Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 02:02, курсовая работа
Базы данных — это совокупность структур, предназначенных для хранения больших объемов информации и программных модулей, осуществляющих управление данными, их выборку, сортировку и другие подобные действия.
Информация базы данных хранится в одной или нескольких таблицах. Любая таблица с данными состоит из набора однотипных записей, расположенных друг за другом. Они представляют собой строки таблицы, которые можно добавлять, удалять или изменять.
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть
1.1 Роль базы данных в информационной системе…………………………5
1.2 Особенности базы данных реляционной модели……………………….6
1.3 Возможности СУБД……………………………………………………....9
2. Практическая часть
2.1 Информационно-логическая модель базы данных «Склад»…….…12
2.2 Логическая модель базы данных «Склад»……………………….….13
2.3 Таблицы базы данных «Склад»……………………………………....14
2.4 Описание создания 3-х запросов разного типа в базе данных «Склад»…………………………………………………………….…..17
2.5 Описание создания отчетов в базе данных «Склад»……….………22
2.6 SQL и VBA…………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………….28
Группа реляционных СУБД представлена на рынке программных продуктов очень широко. Это, например, такиесистемы, как Paradox, Clarion, dBASE, FoxBASE, FoxPro, Clipper, Access. Важнейшей характеристикой любой СУБД является используемый в ней тип транслятора (интерпретатор или компилятор). Программы, написанные для системы-интерпретатора, не работают без наличия самой этой системы. В настоящее время скорость работы таких программ не уступает скорости программ, сгенерированных компилятором. Бесспорным преимуществом интерпретаторов для программистов является удобство разработки и отладки программных продуктов, а также освоение языка. Из перечисленных СУБД dBASE, FoxPro, Access являются интерпретаторами, а Clipper – компилятором. В пакетах dBASE и FoxPro имеется компилятор, позволяющий при желании сформировать ЕХЕ-файлы готовых программ. Недостатком систем-компиляторов являются большие суммарные затраты времени на многократную компиляцию и сборку (линковку) исходных модулей программы при ее отладке.
СУБД Access имеет достаточно высокие скоростные характеристики и входит в состав чрезвычайно популярного в нашей стране и за рубежом пакета MicrosoftOffice. Набор команд и функций, предлагаемых разработчикам программных продуктов в среде Access, по мощи и гибкости отвечает большинству современных требований к представлению и обработке данных. В Access поддерживаются разнообразные всплывающие и многоуровневые меню, работа с окнами и мышью, реализованы функции низкоуровневого доступа к файлам, управления цветами, настройки принтера, представления данных в виде электронных таблиц и т. п. Система также обладает средствами быстрой генерации экранов, отчетов и меню, поддерживает язык управления запросами SQL, имеет встроенный язык VisualBasicforApplications (VBA), хорошо работает в сети. СУБД Access позволяет использовать другие компоненты пакета MicrosoftOffice, такие как текстовый процессор WordforWindows, электронные таблицы Excel и т.д.
Перечисленные факторы определили выбор СУБД Access в качестве среды для практического изучения вопросов проектирования баз данных в данной книге.
Приведем некоторые из средств MicrosoftAccess, существенно упрощающие разработку приложений.
1. Процедуры обработки
событий и модули форм и
отчетов. На встроенном языке
VBA можно писать процедуры
2. Свойства, определяемые
в процессе выполнения. С помощью
макроса или процедуры
3. Модель событий. Модель событий, похожая на используемую в языке MicrosoftVisualBasic, позволяет приложениям реагировать на возникновение различных событий, например нажатие клавиши на клавиатуре, перемещение мыши или истечение определенного интервала времени.
4. Использование обработки
данных с помощью VBA. С помощью
языка VBA можно определять и
обрабатывать различные
5. Построитель меню. Предназначен для помощи при создании специальных меню в приложениях. Кроме того, специальные меню могут содержать подменю.
6. Улучшенные средства
отладки. Помимо установки
7. Процедура обработки
ошибок. Помимо традиционных способов
обработки ошибок возможно
8. Улучшенный интерфейс защиты. Команды и окна диалога за-шиты упрощают процедуру зашиты и смены владельца объекта.
9. Программная поддержка механизма OLE. С помощью механизма OLE можно обрабатывать объекты из других приложений.
10. Программы-надстройки. С
помощью VBA можно создавать программы-
2.1 Информационно-логическая модель базы данных «Склад»
Информация хранится в базах данных Access в виде двумерных таблиц.
Связь «один-ко-многим» - наиболее часто используемый тип связи между таблицами. Эта связь создается в том случае, когда только одно из полей является ключевым или имеет уникальный индекс, т.е. значения в нем не повторяются.
В базе данных «Склад» можно выделить четыре информационных объекта, которые не будут обладать избыточностью, Товары, Сделки, Закупки и Поставщики. Представим состав реквизитов этих объектов в виде названия объекта (перечень реквизитов)»:
Для начала рассмотрим связь между объектами Поставщики и товар. Поставщик может поставлять несколько товаров, что соответствует многозначной связи. А каждый товар может поставляться множеством поставщиков. Это тоже многозначная связь. Т.е., связь между объектами Поставщики и Товар – « многие-ко-многим». А нам нужна «один-ко-многим».
В МSAccessдля контроля целостности данных с возможностью каскадного обновления и удаления данных необходимо создать вспомогательный объект связи, который состоит из ключевых реквизитов связываемых объектов и который может быть дополнен описательными реквизитами. В нашем случае таким объектом для связи служит объект Закупки, реквизитами которого являются: Код товара, Название товара, Дата закупки, Сумма закупки, Имя организации. Каждый поставщик поставляет несколько товаров, поэтому связь между объектами Товар и Закупки также будет «один-ко-многим». В результате получаем информационно-логическую модель базы данных «Склад», где многозначная связь обозначается двойной стрелкой, а связь «один» - одинарной стрелкой.
2.2 Логическая модель базы данных «Магазин»
В реляционной базе данных в качестве объектов рассматриваются отношения, которые можно представить в виде таблиц. Таблицы между собой связываются посредствам общих полей, т.е. одинаковых по форматам и, как правило, по названию, имеющихся в обеих таблицах. Нам надо ввести в таблицы общие поля для обеспечения связности данных. В таблицах Покупатели и Цены таким полем будет «Код покупателя», в таблицах Продавцы и Товар – «Код товара». Выбор цифровых кодов вместо покупателей, продавцов или товара обусловлен меньшим объемом информации в таких полях: например, число «11» по количеству символов значительно меньше слова «пылесос». В соответствии с этим логическая модель базы данных «Магазин» выглядит так, где жирным шрифтом выделены ключевые поля.
Имя |
Фамилия |
Организация |
Телефон |
Название товара |
Поставщики
Код товара |
Название товара |
Цена товара |
Код сделки |
Название товара |
Дата сделки |
Цена товара |
Закупки
Название товара |
Код товара |
Сумма закупки |
Дата закупки |
Имя организации |
2.3 Таблицы базы данных «Склад»
Загрузив Access, выбрав, в появившемся окне пункт Новая база данных, создадим базу данных «Склад».
Через вкладку таблицы в окне «Новая таблица», в режиме конструктора определяем поля таблицы 1.1.
В качестве ключевого поля задаем «Код покупателя». Закрываем таблицу, задав ей имя, Покупатели.
Все таблицы заполняются в режиме формы. Формы позволяют отображать данные, содержащиеся в таблицах или запросах в более удобном для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также изменять и удалять существующие данные.
Таблица 1.1
Аналогично создаются все таблицы.
Таблица 1.2
В качестве ключевого поля задаем «Код товара».
Таблица 1.3
Таблица 1.4
В таблицах 1.3-1.4 задавать ключевые поля не надо, т.к. данные во всех полях могут повторяться.
Далее разрабатываем схему данных, т.е. создаем связи между таблицами (это делается до ввода данных в таблицы в режиме формы).
Схема данных:
2.4 Описание создания 3-х запросов разного типа в базе данных « Магазин»
Запросы являются мощным средством обработки данных, хранимых в таблицах Access. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактном формате, подобном формату электронной таблицы, а также выполнять, выполнять вычисления над группами записей.
В Access можно создавать следующие типы запросов:
Запрос на выборку используется наиболее часто. При его выполнении данные, удовлетворяющие условиям отбора, выбираются из одной или из нескольких таблиц и выводятся в определенном порядке. Например, можно вывести на экран данные об продавцах, наименовании товара и их цене ( на основе таблиц : Товар, Продавцы и Цены). Можно также использовать запрос на выборку, чтобы сгруппировать записи для вычисления сумм, средних значений, пересчета и других действий.
Запрос с параметрами – это запрос, при выполнении которого в его диалоговом окне пользователю выдается приглашение ввести данные, на основе которых будет выполняться запрос. Например часто требуется данные о том, кто из Покупателей купил какой-либо товар. И на базе этих данных, постоянных покупателей можно удалить из списка путем запроса на изменение ( на удаление). Фактически запросы с параметрами не являются отдельными запросами, поскольку такие функции можно добавить к запросам на выборку, перекрестным запросам или запросам на изменение.
Для создания запроса с параметрами о Покупателях, купивших какой либо товар: