Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:23, реферат
Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, Языкознание входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.
Языкознание в системе наук.
Языкознание-наука о естественном человеческом языке
вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях
Место Языкознания среди других наук.
Языкознание и социальные науки.
Поскольку язык является
важнейшим средством
Естественный язык – наиболее важная
(и лучше всего изученная) знаковая система,
поэтому Языкознание часто рассматривается
как важнейшая из семиотических дисциплин.
Среди них Языкознание оказывается центральной
наукой, поскольку язык служит средством
для построения целого ряда текстов
(в частности, в художественной литературе)
и «надъязыковых» систем
(семиотических моделей мира), изучаемых
семиотическими дисциплинами. Для исследования
языковых текстов, служащих знаковым задачам
«надъязыковых» систем (мифологии, ритуала,
религии, философии и тому подобное), соответствующие
научные дисциплины обращаются за помощью
к Языкознанию и к ряду научных дисциплин,
пограничных с Языкознанием, - к филологии,
исследующей тексты, герменевтике, занимающейся
пониманием текстов, и так далее. Но вместе
с тем решение каждой из таких задач должно
специально исследоваться и в Языкознании,
так как любая новая социальная функция
языка существенно влияет на некоторые
его уровни. Необходимым оказывается возникновение
промежуточных дисциплин, соприкасающихся
с Языкознанием, таких, как лингвистическая
поэтика, во многих отношениях сближающаяся
с лингвистикой текста, исследующей языковые
законы построения текстов, и художественных.
Соотношение между Языкознанием и другими
науками можно исследовать в зависимости
от характера знаковой (или незнаковой)
природы предмета каждой из этих наук.
Теснее всего с Языкознанием из семиотических
дисциплин сближается грамматология –
наука о письме (поскольку есть виды письма,
лишь косвенно связанные с языком, граммотология
в целом не входит в
Языкознание. Кинесика соприкасается
с Языкознанием, в особенности на уровне
семантики (как и раздел грамматологии,
исследующий иероглифику).
Ключевая роль Языкознания
для многих смежных гуманитарных
наук делает выводы Языкознания важными
для всего гуманитарного знания
в целом. История
Языкознания по своим методам сближается
с историей и другими науками, исследующими
изменение во времени социальных структур,
развитие которых в ряде случаев определяет
и пути языковой эволюции, и развитие культуры,
литературы, искусства и другие. Одной
из важнейших проблем является выяснение
того, в какой мере развитие одного из
этих рядов эволюционирующих явлений
причинно влияет на эволюцию другого ряда.
История Языкознания соотносится с большим
числом исторических дисциплин, на выводы
которых оно опирается.
Многообразие функций
языка в обществе и тесный характер
его связи с мышлением и
с психической деятельностью
человека делает весьма гибким взаимодействие
Языкознание соответствующими социальными
и психологическими науками. Особенно
тесны связи Языкознания с
психологией, уже в 19 веке вызвавшие
вторжение психологических
Считавшиеся общими для Языкознания и
психологии вопросы соотнесения языка
и мышления интенсивно изучаются современной
логикой, философией языка и одновременно
составляют содержание лингвистической
семантики.
Языкознание и естественные науки. Языкознание и математика.
Связи Языкознания
с социальными науками и
А.Шлейхером анологии между сравнительно
– историческим языкознанием и дарвиновской
теорией эволюции нашли поддержку в современной
науке.
Дешифровка генетического кода во многом
основывалась на усвоении биологами опыта
Языкознания и на типологических аналогиях
со структурой естественного языка, которые
продолжают изучаться и генетиками, и
лингвистами. Методы сравнительной исторической
реконструкциипраформ и определения времени
расхождения между потомками одного праязыка
в Языкознании оказались аналогичны сходным
процедурам в молекулярной теории эволюции
(определения белка – исходного источника
для сопоставимых белков в разных организмах,
установление времени разделение организмов
в ходе эволюции). Контакт
Языкознания с биологией осуществляется
также при исследовании возможного наследственного
характера основы языковых способностей
человека, что связано и с проблематикой
глоттогенеза, и с разработкой идеи моногенеза
языка. Более четко определился статус
нейролингвистики, изучающей на основании
лингвистических данных функции и зоны
центральной нервной системы, связанные
в норме и патологии с языком. На границе
Языкознания и психиатрии находится исследование
особенностей речи при разных видах психических
расстройств. При психоанализе сосредотачивается
внимание на бессознательных речевых
ошибках и на не осознаваемом содержании
монолога пациента, произносимого в присутствии
врача. И.А.Бодуэн де Куртенэ, Э.
Сепир, М. М. Бахтин, Р. О. Якобсон, Э. Бенвенист,
исследуя связь науки о бессознательном
с Языкознанием, отметили, что разные уровни
языка в разной мере «автоматизированы»
и не осознаются говорящими, По мере развития
нейролингвистики ставится вопрос о соотношении
разных частей теории языка с характеристиками
работы соответствующих зон центральной
нервной системы человека. Для понимания
особенностей физиологии человека именно
язык играет особенно важную роль, что
постепенно начинает учитываться и в теоретических
работах по психофизиологии, и в медицинских
(психотерапевтических) приложениях, имеющих
аналогии в народной медицине (заговорные
тексты и тому подобное).
Современные инструментальные
методы экспериментальной фонетики
связаны с применением
(спектрографы, интонографы и тому подобное),
а также регистрирующие движения органов
речи (артикуляцию). Фонетика поэтому особенно
тесно связана с физикой и физиологией.
Технические задачи, связанные с увеличением
эффективного использования каналов передачи
речевой информации и с устным общением
с ЭВМ и работами, представляют собой практически
наиболее важные области прикладного
Языкознания, где проводится исследования
речи и вычисление её статических характеристик
методами математической теории информации,
разработанной академиком А. Н.
Колмогоровым и американским математиком
К. Шенноном. Связь Языкознания с теорией
информации, стимул для изучения которой
дали технические приложения
Языкознания, вместе с тем приводит к четкой
формулировке существенных проблем, связанных
с характером акта общения и с социальными
функциями языка.
За свойственным
некоторым направлениям Языкознания
первой половины 20 века сосредоточением
только на изучение языка как «предмета
в самом себе» с середины 20
века следует сближение Языкознания
с физико-математическими
(алгебраическую) теорию грамматик и статистическую
теорию языка
(использующую методы математической
статистики, теории вероятностей и теории
информации). Методы математической логики
применяются для формального описания
категорий естественных языков. Языкознание
оказалось той гуманитарной наукой, которая,
не порывая связей с другими науками о
человеке и его культуре, первой решительно
стала использовать не только инструментальные
методы наблюдения (в фонетике) и экспериментальные
приёмы
(в психолингвистике), но и систематически
применять математические способы
(в том числе и ЭВМ) для получения и записи
своих выводов. Быстро развивается вычислительная
лингвистика, цель которой – создание
сложных систем обслуживания ЭВМ посредством
языка, делающих возможным прямой разговор
человека с ЭВМ, автоматическую переработку,
запоминание, поиск и вывод информации
в речевой форме и тому подобное (иногда
часть этих задач объединяют термином
«инженерная лингвистика»). Существенная
роль языка и
Языкознания для компьютерной революции
(в особенности в связи с появлением к
середины 80-х годов персональных и других
компьютеров, способных вести диалог с
«потребителем» на естественном языке),
что приводит к дальнейшему стимулированию
роста именно тех областей Языкознания,
которые особенно важны для этих новейших
практических приложений. Многие традиционные
области Языкознания существенно изменяют
методику исследования благодаря возможности
использовать в них ЭВМ: становится возможным
построение программ, реконструирующих
разные альтернативные варианты фонологических
и грамматических уровней праязыков, машинное
определение времени разделения родственных
языков методом лексикостатистики, составление
машинных словарей для обширных корпусов
древних письменных текстов и проведение
не ЭВМ вспомогательных работ для дешифровки
древних письменностей, запись в памяти
машины полного грамматического словаря
конкретного языка и тому подобное.
Характер применения этих вычислительных
методов сближает вычислительное
Языкознание с такими науками, как экспериментальная
физика, где проверка определяющих математических
моделей осуществляется путём обработки
на ЭВМ соответственно экспериментального
материала. Описание мира и его фрагментов
в физики и других естественных науках
использует естественный язык; им в какой-то
мере продолжают пользоваться и после
выработки на его основе специально математического
языка; свойства естественного языка сохраняют
своё значение для этих наук и до настоящего
времени. Поэтому необходимость учета
особенностей естественного языка и достижений
Языкознания признаются крупнейшими представителями
физики и других естественных наук.
Принципы членения Языкознания на разделы и состав Языкознания.
Эмпирически сложившиеся
разделы Языкознания, частично пересекающиеся
и уже потому не образующие логически
единой системы, можно представить
как соотносящиеся друг с другом
по некоторым различным
Общее Языкознание и частичные науки о языке.
Различаются наиболее
общие и частные разделы
С 50-х годов 20 века развивается область общего Языкознания, которая занимается выделением структуры и языка самой лингвистической теории, называемой в широком смысле слова метатеорией Языкознания (в более узком смысле под метатеорией понимается часть общего Языкознания, занятая сравнительно оценкой разных типов лингвистических теорий).
Общее Языкознание
различает также разделы
Языкознания, которые преимущественно
занимаются структурой означающих и означаемых
и в меньшей степени теми неязыковыми
явлениями, с которыми соотнесены знаки
языка, называют иногда термином «внутреннее
Языкознание», или «внутренняя лингвистика»,
в отличие от теоретического названия
«внешнего Языкознания», или «внешней
лингвистики». Но поскольку язык как социальное
явление описывает некоторые внеязыковые
события, деления на
«внутреннее Языкознание и «внешнее Языкознание»
всегда условно и носит скорее количественный
характер (одни разделы носят более внутренний
характер, другие – более внешний).
Разграничиваются
области Языкознания, связанные прежде
всего с означающей стороной единиц Языкознания,
необходимой для того, чтобы говорящий
воспринимал при речевом общении передаваемый
ему текст. Фонетика ориентирована на
звуковой уровень – непосредственно доступную
для человеческого восприятия звуковую
сторону. Её предметом являются звуки
речи во всем их многообразии. Они исследуются
с помощью приборов, фиксирующих артикуляционные
(физиологические) и акустические характеристики
звуков.
Фонетисты опираются и на возможности
слухового аппарата человека, предназначенного,
в частности, и для восприятия речи, - человеческого
уха.
Фонетика зафиксировала и разработала
общий инвентарь звуков, используемых
в разных языках мира, и создала универсальную
систему для их записи – международную
фонетическую транскрипцию. Звуки языка
изучает также фонология, но с функциональной
и системной точек зрения, как дискретные
элементы, различающие между собой знаки
и тексты языка. В качестве исходной единицы
и объекта исследования фонологии выделяется
фонема или фонологический различительный
(дифференциальный) признак. В таких языках,
как классический тибетский, в качестве
основной единицы описания может быть
выбрана не фонема и не признак, а слог
или силлабема в силу наличия четкой структуры
последней. Вопрос об основной фонологической
единицы ( как и о единицах других уровней
языка) определяет только структурой и
функционированием данного конкретного
языка и не должен заранее одинаково решаться
для всех языков мира. Поэтому граница
между общим Языкознанием и
«частным» Языкознанием достаточно подвижна.
При выборе в качестве
основной единицы фонологического
уровня сегментной фонемы описание этого
уровня (над которым надстраивается
супрасегментный, или просодический,
включающий ударение, тон, интонацию
и тому подобное) в большей мере
сводится к выявлению разных позиционных
комбинаторных вариантов (аллофонов)
каждой фонемы. Многие фонологические
школы и направления при
(частей словоформ) – и разного рода грамматически
обусловленных чередований фонем.
Разделы Языкознания, которые изучают звуки речи, - фонетика, фонология, морфонология – не исследует означаемой стороны знаков как таковой. Эту сторону знаков исследуют другие (в широком смысле слова – семантически ориентированные) разделы Языкознания, для которых значения (то есть означаемые) представляют главный интерес. При этом обращается внимание одновременно как на означаемые стороны знаков (значения), так и на кодирование этих последних с помощью означаемых.