Безопасность корпоративных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Словосочетание "информационная безопасность" в разных контекстах может иметь различный смысл. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации термин "информационная безопасность" используется в широком смысле. Имеется в виду состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В Законе РФ "Об участии в международном информационном обмене" (закон утратил силу, в настоящее время действует "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") информационная безопасность определяется аналогичным образом – как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 Основные понятия………………………………………………..................... 3
2 Типы угроз…………………………………………………………………….. 3
2.1 Классификация угроз……………………………………………………... 3
2.1.1 Основные угрозы доступности информации………………………. 3
2.1.2 Основные угрозы целостности……………………………………… 3
2.1.3 Основные угрозы конфиденциальности…………………………… 3
3 Уровни обеспечения безопасности информационных систем……………. 3
3.1 Законодательный уровень………………………………………………. 3
3.2 Административный уровень……………………………………………. 3
3.2.1 Политика безопасности……………………………………………… 3
3.2.2 Программа безопасности……………………………………………. 3
3.2.3 Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем………………………………………………………………………. 3
3.3 Процедурный уровень…………………………………………………… 3
3.3.1 Управление персоналом……………………………………………...3
3.3.2 Физическая защита…………………………………………………... 3
3.3.3 Поддержание работоспособности…………………………………...3
3.3.4 Реагирование на нарушения режима безопасности…..……………3
3.3.5 Планирование восстановительных работ…………………………...3
3.4 Программно-технический уровень……………………………………... 3
3.4.1 Архитектурная безопасность……………………………………….. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 3

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая адм.docx

— 95.89 Кб (Скачать файл)
  • управление рисками (оценка рисков, выбор эффективных средств защиты);

  • координация деятельности в области информационной безопасности, пополнение и распределение ресурсов;

  • стратегическое планирование;

  • контроль деятельности в области информационной безопасности.

В рамках программы верхнего уровня принимаются стратегические решения по обеспечению безопасности, оцениваются технологические новинки. Информационные технологии развиваются очень быстро, и необходимо иметь четкую политику отслеживания и внедрения новых средств.

Контроль деятельности в области безопасности имеет двустороннюю направленность. Во-первых, необходимо гарантировать, что действия организации не противоречат законам. При этом следует поддерживать контакты с внешними контролирующими организациями. Во-вторых, нужно постоянно отслеживать состояние безопасности внутри организации, реагировать на случаи нарушений и дорабатывать защитные меры с учетом изменения обстановки. Программа верхнего уровня должна занимать строго определенное место в деятельности организации, она должна официально приниматься и поддерживаться руководством, а также иметь определенный штат и бюджет.

Цель программы нижнего уровня - обеспечить надежную и экономичную защиту конкретного сервиса или группы однородных сервисов. На этом уровне решается, какие следует использовать механизмы защиты; закупаются и устанавливаются технические средства; выполняется повседневное администрирование; отслеживается состояние слабых мест и т.п.

Обычно за программу нижнего уровня отвечают администраторы сервисов.

 

3.2.3 Синхронизация программы безопасности с жизненным циклом систем

 

 

Если синхронизировать программу безопасности нижнего уровня с жизненным циклом защищаемого сервиса, можно добиться большего эффекта с меньшими затратами. Добавить новую возможность к уже готовой системе на порядок сложнее, чем изначально спроектировать и реализовать ее. То же справедливо и для информационной безопасности.

В жизненном цикле информационного сервиса можно выделить следующие этапы:

  1. Инициация. На данном этапе выявляется необходимость в приобретении нового сервиса, документируется его предполагаемое назначение.
  2. Закупка. На данном этапе составляются спецификации, прорабатываются варианты приобретения, выполняется собственно закупка.
  3. Установка. Сервис устанавливается, конфигурируется, тестируется и вводится в эксплуатацию.
  4. Эксплуатация. На данном этапе сервис не только работает и администрируется, но и подвергается модификациям.
  5. Выведение из эксплуатации. Происходит переход на новый сервис[7].

На этапе инициации оформляется понимание того, что необходимо приобрести новый или значительно модернизировать существующий сервис и определяется какими характеристиками и какой функциональностью он должен обладать; оцениваются финансовые и иные ограничения.

С точки зрения безопасности важнейшим действием здесь является оценка критичности как самого сервиса, так и информации, которая с его помощью будет обрабатываться. Формулируются ответы на следующие вопросы:

  1. какого рода информация предназначается для обслуживания новым сервисом?

  1. каковы возможные последствия нарушения конфиденциальности, целостности и доступности этой информации?

  1. каковы угрозы, по отношению к которым сервис и информация будут наиболее уязвимы?

  1. есть ли какие-либо особенности нового сервиса (например, территориальная распределенность компонентов), требующие принятия специальных процедурных мер?

  1. каковы характеристики персонала, имеющие отношение к безопасности (квалификация, благонадежность)?

  1. каковы законодательные положения и внутренние правила, которым должен соответствовать новый сервис?

Результаты оценки критичности являются отправной точкой в составлении спецификаций. Кроме того, они определяют ту меру внимания, которую служба безопасности организации должна уделять новому сервису на последующих этапах его жизненного цикла.

Этап закупки - один из самых сложных. Нужно окончательно сформулировать требования к защитным средствам нового сервиса, к компании, которая может претендовать на роль поставщика, и к квалификации, которой должен обладать персонал, использующий или обслуживающий закупаемый продукт. Все эти сведения оформляются в виде спецификации, куда входят не только аппаратура и программы, но и документация, обслуживание, обучение персонала. Особое внимание должно уделяться вопросам совместимости нового сервиса с существующей конфигурацией. Нередко средства безопасности являются необязательными компонентами коммерческих продуктов, и нужно проследить, чтобы соответствующие пункты не выпали из спецификации.

Когда продукт закуплен, его необходимо установить. Несмотря на кажущуюся простоту, установка является очень ответственным делом. Во-первых, новый продукт следует сконфигурировать. Как правило, коммерческие продукты поставляются с отключенными средствами безопасности; их необходимо включить и должным образом настроить. Для большой организации, где много пользователей и данных, начальная настройка может стать весьма трудоемким и ответственным делом. Во-вторых, новый сервис нуждается в процедурных регуляторах. Следует позаботиться о чистоте и охране помещения, о документах, регламентирующих использование сервиса, о подготовке планов на случай экстренных ситуаций, об организации обучения пользователей и т.п. После принятия перечисленных мер необходимо провести тестирование. Его полнота и комплексность могут служить гарантией безопасности эксплуатации в штатном режиме.

Период эксплуатации - самый длительный и сложный. С психологической точки зрения наибольшую опасность в это время представляют незначительные изменения в конфигурации сервиса, в поведении пользователей и администраторов. Если безопасность не поддерживать, она ослабевает. Пользователи не столь ревностно выполняют должностные инструкции, администраторы менее тщательно анализируют регистрационную информацию. То один, то другой пользователь получает дополнительные привилегии. Кажется, что в сущности ничего не изменилось; на самом же деле от былой безопасности не осталось и следа. Для борьбы с эффектом медленных изменений приходится прибегать к периодическим проверкам безопасности сервиса. После значительных модификаций подобные проверки являются обязательными.

При выведении из эксплуатации затрагиваются аппаратно-программные компоненты сервиса и обрабатываемые им данные. Аппаратура продается, утилизируется или выбрасывается. Только в специфических случаях необходимо заботиться о физическом разрушении аппаратных компонентов, хранящих конфиденциальную информацию. При выведении данных из эксплуатации их обычно переносят на другую систему, архивируют, выбрасывают или уничтожают. Если архивирование производится с намерением впоследствии прочитать данные в другом месте, следует позаботиться об аппаратно-программной совместимости средств чтения и записи. Информационные технологии развиваются очень быстро, и через несколько лет устройств, способных прочитать старый носитель, может просто не оказаться. Если данные архивируются в зашифрованном виде, необходимо сохранить ключ и средства расшифровки. При архивировании и хранении архивной информации нельзя забывать о поддержании конфиденциальности данных.

 

 

3.3 Процедурный уровень

 

 

На этом уровне формируются меры безопасности которые ориентированы на людей, а не на технические средства.

На процедурном уровне можно выделить следующие классы мер:

  1. управление персоналом;

  1. физическая защита;

  1. поддержание работоспособности;

  1. реагирование на нарушения режима безопасности;

  1. планирование восстановительных работ.

 

3.3.1 Управление персоналом

 

 

Управление персоналом начинается с приема нового сотрудника на работу и даже раньше - с составления описания должности. Уже на данном этапе желательно подключить к работе специалиста по информационной безопасности для определения компьютерных привилегий, ассоциируемых с должностью. Существует два общих принципа, которые следует иметь в виду:

  • разделение обязанностей;

  • минимизация привилегий.

Принцип разделения обязанностей предписывает как распределять роли и ответственность, чтобы один человек не мог нарушить критически важный для организации процесс. Принцип минимизации привилегий предписывает выделять пользователям только те права доступа, которые необходимы им для выполнения служебных обязанностей. Назначение этого принципа - уменьшить ущерб от случайных или умышленных некорректных действий.

Предварительное составление описания должности позволяет оценить ее критичность и спланировать процедуру проверки и отбора кандидатов. Чем ответственнее должность, тем тщательнее нужно проверять кандидатов: навести о них справки, быть может, побеседовать с бывшими сослуживцами и т.д. Подобная процедура может быть длительной и дорогой, поэтому нет смысла дополнительно усложнять ее. В то же время, неразумно и совсем отказываться от предварительной проверки, чтобы случайно не принять на работу человека с уголовным прошлым или психическим заболеванием.

Когда кандидат определен, он, вероятно, должен пройти обучение; по крайней мере, его следует подробно ознакомить со служебными обязанностями, а также с нормами и процедурами информационной безопасности. Желательно, чтобы меры безопасности были им усвоены до вступления в должность и до заведения его системного аккаунта с входным именем, паролем и привилегиями. С момента заведения системного аккаунта начинается его администрирование, а также протоколирование и анализ действий пользователя. Постепенно изменяется окружение, в котором работает пользователь, его служебные обязанности и т.п. Все это требует соответствующего изменения привилегий. Техническую сложность представляют временные перемещения пользователя, выполнение им обязанностей взамен сотрудника, ушедшего в отпуск, и иные обстоятельства, когда полномочия нужно сначала предоставить, а через некоторое время взять обратно. В такие периоды профиль активности пользователя резко меняется, что создает трудности при выявлении подозрительных ситуаций. Определенную аккуратность следует соблюдать и при выдаче новых постоянных полномочий, не забывая ликвидировать старые права доступа. Ликвидация системного аккаунта пользователя, особенно в случае конфликта между сотрудником и организацией, должна производиться максимально оперативно (в идеале - одновременно с извещением о наказании или увольнении). Возможно и физическое ограничение доступа к рабочему месту. Разумеется, если сотрудник увольняется, у него нужно принять все его компьютерное оборудование и криптографические ключи, если использовались средства шифрования.

Проблема обучения - одна из основных с точки зрения информационной безопасности. Если сотрудник не знаком с политикой безопасности своей организации, он не может стремиться к достижению сформулированных в ней целей. Не зная мер безопасности, он не сможет их соблюдать. Напротив, если сотрудник знает, что его действия протоколируются, он, возможно, воздержится от нарушений.

 

3.3.2 Физическая защита

 

 

Основной принцип физической защиты - "непрерывность защиты в пространстве и времени".

Направления физической защиты:

  1. физическое управление доступом;

  1. противопожарные меры;

  1. защита поддерживающей инфраструктуры;

  1. защита от перехвата данных;

  1. защита мобильных систем.

Меры физического управления доступом позволяют контролировать и при необходимости ограничивать вход и выход сотрудников и посетителей. Контролироваться может все здание организации, а также отдельные помещения, например, те, где расположены серверы, коммуникационная аппаратура и т.п.Средства физического управления доступом известны давно. Это охрана, двери с замками, перегородки, телекамеры, датчики движения и многое другое. Для выбора оптимального (по критерию стоимость/эффективность) средства целесообразно провести анализ рисков.

Кроме того, есть смысл периодически отслеживать появление технических новинок в данной области, стараясь максимально автоматизировать физическую защиту. Противопожарные меры - необходимость установки противопожарной сигнализации и автоматических средств пожаротушения. Здесь нет смысла рассматривать противопожарные инструкции. К поддерживающей инфраструктуре можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры и средства коммуникаций. В принципе, к ним применимы те же требования целостности и доступности, что и к информационным системам. Для обеспечения целостности нужно защищать оборудование от краж и повреждений. Для поддержания доступности следует выбирать оборудование с максимальным временем наработки на отказ, дублировать ответственные узлы и всегда иметь под рукой запчасти.Перехват данных может осуществляться самыми разными способами. Злоумышленник может подсматривать за экраном монитора, читать пакеты, передаваемые по сети, производить анализ побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) и т.д. Остается уповать на повсеместное использование криптографии, стараться максимально расширить контролируемую территорию, пытаться держать под контролем линии связи,

Информация о работе Безопасность корпоративных информационных систем