Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:41, реферат
Необходимо разрабатывать и использовать новые подходы и технологии, нацеленные на повышение мотивации учебной деятельности школьников, а соответственно и уровня владения языком. Таким образом, суть современных методов заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сделать их активным участниками образовательного процесса. Цель исследования: выявить специфику современных методов и приемов, используемых на уроках иностранного языка. Задачи исследования: рассмотреть такие методы активного обучения, как метод учебных проектов, использование игр, музыки, стихов, песен, сказок на уроках иностранного языка
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Специфика проектного метода в обучении детей младшего школьного возраста. Основные принципы проектной работы в обучении детей младшего школьного возраста иностранному языку…………………………………….4-9
§2. Игра. Роль игры на уроках иностранного языка в младших классах...10-19
§3. Использование музыки, стихов, песен, сказок в процессе обучения на уроках иностранного языка………………………………………………….20-23
Заключение…………………………………………………………………...24-26
Список литературы………………………………………………………………27
Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки.
Как и любой другой вид деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определенную цель, имеет конкретное, понятное ребенку содержание и исполнительную часть – игровые действия.
В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребенка принять участие в общении, в игровом действии.
Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми". [Выготский Л.С.,1991]
Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
2) Воспитательная функция
заключается в воспитании
3) Развлекательная функция
состоит в создании
4) Коммуникативная функция
заключается в создании
5) Релаксационная функция
– снятие эмоционального
6) Психологическая функция
состоит в формировании
7) Развивающая функция
направлена на гармоническое
развитие личностных качеств
для активизации резервных возм
Для ребёнка игра –
интересное, увлекательное взаимодействие
с педагогом и сверстниками, в
котором высказывания определённого
типа диктуются внутренними
Безусловно, не нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения на данном этапе – от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
1) необходимо точно
знать, какой именно навык,
умение тренируются в данной
игре, что ребёнок не умел делать
до проведения игры и чему
он научился в процессе игры.
Если в игре ребенок повторяет
песни и стихотворения,
2) игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок. [Матюхина М.В., 1984]
Если говорить о формах игры, то они чрезвычайно разнообразные.
По виду деятельности игры делятся на:
- физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные);
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
2) познавательные, воспитательные, развивающие;
3) репродуктивные, продуктивные, творческие;
4)коммуникативные,
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
Существует шесть основных особенностей использования игр на уроках иностранного языка:
1. формирование определенных
2. развитие определенных речевых умений;
3. обучение уметь общаться;
4. развитие необходимых
5. познание (в сфере становления собственно языка);
6. запоминание речевого
Исходя из данных особенностей, имеется несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
1. Грамматические игры
Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.
2. Лексические игры
Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся
3. Фонетические игры
Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game.
4. Орфографические игры.
Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.
5. Творческие игры.
Цели игр – научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся.
Такие игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования. Одной из задач подобного рода игр является обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации. [Пучкова Ю.Я., 2005]
Большое количество разнообразных игр отнесены в разряд "Игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие. Ролевые игры".
Ситуация ролевого общения
является стимулом к развитию спонтанной
речи, если она является динамичной,
связанной с решением определённых
проблем и коммуникативных
Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной коммуникативной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, которые нередко носят конфликтный характер. Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, нет опасения, что общение не состоится, что поведение участников будет понято неправильно.
Определены правила проведения ролевых игр:
- обучающемуся предлагается
поставить себя в ситуацию, которая
может возникнуть вне
- обучающемуся необходимо адаптироваться к определённой роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придётся взять на себя воображаемую роль;
- участникам ролевой
игры необходимо вести себя
так, как если бы всё
- участники игры должны концентрировать своё внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
В проведении ролевой игры выделяют 3 этапа:
l. подготовительный этап, включающий:
а) введение обучающихся в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения или проблемой;
б) знакомство с лингвистическим наполнением игры;
в) предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур.
Кроме того, дома обучающиеся читают соответствующий текст, дополнительные материалы по поставленной проблеме и собирают информацию для каждой конкретной ситуации;
2. собственно ролевая
игра. Успех игры во многом
обусловлен наличием
3. заключительный этап
предполагает оценку
Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Например, при обучении счёту можно использовать различные "считалки", не просто выучивая их наизусть, а используя для распределения ролей в последующей подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости, накапливающейся в процессе урока. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур. В играх такого типа мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала такая игра ни что иное, как словесное упражнение, но, превращая обычное словесное упражнение в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, неизбежного при рутинном заучивании, создаём эмоционально комфортную обстановку, повышаем интерес к изучению иностранного языка.
Информация о работе Современные методы обучения иностранному языку в начальной школе и их специфика