Безопасность информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 00:08, реферат

Краткое описание

Термин "безопасность информационных технологий" понимается специалистами по-разному, причем чаще всего имеется в виду какой-то один аспект этой проблемы. Например, с точки зрения производителя источников бесперебойного питания серьезную угрозу для вычислительной системы представляет нестабильность энергосети, а с позиции разработчика антивирусных программ - риск уничтожения бесценных данных. Каждый из этих аспектов, безусловно, заслуживает отдельного изучения, но для потребителя важно обеспечить безопасность вообще, а не только по отдельным рискам.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 35.59 Кб (Скачать файл)

 

В начале января 2001 года Государственная  Дума приняла решение создать  комитет, отвечающий за подготовку законопроекта  об электронной цифровой подписи. Принятие такого закона даст существенный толчок развитию электронного бизнеса.

 

В заключение, говоря о приоритетах  в развитии интернет-бизнеса в России, отметим, что сегодня ставка делается на развитие коммерции между предприятиями, тогда как еще в прошлом году основное внимание было обращено на потребительский рынок.

 

Перед государственными контролирующими  и правоохранительными органами стоит задача не оказаться "догоняющими" криминальные проявления. Основной упор необходимо сделать на предупреждение правонарушений и преступлений, совершаемых  в Интернете и с использованием Интернета. Причем сделать это можно  только объединив усилия государственных  и правоохранительных органов разных стран в рамках международного соглашения.

3. Защита информации и  прав субъектов в области информационных  процессов и информатизации

3.1. Цели защиты

 

Целями защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

 

предотвращение угроз  безопасности личности, общества, государства;

 

предотвращение несанкционированных  действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

 

предотвращение других форм незаконного вмешательства в  информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового  режима документированной информации как объекта собственности;

 

защита конституционных  прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

 

сохранение государственной  тайны, конфиденциальности документированной  информации в соответствии с законодательством;

 

обеспечение прав субъектов  в информационных процессах и  при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и  средств их обеспечения.

3.2. Защита информации

 

1. Защите подлежит любая  документированная информация, неправомерное  обращение с которой может  нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному  лицу.

 

Режим защиты информации устанавливается:

 

в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными  органами на основании Закона Российской Федерации " О государственной  тайне";

 

в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником  информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона " Об информации, информатизации и защите информации";

 

в отношении персональных данных - Федеральным законом " Об информации, информатизации и защите информации".

 

2. Органы государственной  власти и организации, ответственные  за формирование и использование  информационных ресурсов, подлежащих  защите, а также органы и организации,  разрабатывающие и применяющие  информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.

 

3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

4. Организации, обрабатывающие  информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью  государства, создают специальные  службы, обеспечивающие защиту информации.

 

5. Собственник информационных  ресурсов или уполномоченные  им лица имеют право осуществлять  контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

 

6. Собственник или владелец  документированной информации вправе  обращаться в органы государственной  власти для оценки правильности  выполнения норм и требований  по защите его информации в  информационных системах. Соответствующие  органы определяет Правительство  Российской Федерации. Эти органы  соблюдают условия конфиденциальности  самой информации и результатов  проверки.

3.3. Права и обязанности  субъектов в области защиты  информации

 

1. Собственник документов, массива документов, информационных  системили уполномоченные им лица в соответствии с Федеральным законом " Об информации, информатизации и защите информации" устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации.

 

2. Владелец документов, массива  документов, информационных систем  обеспечивает уровень защиты  информации в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

 

3. Риск, связанный с использованием  несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств.

 

Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

 

4. Собственник документов, массива документов, информационных  систем может обращаться в  организации, осуществляющие сертификацию  средств защиты информационных  систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

 

5. Владелец документов, массива  документов, информационных систем  обязан оповещать собственника  информационных ресурсови (или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации.

3.4. Защита прав субъектов  в сфере информационных процессов  и информатизации

 

1. Защита прав субъектов  в сфере формирования информационных  ресурсов, пользования информационными  ресурсами, разработки, производства  и применения информационных  систем, технологий и средств  их обеспеченияосуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.

 

2. Защита прав субъектов  в указанной сфере осуществляется  судом, арбитражным судом, третейским  судом с учетом специфики правонарушений  и нанесенного ущерба.

 

3. За правонарушения при  работе с документированной информациейорганы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

Для рассмотрения конфликтных  ситуаций и защиты прав участников в сфере формирования и использования  информационных ресурсов, создания и  использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения  могут создаваться временные  и постоянные третейские суды.

 

Третейский суд рассматривает  конфликты и споры сторон в  порядке, установленном законодательством  о третейских судах.

 

4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

3.5. Защита права на доступ  к информации

 

1. Отказ в доступе к  открытой информации или предоставление  пользователям заведомо недостоверной  информации могут быть обжалованы  в судебном порядке.

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами  между организациями рассматриваются  арбитражным судом.

 

Во всех случаях лица, которым  отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную  информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

 

2. Суд рассматривает споры  о необоснованном отнесении информации  к категории информации с ограниченным  доступом, иски о возмещении ущерба  в случаях необоснованного отказа  в предоставлении информации  пользователям или в результате  других нарушений прав пользователей.

 

3. Руководители, другие служащие  органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном  ограничении доступа к информации  и нарушении режима защиты  информации, несут ответственность  в соответствии с уголовным,  гражданским законодательством  и законодательством об административных  правонарушениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время действует  ряд законодательных нормативно-правовых актов, основные из них:

 

- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ

 

"Об участии в международном  информационном обмене";

 

Основная его цель создание условий для эффективного участия  России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований при международном  информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических  лиц при международном информационном обмене.

 

 

- Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ  "Об информации, информатизации и защите информации".

 

Его основные функция:

 

1. регулирование отношений  возникающих при формировании  и использовании информационных  ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления  потребителю документированной  информации;

 

2. создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

 

3. защите информации, прав  субъектов, участвующих в информационных  процессах и информатизации.

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в  международном информационном обмене"

 

2. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"

 

3. "Налоговый вестник" , N 4, апрель 2001 г. 

 

4. ЦИЭС "Бизнес-Программы-Сервис" "Финансовая газета" , N 27, июль 2001 г.

 

5. Постановление Правительства  РФ от 28 февраля 1996 г. N 226 "О государственном  учете и регистрации баз и  банков данных"


Информация о работе Безопасность информационных технологий