рассмотреть такие методы активного обучения, как метод учебных проектов, использование игр, музыки, стихов, песен, сказок на уроках иностранного языка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Специфика проектного метода в обучении детей младшего школьного возраста. Основные принципы проектной работы в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку…………………………………….4-9
§2. Игра. Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах...10-19
§3. Использование музыки, стихов, песен, сказок в процессе обучения на уроках иностранного языка………………………………………………….20-23
Заключение…………………………………………………………………...24-26
Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

началка реф.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Игра на уроке выступает  в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки.

Как и любой другой вид деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определенную цель, имеет конкретное, понятное ребенку содержание и исполнительную часть – игровые действия.

В игре возникает необходимость  что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребенка принять участие  в общении, в игровом действии.

Блестящий исследователь  игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и  непосредственному насыщению и  спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой  социальных отношений", Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми". [Выготский Л.С.,1991]

Игра – средство активизации  лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.

Игровая деятельность в  процессе обучения выполняет следующие  функции:

1) Обучающая функция  заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии  общеучебных умений и навыков,  а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

2) Воспитательная функция  заключается в воспитании такого  качества, как внимательное, гуманное  отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи  и взаимоподдержки. Учащимся вводятся  фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция  состоит в создании благоприятной  атмосферы на уроке, превращение  урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция  заключается в создании атмосферы  иноязычного общения, объединении  коллектива учащихся, установлении  новых эмоционально-коммуникативных  отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Релаксационная функция  – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную  систему при интенсивном обучении  иностранному языку.

6) Психологическая функция  состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.

7) Развивающая функция  направлена на гармоническое  развитие личностных качеств  для активизации резервных возможностей личности. [Бочарова Л.П.,1996]

Для ребёнка игра –  интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в  котором высказывания определённого  типа диктуются внутренними потребностями  игры.

Безусловно, не нужно  забывать, что игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.

Требования к игре как способу достижения задач обучения:

1) необходимо точно  знать, какой именно навык,  умение тренируются в данной  игре, что ребёнок не умел делать  до проведения игры и чему  он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет  песни и стихотворения, воспроизводит  заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребёнок приобретает новые навыки;

2) игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок. [Матюхина М.В., 1984]

Если говорить о формах игры, то они чрезвычайно разнообразные.

По виду деятельности игры делятся на:

- физические (двигательные);

- интеллектуальные (умственные);

- трудовые;

- социальные;

- психологические.

По характеру педагогического  процесса выделяются следующие группы игр:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические,  профориентационные.

По характеру игровой  методики игры можно разделить на:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- игры-драматизации.

Существует шесть основных особенностей использования игр на уроках иностранного языка:

1. формирование определенных навыков;

2. развитие определенных речевых  умений;

3. обучение уметь общаться;

4. развитие необходимых способностей  и психических функций;

5. познание (в сфере становления  собственно языка);

6. запоминание речевого материала.

Исходя из данных особенностей, имеется несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

1. Грамматические игры

Цель данного вида – научить  учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.

2. Лексические игры

Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся

3. Фонетические игры

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game.

4. Орфографические игры.

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

5. Творческие игры.

Цели игр – научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся.

Такие игры формируют  у учащихся навыки говорения, аудирования. Одной из задач подобного рода игр является обучение учащихся речевой  реакции в процессе коммуникации. [Пучкова Ю.Я., 2005]

Большое количество разнообразных  игр отнесены в разряд "Игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие. Ролевые игры".

Ситуация ролевого общения  является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является динамичной, связанной с решением определённых проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.

Основными параметрами, определяющими характер ролевой  ситуации, являются наличие единого  сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, которые нередко носят конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет понято неправильно.

Определены правила  проведения ролевых игр:

- обучающемуся предлагается  поставить себя в ситуацию, которая  может возникнуть вне аудитории,  в реальной жизни. Это может быть всё, что угодно: от встречи знакомого на улице до гораздо более сложной ситуации, например деловых переговоров, конференций и т. п.;

- обучающемуся необходимо  адаптироваться к определённой  роли в подобной ситуации. В  одних случаях он может играть самого себя, в других ему придётся взять на себя воображаемую роль;

- участникам ролевой  игры необходимо вести себя  так, как если бы всё происходило  в реальной жизни; их поведение  должно соответствовать и исполняемой  ими роли;

- участники игры должны концентрировать своё внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.

В проведении ролевой  игры выделяют 3 этапа:

l. подготовительный этап, включающий:

а) введение обучающихся  в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения или проблемой;

б) знакомство с лингвистическим  наполнением игры;

в) предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур.

Кроме того, дома обучающиеся  читают соответствующий текст, дополнительные материалы по поставленной проблеме и собирают информацию для каждой конкретной ситуации;

2. собственно ролевая  игра. Успех игры во многом  обусловлен наличием адекватных  ролевых предписаний, реквизита  и размещения участников игры (большим кругом, буквой "П" и т.д.). При этом ролевые карточки могут быть оформлены no-разному. Например, одна сторона карточки даёт информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборотные стороны карточек для разных участников различны, так как они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения. Другой вариант карточек может включать на одной стороне ролевое предписание для конкретного персонажа, а на другой – языковую подсказку. Учитель во время игры, как правило, принимает роль ведущего или одну из "второстепенных" ролей с тем, чтобы иметь полное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать "пассивных" участников к беседе, направить действия обучающихся в нужное русло;

3. заключительный этап  предполагает оценку преподавателем  деятельности обучающихся и, возможно, дискуссию по данной или близкой  проблеме.

Игру можно и нужно  вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Например, при обучении счёту можно использовать различные "считалки", не просто выучивая их наизусть, а используя для распределения ролей в последующей подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости, накапливающейся в процессе урока. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур. В играх такого типа мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала такая игра ни что иное, как словесное упражнение, но, превращая обычное словесное упражнение в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, неизбежного при рутинном заучивании, создаём эмоционально комфортную обстановку, повышаем интерес к изучению иностранного языка.

Информация о работе Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе и их специфика