Финансовые инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:19, лекция

Краткое описание

Финансовая инновация имеет следующие отличительные особенности:
Обязательность продажи нового финансового продукта на рынке финансовых инноваций.
Обязательность реализации финансовой операции на рынке или внутри хозяйствующего субъекта.
Функциональная зависимость финансовой инновации от времени.
Особенность самого финансового продукта, которая выражается, во-первых, в наличии единичного и массового спроса, во-вторых, в функционировании лимитированного и нелимитированного продукта, в-третьих, в существовании продукта в форме имущества и в форме имущественных прав.

Содержание

Содержание финансовых инноваций.
Финансовые инновации как рыночный товар.
Характеристика некоторых видов инноваций.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 2 Финансовые инновации.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Финансовые инновации

  1. Содержание финансовых инноваций.
  2. Финансовые инновации как рыночный товар.
  3. Характеристика некоторых видов инноваций.

 

  1. Содержание финансовых инноваций.

В общей системе инноваций можно выделить финансовую инновацию, т. е. инновацию, которая функционирует в финансовой сфере.

Финансовая инновация имеет следующие отличительные особенности:

  1. Обязательность продажи нового финансового продукта на рынке финансовых инноваций.
  2. Обязательность реализации финансовой операции на рынке или внутри хозяйствующего субъекта.
  3. Функциональная зависимость финансовой инновации от времени.
  4. Особенность самого финансового продукта, которая выражается, во-первых, в наличии единичного и массового спроса, во-вторых, в функционировании лимитированного и нелимитированного продукта, в-третьих, в существовании продукта в форме имущества и в форме имущественных прав.

Экономическая сущность финансовой инновации выражается в следующем.

Финансовая инновация — это реализованный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере.

Содержание финансовой инновации составляют новые финансовые продукты и новые финансовые операции.

Финансовый продукт представляет собой материальную часть оформленной услуги финансового института. Финансовый продукт имеет вид вещи (т. е. осязаемую форму), предназначенную для продажи на финансовом рынке. К финансовому продукту относятся ценные фондовые бумаги, монеты из драгоценных металлов, пластиковая расчетная или кредитная карта, договор банковского счета, пенсионный полис, объект недвижимости и т. п.

Новый финансовый продукт бывает:

  1. Массовый - это продукт без резко выраженной индивидуальности. Он включает в себя облигации государственного внутреннего займа всех видов, банковский депозитный счет, пенсионный полис, страховое свидетельство и др.;
  2. Единичный финансовый продукт — это индивидуальный продукт. Как вещь он имеет характерные, только ему присущие особенности, которые выделяют его среди других продуктов. Например, конкретная монета из конкретного драгоценного металла, конкретная недвижимость, акция, облигация конкретного хозяйствующего субъекта. Этот продукт имеет четко определенный круг своих покупателей. Поэтому он выпускается в расчете на конкретных потребителей (нумизматов, инвесторов).
  3. Лимитированный финансовый продукт — это продукт, объем или количество выпуска которого строго квотируется. Этот объем устанавливается при выпуске продукта. Размер объема (количества) выпуска продукта определяется многими факторами: размером уставного капитала хозяйствующего субъекта, спросом покупателей, наличием единицы самого продукта (объекты недвижимости) и т. п. К лимитируемым финансовым продуктам относятся акции, облигации, виды кредитных соглашений, объекты недвижимости и некоторые другие продукты.
  4. Нелимитированный финансовый продукт представляет собой продукт, объем (количество) выпуска которого не ограничено никакими квотами. Этот продукт выпускается в расчете на возможного потенциального покупателя. Численность покупателей есть величина неопределенная. Поэтому объем выпуска нелимитируемого финансового продукта не ограничивается никакими нормами и условиями, кроме фактора покупательского спроса. К нелимитируемым финансовым продуктам относятся: монеты из драг. металлов, пластиковые карты, банковские счета, страховые свидетельства, пенсионный полис и др.
  5. в форме имущества. Имущество — это вещь, то есть это материальный объект права собственности. Напр., деньги, слитки золота, монеты, драгоценные камни, ценные бумаги, земельный участок и др.
  6. имущественного права, которое означает право владеть, распоряжаться и пользоваться определенным имуществом. К финансовому продукту в форме имущественных прав относятся документы: договор банковского счета, кредитное соглашение, пенсионный полис и т. п.

Финансовая операция (лат. operatio — действие) означает процедуру действий, направленную на решение определенной задачи по управлению финансами.

К финансовым операциям относятся формы контроля и учета движения денежных средств и ценных бумаг (заменители денег), методы планирования финансовых показателей, методология составления финансовых планов разных видов (баланс доходов и расходов, план денежных потоков, бюджетирование, оперативные финансовые планы и др.), приемы финансового анализа.

Финансовые операции как действия имеют неосязаемую форму, т. е. их нельзя потрогать как вещь и поэтому нельзя продать по фиксированной цене. Чтобы быть проданной, финансовая операция должна быть материализована в форму вещи. Формой материализации финансовой операции являются инструкции, правила, методические указания, формулы, графики, т. е. какой-то определенный документ. Этот документ уже является финансовым продуктом, а значит, и объектом купли-продажи на финансовом рынке.

Продолжительность функционирования инновации на рынке определяется временем ее жизненного цикла.

При продолжительности во времени любое новое явление становится массовым, традиционным, т. е. обычным явлением. Финансовая инновация есть функция времени.

И = f (t),

где И — финансовая инновация;

t — время, т. е. продолжительность жизненного цикла финансовой инновации;

f— знак функции.

Таким образом, понятие «финансовая инновация» действует только в рамках времени, которые установлены начальной и конечной точкой жизненного цикла данной финансовой инновации. В связи с этим не может считаться финансовой инновацией финансовый продукт или операция, которые являются новыми только для данного финансового учреждения, но которые уже давно реализованы в других финансовых учреждениях.

 

2. Финансовые инновации как рыночный товар.

Финансовые инновации продаются на финансовом рынке, который создается финансовыми институтами: банками, биржами, фондами.

Неотъемлемой частью финансового рынка являются финансовые инновации. Без финансовых инноваций, как и без наличия конкуренции, финансовый рынок существовать не может.

Рынок финансовых инноваций имеет неразрывную связь со всеми финансовыми активами. Финансовый рынок как сложная система включает в себя валютный рынок, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, рынок ценных бумаг, денежный рынок, кредитный рынок, страховой рынок, рынок недвижимости, рынок долгов.

Рынок финансовых инноваций имеет четкую специфику, которая проявляется в:

  • монополизации рынка, вызванной монополизацией нововведений (новшеств);
  • бурных темпах развития рынка финансовых инноваций;
  • особенностях действия основных законов финансового рынка;
  • рискованности инвестиций в финансовые новации, т. е. наличием венчурного (рискованного) вложения капитала в новую сферу деятельности.

 

  1. Характеристика некоторых видов инноваций.

Мы кратко рассмотрим возможные на украинском рынке банковские инновации. Более подробное изучение представленных ниже видов инноваций вы рассмотрите самостоятельно.

1. Валютно-процентный своп. Своп (англ. swap, swop - обмен, менять) - это валютная операция по обмену между субъектами обязательствами или активами.

Валютный своп представляет собой покупку и одновременную форвардную продажу валюты (депорт) или, наоборот, продажу и одновременную форвардную покупку валюты (репорт).

Процентный своп - это обмен процентными ставками по заемным средствам.

Сочетание этих двух свопов ведет к совершенно новой финансовой операции: валютно-процентному свопу, который представляет собой обмен, как валютами, так и процентами, т. е. приобретает форму финансирования. Этот вид свопа может заключаться между несколькими участниками.

2. Своп с нулевым купоном. Нулевой купон означает отсутствие купонного дохода. При этом доход по ценной бумаге образуется не за счет процентов, начисленных на номинальную стоимость ценной бумаги, а за счет скидки (дисконта) с номинальной стоимости ценной бумаги при ее продаже и погашении ценной бумаги по номиналу. Своп с нулевым купоном применяется для бескупонных облигаций, например Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и т. п.

Сущность свопа с нулевым купоном заключается в том, что эмитент бескупонной облигации может осуществить обмен фиксированного дохода на доход по плавающей процентной ставке путем одновременного процентного свопа и обратного ежегодного платежа.

3. Складирование свопов (англ. warehousing of swaps) (проводит банк) -это заключение договора о свопе с банком и его страхование (обычно фьючерсами) до того момента, пока банк не подыщет вторую сторону договора о свопе. Сделки заключаются по требованию, и наличие второй стороны в момент заключения не обязательно.

4. Арбитраж «Каш-энд-карри» (англ. Cash and carry – платеж наличными и продажа) – это одновременная покупка ценных бумаг на условиях своп и продажа фьючерсных контрактов. Содержанием арбитража «Каш-энд-карри» может быть, например, покупка облигации за наличный расчет и одновременное заключение фьючерсного контракта на продажу данной облигации. Если в день закрытия фьючерсов цена продажи облигации превысит цену покупки облигации, то арбитражер получит прибыль. Цена продажи облигации включает в себя величину номинальной стоимости облигации и сумму процентного дохода.

5. Матчинг (от англ. Match – равносильный, соответствовать) означает нейтрализацию потерь от изменения курсов валют (валютная нейтрализация).

Матчинг – это совпадение валюты платежа и валюты цены во внешнеэкономическом контракте. Другими словами, матчинг представляет собой ситуацию, когда экспортер выписывает счет-фактуру на оплату экспортируемого им товара и соответственно получает платежи в той же валюте, в которой он несет затраты на производство и реализацию экспортируемого товара. Таким образом, матчинг представляет собой один из примеров управления валютным риском с помощью политики цен. Чтобы нейтрализовать влияние изменения курсов разных валют на свою финансовую деятельность, экспортер должен занять на рынке соответствующую нейтральную позицию. Если же экспортер не захочет получить платежи в валюте страны импортера, тогда платеж производится в валюте страны экспортера или одной из резервных валют (доллар США, евро, японская йена).

Например, если фирма в Германии покупает товар у фирмы из США, то валюта платежа в контракте обычно устанавливается в евро. Если фирма в Мексике покупает товар у фирмы из Франции, то валюта платежа в контракте указывается в резервной валюте (обычно в долларах США).

6. ФРА (англ. future / forward rate agreement – договор о будущей процентной ставке), как финансовый инструмент представляет собой договор (т. е. взаимное соглашение) двух сторон об установлении определенной величины ставки для определенного промежутка времени в будущем на определенную сумму вклада.

Действия ФРА можно представить следующей схемой:

Рис. 2.1. Схема действия договора ФРА

 

Рис. 2.1 показывает, что одна часть инвестиции (0 – А) будет профинансирована, а другая часть (А – Б) нет. Так как она будет иметь открытую позицию на весь период действия договора о ФРА.

Покупатель ФРА страхует себя от излишних выплат по процентам при увеличении величины процентной ставки. По договору ФРА процентная ставка назначается на срок, сдвинутый во времени в будущем, поэтому оба участника договора несут одинаковые риски (валютные риски) при колебании спроса и предложения на денежные средства. Предельная процентная ставка, под которую инвестор способен привлечь деньги для финансирования своих инвестиций без убытка, называется ставкой «форвард-форвард».

7. Содержание операции по сочетанию контокоррента с овердрафтом состоит в их совместном использовании при денежных платежах, особенно при валютных расчетах. Когда денежные средства (в том числе валюта) поступают на счет владельца раньше наступления срока платежа по заключенным контрактам, то они зачисляются на контокоррентный счет. Если срок платежа наступает раньше срока поступления денег, то инвестор использует овердрафт банка. Возврат кредита банку по овердрафту и процентов по нему будет произведен в момент поступления денег на счет владельца.

8. Операции по хеджированию  валютного риска.

Хеджирование (англ. hedging – ограждать) – это страхование валютных рисков от неблагоприятных изменений курса валют в будущем. Хеджирование производится на валютной и / или фьючерсной биржах с помощью контрактов, называемых «хедж» (англ. hedge - ограда, изгородь). Предприниматель, осуществляющий хеджирование, называется хеджер.

Существуют две операции хеджирования:

1.Хеджирование на повышение, называемое также хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов (форвардного контракта или опциона) применяется, когда необходимо застраховаться от возможного повышения курса валюты в будущем. Оно позволяет установить в форвардном контракте или опционе курс покупки валюты намного раньше срока, чем будет приобретена эта валюта. Хеджер покупает срочный контракт, дающий ему право купить валюту через какой-то срок по курсу, установленному в контракте.

2. Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей, – это биржевая операция с продажей срочных контрактов применяется, когда необходимо застраховаться от возможного понижения курса валюты в будущем. Оно позволяет установить в форвардном контракте или опционе курс продажи валюты намного раньше, чем она будет продана. Хеджер продает контракт, дающий ему право продать валюту через какой-то срок, по курсу, установленному в контракте.

На валютных биржах также производится купля-продажа опционных спрэдов. Спрэд (англ. spread – разрыв, прыжок) означает разницу в изменениях курса валюты или ценной бумаги. Спрэдовая сделка означает покупку одного опциона и продажу другого опциона этого вида (или на покупку валюты, или на продажу валюты), но с другими характеристиками, т. е. с другой страйк-ценой или с другой датой окончания срока действия опциона.

Такая стратегия позволяет покупателю спрэда получить прибыль от ожидаемого изменения курса валюты и снизить начальную цену опциона. Покупатель спрэда стремится за счет отказа от потенциально неограниченного дохода снизить риск.

 

Контрольные вопросы.

  1. В чем сущность и содержание финансовой инновации?
  2. Перечислите отличительные особенности финансовой инновации как экономической категории.
  3. Дайте определение финансовому продукту и назовите его виды.
  4. Охарактеризуйте финансовую операцию.
  5. Как понять выражение: «финансовая инновация есть функция времени»?
  6. Назовите особенности финансовой операции как объекта продажи.
  7. В чем выражается содержание валютно-процентного свопа?
  8. В чем выражается содержание свопа с нулевым купоном?
  9. В чем заключается операция по складированию свопов?
  10. Что такое арбитраж «Каш-энд-карри»?
  11. В чем выражается сущность и содержание матчинга?
  12. Охарактеризуйте операции ФРА.

Информация о работе Финансовые инновации