Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 12:56, реферат
Краткое описание
Цель работы состоит в изучении автоматизированных информационных систем Министерства юстиции РФ. Достижение цели предполагает решение ряда задач: определить особенности автоматизированных информационных систем; рассмотреть направления деятельности Министерства юстиции РФ; изучить назначение автоматизированных информационных систем Министерства юстиции РФ.
Министерство юстиции Российской
Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности.
Актуальность работы заключается
в рассмотрении автоматизированных информационных
систем в составе Министерства юстиции
РФ, способствующих повышению эффективности
производства объекта и обеспечивающих
качество управления. Наибольшая эффективность
АИС достигается при оптимизации планов
работы предприятий, организаций и учреждений,
быстрой выработке оперативных решений,
четком маневрировании материальными
и финансовыми ресурсами и т.д.
Цель работы состоит в изучении
автоматизированных информационных систем
Министерства юстиции РФ.
Достижение цели предполагает
решение ряда задач:
определить особенности автоматизированных
информационных систем;
рассмотреть направления деятельности Министерства юстиции
РФ;
изучить назначение автоматизированных
информационных систем Министерства юстиции РФ.
Автоматизированная информационная
система - совокупность информации, экономико-математических
методов и моделей, технических, программных,
технологических средств и специалистов,
предназначенная для обработки информации
и принятия управленческих решений.
Особенности
автоматизированных информационных систем
Информационная система - это
«совокупность внутренних и внешних потоков
прямой и обратной информационной связи
объекта, методов, средств, специалистов,
участвующих в процессе обработки информации
и выработке управленческих решений».
Информационная система представляет
собой систему, функционирование которой
во времени заключается в сборе, хранении,
обработке и распространении информации
о деятельности какого-то объекта реального
мира. Информационная система создается
для конкретного экономического объекта
и должна в определенной мере копировать
взаимосвязи элементов объекта.
Информационные системы предназначены
для решения задач обработки данных, автоматизации
конторских работ, выполнения поиска информации
и отдельных задач, основанных на методах
искусственного интеллекта.
Задачи обработки данных
обеспечивают обычно рутинную обработку
и хранение информации с целью выдачи
(регулярной или по запросам) сводной информации,
которая может потребоваться для управления
выбранным объектом.
Информационная система
является системой информационного обслуживания
работников управленческих служб и выполняет
технологические функции по накоплению,
хранению, передаче и обработке информации.
Она складывается, формируется и функционирует
в регламенте, определенном методами и
структурой управленческой деятельности,
принятой на конкретном экономическом
объекте, реализует цели и задачи, стоящие
перед ним. Однако отметим, что современный
уровень информатизации общества предопределяет
использование новейших технических,
технологических, программных средств
в различных информационных системах.
Автоматизированная
информационная система представляет
собой «совокупность информации, математических
методов и моделей, технических, программных,
технологических средств и специалистов,
предназначенную для обработки информации
и принятия управленческих решений».
Создание АИС способствует
повышению эффективности производства
объекта и обеспечивает качество управления.
Наибольшая эффективность АИС достигается
при оптимизации планов работы предприятий,
организаций и учреждений, быстрой выработке
оперативных решений, четком маневрировании
материальными и финансовыми ресурсами
и т.д.
Также возрастание
объемов информации в информационной
системе организаций, потребность в ускорении
и более сложных способах ее обработки
вызывают необходимость автоматизации
работы информационной системы, т.е. автоматизации
обработки информации.
В целом АИС можно рассматривать
как человеко-машинную систему с автоматизированной
технологией получения результатной информации,
необходимой для информационного обеспечения
персонала и оптимизации процесса управления
в предметной деятельности. В силу сложности
структуризации информации и формализации
процессов ее обработки автоматизация
всех информационных процедур организации
затруднена. Степень автоматизации различных
информационных процессов колеблется
от 10 до 20%.
В АИС проявляется
возможность отображения на информационную
плоскость всего, что происходит с организацией.
Все экономические факторы и ресурсы выступают
в единой информационной форме, в виде
данных.
2. Направления деятельности Министерства
юстиции РФ
Министерство юстиции
Российской Федерации - федеральное министерство,
проводящее государственную политику
и осуществляющее управление в сфере юстиции,
а также координирующее деятельность
в этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти.
Министерство по поручению
Президента РФ участвует в экспертизе
законов РФ, направленных к нему на подпись,
по поручению Правительства РФ рассматривает
предложения федеральных органов исполнительной
власти по вопросам законопроектной деятельности
Правительства, дает заключение о необходимости
разработки законопроектов. Министерство
юстиции само разрабатывает законопроекты,
вносимые Правительством РФ в порядке
законодательной инициативы, или участвует
в их подготовке. Оно координирует работу
федеральных органов исполнительной власти
по подготовке законопроектов, осуществляет
их юридическую экспертизу при поступлении
в Правительство РФ. Министерство юстиции
проводит юридическую экспертизу правовых
актов, принимаемых органами государственной
власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия
Конституции РФ или федеральному закону
представляет мотивированное заключение
в орган государственной власти, принявший
правовой акт. В связи с этим главам органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации постановлением Правительства
РФ предписано направлять в Министерство
юстиции РФ копии правовых актов после
их принятия. На Министерство юстиции
РФ возложено осуществление работы по
систематизации законодательства, в связи
с этим оно ведет банк нормативных актов
Российской Федерации, участвует в составлении
и издании Свода законов РФ.
Осуществляет контроль за соответствием
ведомственных нормативных актов Конституции
РФ, федеральным конституционным законам,
федеральным законам, указам Президента,
постановлениям Правительства РФ. В связи
с этим оно осуществляет их регистрацию.
Акты, не прошедшие государственную регистрацию,
не влекут за собой правовых последствий.
Министерство юстиции производит
государственную регистрацию уставов
общероссийских, международных и межрегиональных
общественных объединений, религиозных
объединений. Государственной регистрации
подлежат все коммерческие и некоммерческие
организации, федеральные органы власти
и органы власти субъектов РФ, муниципальные
органы власти, государственные и муниципальные
учреждения. Данные регистрации включаются
в Единый государственный реестр юридических
лиц. Возлагается функция регистрации
прав на недвижимость и сделок с ней. Эта
регистрация осуществляется органами
юстиции по месту нахождения недвижимости.
Министерство юстиции играет
активную роль в сфере развития юридических
услуг. В основном эта функция проявляется
в лицензировании права осуществлять
юридические услуги, аттестации юридического
персонала, контроле за деятельностью
юридических и физических лиц, осуществляющих
правовое обслуживание населения. Лицензии
выдаются Министерством юстиции и органами
юстиции субъектов РФ, которые ведут реестр
лицензий. При поступлении жалоб на действия
лица, получившего лицензию, Министерство
юстиции РФ и его органы вправе приостановить
или аннулировать лицензию.
Так же участвует в разработке
и осуществлении программ правовой информатизации
органов государственной власти. Оно организует
внедрение программно-аппаратных средств
сбора, обработки и анализа правовой информации
для судов, органов юстиции. Министерство
юстиции РФ с помощью различных средств
правовой информации осуществляет правовое
просвещение граждан с целью воспитания
уважения к законам, их неукоснительному
соблюдению.
Министерство юстиции РФ представляет
согласованные с Министерством иностранных
дел предложения о заключении международных
договоров РФ о правовой помощи по гражданским,
уголовным, семейным и иным делам, заключает
соглашения о правовом сотрудничестве
с соответствующими органами иностранных
государств и международных организаций.
Министерство юстиции РФ обязано давать
или не давать согласие на заключение
международных договоров, положения которых
имеют расхождение с российским законодательством,
представлять заключения о соответствии
или несоответствии договора российскому
законодательству и тех юридических последствиях,
которые могут наступить при заключении
договора. Министерство юстиции РФ организует
исполнение договоров о правовой помощи,
других международных договоров и конвенций,
относящихся к его компетенции.
Министерство юстиции РФ и его
органы контролируют соблюдение коллегиями
адвокатов требований закона, устанавливают
порядок оказания юридической помощи
гражданам и организациям, оказывают помощь
президиумам коллегий адвокатов по проведению
мероприятий по повышению профессионального
уровня адвокатов, издают методические
указания и рекомендации по вопросам деятельности
адвокатуры. Если решения общего собрания
коллегии адвокатов, постановления президиума
коллегии не соответствуют действующему
законодательству, Министерство юстиции
РФ или администрация краев, областей
приостанавливает их действие.
Министерство юстиции РФ открывает
и упраздняет государственные нотариальные
конторы, дает органам юстиции поручения
на их открытие и упразднение, ведет реестр
этих контор и контор нотариусов, занимающихся
частной практикой, устанавливает порядок
выдачи лицензий на право нотариальной
деятельности. Министерство юстиции РФ
и его органы обязаны осуществлять контроль
за деятельностью нотариусов. В связи
с этим они вправе истребовать от нотариуса
сведения о совершенных нотариальных
действиях и иные документы, утверждать
или не утверждать решения, принятые нотариальными
палатами. Министерство юстиции РФ осуществляет
назначение на должность как государственных,
так и частных нотариусов, направляет
в суд ходатайство о лишении нотариуса
лицензии. Совместно с Федеральной нотариальной
палатой Министерство юстиции РФ утверждает
правила нотариального производства.
3. Назначение автоматизированных
информационных систем Министерства
юстиции РФ
Если рассмотреть законотворческую
деятельность субъектов Федерации в разрезе
особенностей информационных процессов,
возникающих между центром и регионами,
характерной особенностью здесь можно
признать ведущую роль Министерства юстиции
РФ не только в обеспечении информатизации
регионов, но и контроле развития законодательства
субъектов Федерации.
Еженедельно из Министерства
юстиции РФ в регионы направляются новейшие
нормативные правовые акты, получаемые
из законодательных и иных органов, а также
директивные материалы Министерства.
Из регионов в порядке обратной связи
поступают акты регионального законодательства.
Характерно то, что функцией Министерства
юстиции РФ является проведение юридической
экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации на предмет
их соответствия Конституции РФ и федеральным
законам.
Для обеспечения этой
функции создана интегрированная база
данных «Правотворчество». Автоматизированная
информационная подсистема «Правотворчество»
представляет собой «экспертную систему,
включающую правовые базы данных и базы
данных знаний, она позволит более эффективно
и качественно выполнять задачи и функции
законопроектной деятельности, возложенные
на Минюст России».
За год в Министерстве
юстиции РФ проводится юридическая экспертиза
приблизительно по 5 тыс. актов. В этой
связи важно создание эффективной системы
учета и контроля развития законодательства
субъектов Российской Федерации, усиление
государственно-правовой ответственности
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
Конституции РФ и федерального законодательства.
Помимо функций контроля
и согласования развития нормативного
правового массива Российской Федерации
(включая информационно-правовые аспекты)
Министерство юстиции РФ ведет учет нормативных
правовых актов Российской Федерации,
а также, в силу возложенных на него функций,
обладает чрезвычайно развитой системой
правовой информации и активно участвует
в процессах информатизации правовой
системы России.
Основным информационным
ресурсом системы правовой информации
Министерства юстиции РФ являются базы
данных правовых актов. Ресурс включает
в себя несколько массивов информации:
компьютерные базы данных «Фонд», «Эталон»,
фонд правовых актов на бумажных носителях.
Отличительной чертой
баз данных правовой информации «Фонд»
и «Эталон» является «качественная обработка
правовых актов, возможность внесения
изменений в правовые акты в соответствии
с текущей правотворческой деятельностью,
оперативное предоставление пользователям
по телекоммуникационным каналам как
актуальной редакции текста правового
акта, так и нужной пользователю версии
на любую дату». Все эти особенности имеют
весьма существенное значение для повышения
оперативности и качества информационно-правового
обеспечения законодательной деятельности
как на федеральном, так и на региональном
уровнях.
Одной из важных особенностей,
обеспечиваемых базой данных «Эталон»,
является то, что наряду с обычным набором
услуг «Эталон» предоставляет статистические
данные о работе судов, информацию о деятельности
Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных
в данном Министерстве общественных и
религиозных объединениях.
В системе правовой
информации Министерства юстиции РФ особое
место принадлежит информационным ресурсам
судебной практики и правовой статистики,
данные, которых во многом отражают результативность
функционирования всей правоохранительной
системы и позволяют законодателю работать
с оперативной информацией и вести информационно-аналитические
исследования состояния правопорядка
с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое
регулирование либо оценить эффективность
существующего правового регулирования
в данной области.
Проведение правовых,
экономических и политических реформ
в Российской Федерации обусловило потребность
пользователей правовой информации в
законодательстве зарубежных стран. В
соответствии с Указом Президента РФ от
2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства
юстиции Российской Федерации» функции
по предоставлению правовой информации
и осуществлению международного информационно-правового
обмена возложены на Министерство юстиции
РФ.